Компания «Химпэк», в качестве ERP-системы внедрившая у себя «1С: Управление производственным предприятием 8», вынуждена решать целый ряд как стандартных, так и специфических задач автоматизации производства. О наиболее востребованных направлениях информационной поддержки бизнеса, о некоторых нюансах данного процесса мы беседуем с директором по информационным технологиям «Химпэк» Александром Горячевым.

Intelligent Enterprise: О производстве, подобном тому, что развернуто в «Химпэк», нашему изданию приходится рассказывать не очень часто. В связи с этим хотелось бы начать с особенностей производственной деятельности предприятия, которые наиболее важны для вас как для специалиста, отвечающего за автоматизацию бизнеса.

Александр Горячев: Начну с того, что мы занимаемся как производственной деятельностью, так и дистрибуцией химических веществ для нужд других производств, и оба эти направления имеют непосредственное отношение к автоматизации.

Что касается производства, то мы выпускаем мягкую полимерную упаковку для промышленных насыпных грузов, доставляемых в промышленных масштабах на различные промышленные предприятия, и именно с этим видом деятельности связан ряд особенностей, которые прямо или косвенно необходимо учитывать при разработке политики автоматизации.

Во­-первых, как ни странно это может показаться, производство у нас не самое простое. Не вдаваясь в подробности, скажу, что оно реализовано в виде полного цикла — от исходного сырья до готовой продукции — и включает в себя около двадцати переделов.

Характерно также, что после многих из них продукция (возможно даже, по незапланированному заранее сценарию) может рассматриваться как конечная. Всем тем, кто занимается автоматизацией производства, я думаю, понятно, что к возможностям соответствующей настройки корпоративной информационной системы эти факты имеют самое прямое отношение.

Наша продукция может быть как серийной, так и поставляемой под заказ клиента. Производство серийной (доля которой в общем объеме нашего производства, кстати, в последнее время неуклонно падает) традиционно считается проще. Хотя и здесь есть свои нюансы, связанные, скажем, с необходимостью прогнозирования обезличенного спроса со стороны рынка. Это также, как известно, имеет отношение к определенным функциям информационной поддержки бизнеса.

Что касается позаказного производства, то конкретно в нашей ситуации есть свои нюансы. Оно у нас, может быть, и не такое сложное, как, скажем, в некоторых подотраслях машиностроения. Зато оно очень динамично. Полимерные контейнеры, которые и внешне-то различить порой не так просто, должны обладать совершенно разными свойствами. И процессы их производства соответственно будут различаться. Если в них, к примеру, будет насыпаться цемент (а он при начальной погрузке всегда имеет высокую температуру), то необходимы контейнеры одного типа, если какой-­либо насыпной материал будет поставляться зимой в районы крайнего севера, то востребованными окажутся совершенно иные свойства полипропиленовых контейнеров.

Появление новых изделий или даже новых модификаций всегда связано с временной нестабильностью производственного процесса, пока идёт его оптимизация. Но при этом нам никто не может гарантировать, что клиент, заказавший крупную партию специализированных контейнеров нового типа сегодня, будет наращивать заказы завтра. В нашем случае очень часто речь идет о разовых поставках. Тем не менее доля и разнообразие специализированной продукции все равно растет.

Однако и это еще не всё. Продукция «Химпэк» для наших заказчиков строго ассоциируется с набором функциональных свойств, необходимых именно им. Эти свойства предельно конкретны и понятны. Клиенты всегда закажут то, что им нужно, и проследят за надлежащим исполнением заказа, но никогда не будут платить за лишние характеристики. А такая прагматичность в нынешних условиях, как известно, характерна далеко не для всех рынков. Всё это означает, что если мы существенно промахнемся с количеством выпускаемой продукции и ее ассортиментом, то перспектива торговать в убыток совсем не кажется нереальной.

Сейчас много говорят о клиенториентированном бизнесе и особенностях его ИТ-поддержки. И всё сказанное мною, я считаю, говорит о том, что наш бизнес как раз и является таковым. Причем данная характеристика бизнеса появляется не потому, что мы хотим как­-то выделиться среди конкурентов, заработать на рынке позитивный имидж или даже получить дополнительный доход. В нашем случае клиенториентированность является неотъемлемой частью бизнеса, без которой он просто не существует.

Какие свойства информационных систем вами востребованы?

Очень большое значение для нас имеет отражение в системе (в нашем случае в «1С УПП» версии 8) производимой нами продукции. Это, разумеется, далеко не только наша задача, но именно для нас ее решение особенно актуально по уже названным причинам. Номенклатура очень динамична, разница между отдельными ее позициями порой небольшая, но различия эти чаще всего принципиальны. Цена же ошибки при этом, как правило, высока. На всё это накладывается не всегда высокий уровень компьютерной грамотности производственных специалистов, которая для них, прямо скажем, не является основным профессиональным навыком. Иными словами, абсолютно четкое, однозначное, прозрачное и при этом оперативное отражение всех возможных параметров производимой номенклатуры в ИТ-системе, инициализация возможных автоматических проверок, позволяющих исключить ошибки, для нас имеет первостепенное значение.

Когда на производстве требуется существенная детализация управленческой информации (а в целом это именно наш случай), речь часто заходит о партионном учете и соответственно об отражении данной методологии в ИТ-системе. Мы для себя решили, что партионный учет готовой продукции в своем классическом варианте нам не нужен, чего нельзя сказать об учете входящего сырья. Тут надо честно признать, что в нынешней экономической обстановке некоторые производители стремятся сократить затраты, но удержать стабильное качество при этом им удается далеко не всегда. Таким образом, информация о том, из какого конкретно сырья изготовлен тот или иной контейнер, для нас более чем полезна, и здесь без адекватного учета в ERP-системе тоже не обойтись.

В условиях существенной ориентации на спрос и весьма малого люфта для допустимых ошибок предсказание спроса конечно же тоже очень востребовано. Анализируется целый ряд параметров. Это цены готовой продукции и исходного сырья, объемы и номенклатура поставок, временные циклы производства и составляющих его переделов, сроки поставок, себестоимость на разных стадиях изготовления тех или иных изделий.

Из факторов, которые влияют на анализируемый спрос, можно выделить прежде всего сезонность.

Предприятия, поставляющие продукцию множеству заказчиков в пределах значительного территориального охвата, часто большое значение придают оптимизации логистических потоков. Перед вами стоит подобная проблема?

Для нас логистика — действительно существенная часть бизнеса, относящаяся не только к производственному, но и к дистибьюторскому направлению. У нас собственная логистическая служба, да и услугами внешних компаний мы также пользуемся. Хотя «Химпэк» — не профессиональный оператор: мы не консолидируем различные грузы, не выбираем маршруты доставки среди сотен и тысяч вариантов, и многие задачи оптимизации материальных потоков для нас, таким образом, не актуальны. Речь может идти прежде всего об отслеживании грузов в пути с применением, в частности, GPS-навигации. Однако всё это весьма обособленные и на сегодня стандартные задачи автоматизации.

Более хитрым вопросом, тесно примыкающим к логистическому направлению, является выбор форматов отгрузки продукции. Продукция, которую мы производим, поставляется в паллетах, причем вариантов паллетирования довольно много. Информационная система учитывать всё это позволяет полностью. Тут нет никаких проблем. Однако с чисто методической точки зрения и учет в данном случае более громоздкий, и риски возникновения ошибок заметно более высоки. Сложнее и процессы, так как могут потребоваться неоднократные пересогласования формата поставок на стадии их подготовки.

В таких производствах, как ваше, где присутствуют переделы исходного химического сырья, часто большую роль играют АСУТП, весьма заметные в общей архитектуре систем автоматизации промышленного производства. Иногда даже они наряду с ERP-системой формируют общее поле информационной поддержки бизнеса. Что вы можете сказать по этому поводу?

Во-­первых, само развитие АСУТП на предприятии сегодня тесно связано с закупкой того или иного оборудования, с которым она уже, как правило, поставляется в комплекте. Так что направление АСУТП уже по одной этой причине нельзя в полной мере назвать независимым. Кроме того, для этих систем, как правило, характерно решение целого ряда вполне конкретных низкоуровневых задач, связанных с работой конкретного оборудования. Например, расчет оптимального раскроя мате¬риала. Такой функционал, разумеется, нет необходимости интегрировать c ERP.

Можно, конечно, говорить о других, более практических параметрах интеграции, более близких, скажем, к управленческому учету. Но и тут (не в последнюю очередь потому, что развитие АСУТП имеет свои цели и законы), всё, как правило, трудно состыковывается. У нас, скажем, при производстве полипропиленовых нитей с помощью встроенной АСУТП можно вести автоматизированный учет в единицах длины. С точки зрения задач АСУТП такая логика совершенно оправданна. А в материальном и финансовом учете, организованном в ERP-системе, нить измеряется в килограммах, и с позиций менеджмента более высокого уровня это тоже оправданно. Но так или иначе проблема рассогласования при этом сохраняется.

Решить проблему, безусловно, можно. Но часто необходимо бывает затратить очень существенные усилия и при этом еще понести значительные финансовые затраты по доработке АСУТП. Что с лихвой съедает выгоду от создания единого ИТ-пространства.

Собственно по совокупности подобных причин у нас на предприятии АСУТП и ERP-система пока существуют независимо одна от другой, хотя чисто теоретически в целом ряде ситуаций их волне имело бы смысл интегрировать.

Из сказанного вами вначале по сути следует, что продукция, которую вы изготовляете, всегда должна удовлетворять неким стандартам. А значит, при производстве большое внимание следует уделять качеству…

Контроль качества самой продукции в целом вещь вполне понятная, с точки зрения автоматизации осуществляемая не в последнюю очередь при помощи тех же АСУТП. Качество процессов тоже связано с автоматизацией, хотя и с совершенно другими её направлениями.

На сегодня ИТ-поддержка управления качеством процессов не является первостепенной задачей. Почему? Прежде всего потому, что этой проблемой на предприятии занимается ограниченное количество людей. При этом речь идет о сотрудниках высокой квалификации, с высоким уровнем ответственности и самомотивацией. Профессиональные качества этих сотрудников вполне компенсируют потенциальную необходимость внедрения удобных в использовании и специально «заточенных» под конкретные задачи управления качеством инструментов.

Конечно, можно говорить о некой комплексной системе ИТ-поддержки обеспечения качества процессов, содержащей и некое workflow, и аналитику, и некоторые другие функции. Более того, этот вопрос у нас серьезно обсуждался. Но я со своей стороны понял, что такую систему придется если не разрабатывать с нуля, то уж точно собирать из разных готовых решений. А это уже влечёт дополнительные риски. В итоге по этому пути мы пока не идем.