«Smart City» — концепция устойчивого развития города

Рост интереса к теме «умных городов» в последние годы, в том числе и в России, обуславливает необходимость четкого определения данного понятия. Пока ни в России, ни за рубежом такого однозначного определения не сформировалось. Сам перевод англоязычного термина «Smart City» как «Умный город» не вполне однозначен, но прилагательное «умный» по отношению к городу означает прежде всего «устойчивый», «конкурентоспособный», «эффективный», «удобный для жизни».

Таким образом, Умный город должен характеризоваться высокоэффективными экономикой и управлением, высоким уровнем качества жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде и активным участием населения в городской жизни.

Непременной чертой Умного города является его долгосрочное устойчивое развитие. В 1987 году в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития было сформулировано общепризнанное определение «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»*. Это значит, что любое принимаемое управленческое решение не наносит кратко­ и долгосрочного ущерба любой из составляющих сфер устойчивого развития — обществу, экономике, экологической обстановке. Поэтому для Умного города чрезвычайно важно иметь эффективный управленческий и аналитический инструментарий, чтобы максимально просчитывать возможные негативные экстерналии, минимизировать их и ими управлять.

Управление устойчивым развитием, безусловно, является в настоящее время приоритетной задачей для Умных городов. Планирование в целях устойчивого развития сейчас остро нуждается не только в новых теоретических подходах, но и в новой методологии, в технологиях. Технологические прорывы последних десятилетий в создании новых материалов, в управлении ресурсами, в информационно-коммуникационной сфере заложили фундамент устойчивого развития, постепенно набирают популярность в российских городах. Но этим инициативам пока не всегда хватает системности, комплексности, профессионального обоснования в расстановке приоритетов развития.

Рейтинг устойчивого развития городов России, составленный агентством «Эс Джи Эм»**, призван в том числе помочь расставить приоритеты для муниципального и регионального руководства. При построении методики оценки устойчивого развития использовался российский и зарубежный опыт ведущих исследовательских групп и организаций: McKinsey, Ernst&Young, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital, института территориального планирования «Урбаника», Российского союза инженеров и др.

Развитие Умного города является устойчивым, когда соблюдается баланс неразрушающего для окружающей среды развития экономики и общественной сферы. Для измерения этих процессов был создан индекс устойчивого развития, который рассчитан на основе 32 статистических показателей, характеризующих устойчивое развитие города в трех основных блоках: экономическом, экологическом и блоке социальной сферы. В свою очередь каждый блок включает в себя две группы показателей, характеризующих все стороны городского развития: уровень и качество экономической базы города, состояние городской коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры, населения и экологической обстановки (табл. 1).

Аналитические материалы, полученные на основе индекса устойчивого развития российских городов, позволяют сделать несколько важных выводов. Во-­первых, на основе рейтинга можно выделить лидеров и аутсайдеров устойчивого развития, что безусловно укажет на эффективность муниципальной политики, остроту стоящих проблем, но и даст стимул к дальнейшей работе (рис. 1).

Во­-вторых, на его основе можно понять, насколько сильны диспропорции в муниципальном развитии, как много ещё предстоит работы по выравниванию дисбалансов для превращения в по-­настоящему Умный город (рис. 2). Кроме того, рассмотрение городов по регионам позволяет выделить диспропорции в региональном развитии. Так, все регионы можно подразделить на несколько групп в зависимости от рейтинга устойчивого развития городов и однородности значений этого рейтинга. Например, наиболее сбалансированным регионом со средними и высокими рейтингами устойчивого развития является Ханты­-Мансийский автономный округ, срединную группу со средними значениями рейтинга и средней дифференциацией составляют регионы Центрального и Приволжского Федеральных округов, а к очень дифференцированным относятся города Белгородской, Свердловской, Вологодской и Оренбургской областей. В однородных регионах проще внедрять идеи устойчивого развития, этот процесс можно «поставить на поток». В сильно дифференцированных регионах нужен индивидуальный подход для превращения города в «Умный».

Индекс и рейтинг устойчивого развития является лишь одним из наиболее общих инструментов аналитического обеспечения устойчивого развития городов. Это эффективный инструмент «скрининга» территории, который помогает составить стратегию устойчивого развития и «смартизации» городов. Индекс и его структура указывают на общий характер индивидуального развития города, позволяя разделить города по типам, чтобы в дальнейшем приступить к внедрению в них лучших практик, наиболее подходящих для каждого типа. Одной из них, получающих все большее развитие в России, является возведение экоустойчивых зданий и, более широко, «зеленое строительство» в целом.

Экоустойчивое строительство в Умных городах

Концепция Smart City тесно связана с улучшением эффективности функционирования отдельных зданий, жилых кварталов, инфраструктурных объектов, районов или целых городов. «Умный» подход к планированию городских территорий имеет общие задачи с «зеленым» подходом: снижение нагрузки на муниципальные сети, повышение энергоэффективности, улучшение связности пространства, повышение комфортности для пользователей зданий. Так, для получения «зеленой» сертификации по системе LEED (Leadership in Energy & Environmental Design) здание должно внед­рить у себя ряд «умных» решений, в том числе вести мониторинг и верификацию состояния различных систем (водоснабжение, отопление, энергетика). На стадии проектирования здания проводится предварительное энергетическое моделирование с использованием программных инструментов, таких как DOE­2, ES Virtual Environment, eQUEST. Кроме того, у здания должно быть автоматизированное управление уровнем углекислого газа, влажностью и другими характеристиками комфорта в помещении. Для того чтобы оценить, насколько качество функционирования «зеленого» здания соответствует потребностям посетителей, проводятся регулярные опросы, позволяющие выявить степень их удовлетворенности. Таким образом, с помощью «умных» систем можно сделать вновь возводимые здания гораздо более устойчивыми и «зелеными» — в первую очередь благодаря своевременному отслеживанию возникающих проблем и установлению более высоких требований ко всем системам без ущерба для комфорта пользователей зданий.

Лучшие практики комплексного планирования территорий также сочетают в себе черты «зеленого» и «умного» развития. Так, транспортное планирование территорий должно учитывать средний путь, выработанные маршруты населения, мощность транспортных потоков, время ожидания общественного транспорта, пешеходную доступность транспортных узлов. «Умное» транспортное планирование, в свою очередь, позволяет заметно ослабить нагрузку на окружающую среду: снизить выбросы углекислого газа, вызванные излишними поездками жителей, уменьшить тепловое и световое загрязнение от транспортной и сопутствующей инфраструктуры. В России существуют примеры внедрения «умных» транспортных систем, в ближайшие годы должна заработать интеллектуальная транспортная система Москвы. Масштабное внедрение других «умных» систем (коммунальных, энергетических) пока не нашло широкого применения в нашей стране: на данный момент ни один район или город не сертифицирован по LEED. Элементы «умного» управления коммунальными системами встречаются в отдельных зданиях, сертифицированных по LEED или BREEAM (табл. 2).

Связь Smart City и «Рейтинга губернаторов»

В России впервые концепции Умного города стали реализовываться в Greenfield­-проектах по строительству целых населенных пунктов и крупных городских районов. Сразу наметились регионы­-лидеры, уделившие особое внимание внедрению новых идей в городском планировании. К их числу в первую очередь относятся Республика Татарстан (проекты «Иннополис» и SmartCityKazan — новый район в Казани), Московская область (Сколково), Ленинградская область (новый город Усть­-Луга), Краснодарский край (олимпийский кластер в Сочи), Ульяновская область (микрорайон Смарт-Сити в Ульяновске). Можно говорить, что эти регионы — лидеры внедрения идей устойчивого развития в нашей стране. Не случайно, что именно их руководители получают высокие оценки в различных рейтингах эффективности власти, в том числе и в «Рейтинге губернаторов». Губернаторы сделали ставку на инновационное развитие, заложили основу для принятия эффективных управленческих решений и создания удобных, комфортных для жизни городов.

Можно обоснованно надеяться, что первый опыт функционирования Умных городов в России будет положительным. В этом случае, несомненно, будет не только достигнуто понимание эффективности новых подходов в градостроительстве, но и получено ее доказа­тельство.

* Наше общее будущее. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. ООН, 1987. http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf.
** Рейтинговое агентство «Эс Джи Эм» — Agency SGM (Sustainable Growth Management — управление устойчивым развитием).

Новая жизнь городской инфраструктуры

Антон Игнатов, руководитель индустриальных решений департамента программного обеспечения IBM в России и СНГ

В настоящее время очень динамично возрастают требования к инфраструктурам городов, а также потребности общества к разного рода сервисам.

При этом полная замена городских инфраструктур часто неосуществима с точки зрения затрат и сроков. Однако благодаря новейшим технологическим достижениям мы можем наделить уже существующие инфраструктуры новыми интеллектуальными возможностями. Под этим мы понимаем перевод систем на цифровые технологии и их связывание между собой для того, чтобы они могли воспринимать, анализировать и интегрировать данные, а также разумно реагировать на нужды в соответствующей области. Можно, например, давно установленную систему видеонаблюдения снабдить аналитическими функциями для предсказания пробок, оптимизации передвижения людей и просто для обеспечения безопасной и комфортной среды обитания.

Необходимо также понимать, что многие задачи, с которыми мы сталкиваемся в процессе создания более разумной планеты, сосредоточены вокруг поддержки устойчивого развития городов. Такое развитие приобретает все более важное значение не только для отдельных городов, но и для всей планеты в целом, но вопрос здесь заключается не в том, перейдут ли к нему города, а в том, какие из них сделают это раньше и лучше остальных.

Приведу пример одного из таких успешных проектов: в Сингапуре контролирующие организации в реальном времени получают информацию с датчиков, чтобы моделировать и предсказывать сценарии дорожного движения с точностью 90%. Системы предсказывают ситуацию на дорогах на некоторое время вперед и регулируют плотность движения, меняя пороговую плату за проезд по наиболее интенсивным направлениям и балансируя загрузку дорог.

Приятно отметить, что и в России руководители начинают осознавать необходимость построения именно «разумных городов», что они мыслят прогрессивно, внедряют инновации, которые соответствуют ожиданиям жителей и превосходят их. Они делают возможной взаимосвязь систем, охватывающих администрацию города, его жителей и предприятия различных отраслей. Это приводит к реальным результатам, обеспечивает заметный экономический рост, а самое главное, позволяет улучшить качество жизни населения.