Корпорация Teradata, крупный разработчик решений для аналитики больших данных и приложений для маркетинга, сообщила о переносе одного из своих продуктов — Центра цифрового маркетинга — в публичное облако компании КРОК. Событие примечательно тем, что это один из первых публичных проектов по миграции данных, появившийся после вступления в силу закона 242-ФЗ, который предписывает хранить персональные данные о гражданах России исключительно на территории РФ. Насколько большим был фронт работ, включая выбор партнера в России и перенос данных в российский ЦОД, рассказал управляющий директор Teradata Marketing Applications в Северной, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Пер Джон Йенсен.

Intelligent Enterprise: Пожалуйста, несколько слов о Teradata Marketing Applications. В чем заключается бизнес этого подразделения Teradata?

Пер Джон Йенсен: Мы живем в эпоху постоянной генерации ­больших потоков данных. Число устройств, подключенных к Интернету, уже превышает количество людей. А к 2020 году таких устройств будет на порядок больше, чем жителей Земли. При этом автомобиль последних лет выпуска за период эксплуатации производит больше данных, нежели человек за всю свою жизнь. Аналитики называют этот процесс «революцией данных».

Мы сейчас стоим на пороге создания новой экономики — экономики данных. Уже есть компании, которые строят свой бизнес исключительно на анализе информации. Хороший пример здесь представляют сервис Uber и его аналоги, которые ничем не владеют, их основной актив — правильное использование информации. Нашими заказчиками являются как новые компании, так и традиционный бизнес, который не хочет отставать от прогресса. Ведь компании, использующие данные, добиваются большего успеха за счет того, что раньше видят новые тенденции, у них лучше выстроены процессы.

Teradata делает фокус на аналитике, создании хранилищ данных, а с недавнего времени ещё и на маркетинге, на организации взаимодействия с клиентами. При этом наш подход опирается на технологии, связанные с обработкой больших данных, в том числе неструктурируемых. Тем самым мы даем традиционному бизнесу возможность воспользоваться перспективами, которые открываются благодаря экономике данных.

Наши решения по автоматизации процессов маркетинга базируются на четырех инструментах: Aprimo, eCircle, Ozone, Appoxee. Они ориентированы на проведение масштабных кампаний с использованием как традиционных каналов вроде SMS-сообщений или электронной почты, так и новых, таких как социальные сети. Причем кампаний с аналитикой в реальном времени. Это позволяет, например, не предлагать товар тем, кто его уже купил. Или тем, кто определённо не купит его в силу каких-то причин. Ведь бессмысленно, скажем, рекомендовать покупку телефона на Android тому, кто буквально вчера приобрел iPhone. Есть среди предлагаемых нами инструментов и своего рода ERP-система, ориентированная на планирование масштабных маркетинговых кампаний. Целевой аудиторией таких сервисов являются крупные организации. Но наш Центр цифрового маркетинга работает и с предприятиями меньшего масштаба, чем те, на которые рассчитаны аналитические решения. Стоимость «входного билета» мы оцениваем приблизительно в 30 тысяч евро в год за базовый набор сервисов. Есть среди наших заказчиков и быстроразвивающиеся компании, такие как российские «Яндекс» или «Юлмарт».

Все наши решения могут быть предоставлены и в качестве облачных сервисов. Это сейчас крайне востребовано, и Центр цифрового маркетинга — это часть единого облака Teradata Integrated Marketing Cloud.

Клиентами Teradata являются компании из разных секторов экономики. Особенно востребованы наши сервисы в банках, среди телекоммуникационных операторов, розничных торговых сетей, в государственных учреждениях. Всего у Teradata Marketing Applications 450 заказчиков. У «большой» Teradata — 2600 клиентов из 77 стран мира. И мы уделяем серьезное внимание России, куда несмотря на все временные трудности продолжают вкладывать инвестиции зарубежные компании. У нас есть российские заказчики, причем это далеко не только филиалы иностранных организаций.

Почему вы решили разместить платформу Центра цифрового маркетинга в нашей стране?

Основная причина — вступление в силу закона, требующего размещать персональные данные российских граждан на территории России. Надо сказать, что аналогичные законы действуют во многих странах. В Евросоюзе, например, требования по защите личных данных в чем-то даже жестче, чем у вас. Например, я не могу войти в систему, расположенную в Европе, находясь в США или любой другой стране, которая не присоединилась к Страсбургской конвенции. В России таких ограничений нет. Да и перечень того, что относится к персональным данным, в Евросоюзе существенно шире. И национальное законодательство некоторых стран также требует локализации определенных категорий данных на своей территории. Так что я не вижу в законе 242­-ФЗ ничего плохого. Это результат естественного развития отрасли.

Да, в принципе существуют методы, которые позволяют обойти требования российского законодательства по защите персональных данных. Некоторые компании просто не спешат выполнять российские законы. Но мы не хотим иметь каких бы то ни было проблем с соблюдением законодательства в любой стране, где работаем. В конце концов, это показатель того, что мы серьезно относимся к намерению вести здесь бизнес. По этой причине мы не стали после 1 сентября предлагать свои сервисы с использованием центров обработки данных, расположенных в США и Германии, а для этого заранее начали поиск партнеров в России. Тем более что у нас уже были российские заказчики Teradata Marketing Applications, и мы не хотели их подводить.

Да и безотносительно требований законодательства о защите персональных данных мы давно думали о переносе своих мощностей в Россию. Количество пользователей растет, и рано или поздно начались бы разного рода проблемы из-за того, что ЦОДы, на базе которых предоставляются наши сервисы российским заказчикам, расположены слишком далеко.

Кроме того, мы стремимся обеспечить нашим клиентам очень высокий уровень безопасности. Наверное, поэтому продукты Teradata пока никому еще не удалось взломать. Не было и случаев всяческого рода махинаций и мошенничества с данными. Наши решения для аналитики с недавнего времени позволяют выявлять целый ряд наиболее распространенных сценариев хищения, коррупции и прочих попыток нагреть руки за счет своей компании.

Что помимо требований законодательства по защите персональных данных препятствует проникновению ваших сервисов в Россию?

Среди очевидных вызовов, с которыми нам приходится сталкиваться в вашей стране, — необходимость сертификации и тенденция к импортозамещению, которая связана не только с политическими рисками, но и с повышением курсов валют. И мы активно занимаемся сертификацией своих решений. А нашим ответом на курс импортозамещения является более широкое использование решений с открытым кодом.

Как вы выбирали российского партнера для размещения вычислительных мощностей?

К поиску мы приступили в апреле этого года. Но очень скоро поняли, что мало кто из российских операторов коммерческих ЦОДов может удовлетворить нашим требованиям. Нам нужно было реальное соответствие целому ряду стандартов, направленных на поддержание безопасности и непрерывности бизнес-процессов, в том числе и подтвержденных сертификатами. Поскольку среди наших заказчиков очень много банков и крупных розничных сетей, такой оператор должен иметь опыт в прохождении сертификации по PCI DSS. А для соблюдения соглашений об уровне сервиса требовалось соответствие стандарту не ниже TIER III, да ещё крайне желательно, чтобы была резервная площадка. Кроме того, производительность подсистемы хранения должна быть весьма высокой, это критично для наших заказчиков, которые оперируют большими объемами данных. Наконец, необходимо, чтобы в службе технической поддержки ЦОДа были англоговорящие сотрудники.

Виртуальный дата-центр КРОКа оказался тем самым коммерческим ЦОДом в России, который соответствовал всем требованиям. Облако, развернутое на базе этого ЦОДа, стало наиболее привлекательным для нас вариантом с гарантированным уровнем производительности дисков, серверов и каналов связи, что позволяет размещать в нем высоконагруженные базы данных.

Уже в июне мы начали тестовые испытания, контракт был подписан спустя полтора месяца.

Как шли работы по проекту?

Работы по переносу данных начались сразу с момента подписания контракта. Очень помогло то, что виртуальный дата-­центр КРОКа использует схожий с Amazon подход к организации облачного бизнеса и полностью совместимые с Amazon EC2/S3-­протоколы. Полное самообслуживание позволило провести большую часть работы без привлечения специалистов КРОКа, в том числе в удаленном режиме. В итоге перемещение виртуальных машин и данных заняло даже меньше времени и материальных ресурсов, чем мы первоначально планировали. И практически весь фронт работ был проведен силами сотрудников нашего технического центра в Мюнхене.

При этом специалисты КРОКа очень помогли нам в проработке целого ряда процессов. Важной частью работ был аудит информационной безопасности, который проводили профильные специалисты нашего ЦОДа в Мюнхене с одной стороны и Максим Березин, руководитель виртуального дата-центра КРОКа, с другой. Аудит проходил в два этапа — заочный и очный. Заочный был окончен в начале августа. Очный аудит был проведен 28 августа и в общей сложности занял чуть больше десяти часов. На этом этапе мы проверяли, как в виртуальном дата-центре КРОКа реализованы процессы, которые регламентируются стандартом ISO 27001. Данный стандарт касается не только и не столько технических, сколько организационных мер, направленных на непрерывное поддержание и улучшение ситуации с безопасностью. Наши сотрудники были полностью удовлетворены тем, что увидели. В самом ближайшем будущем предстоит аудит со стороны BSI.

Уже 1 сентября первый заказчик Teradata начал работать с нашими сервисами, развернутыми на территории России. Официально же мы открыли Центр цифрового маркетинга спустя месяц, 1 октября.

Что представляет собой платформа, где размещены ваши мощности?

Виртуальный дата-центр КРОКа предоставил нам 89 виртуальных серверов и 11 Тбайт дисковой емкости на высокоскоростных твердотельных накопителях и еще столько же — на более медленных SATA-дисках. Две трети этих мощностей расположены на объекте ЦОДа «Компрессор», остальные — в ЦОДе «Волочаевская-1». Для защиты инфраструктуры используются виртуальные программно-аппаратные комплексы Cisco CSR и Palo Alto firewall. Для повышения безопасности доступа к порталу самообслуживания используются двухфакторная аутентификация по схеме 2FA. Естественно, при необходимости вычислительные мощности можно увеличить.

Каковы планы на будущее?

До конца года мы планируем увеличить количество заказчиков Центра цифрового маркетинга в России на двадцать компаний. Доступ к сервисам будет организован из облака КРОКа. Мы рассчитываем на рост спроса среди финансовых компаний, которые вслед за зарубежными коллегами и в вашей стране войдут в ТОП-5 ключевых заказчиков Teradata.

С Пером Джоном Йенсеном беседовал обозреватель Intelligent Enterprise Яков Шпунт