Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ТИС Югры) в приложении мониторинга лесных пожаров и учета социально­значимых объектов создавалась в течение 2011—2013 годов. Ее задача — с наименьшими ресурсными затратами обеспечить координацию сил и средств для эффективной ликвидации чрезвычайных ситуаций. На наши вопросы по проекту отвечал первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Александр Ким.

Intelligent Enterprise: Каковы основные цели создания системы?

Александр Ким: ТИС Югры призвана повысить эффективность управления социально­-экономическим развитием автономного округа, улучшить качество государственного и муниципального управления, создать условия для развития информационно­-телекоммуникационной инфраструктуры с тем, чтобы удовлетворить потребность местных органов власти и населения в информации и информационном взаимодействии.

В рамках всероссийского конкурса проектов в области региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-ИТ» наша система рассматривалась с точки зрения мониторинга лесных пожаров и учета социально­-значимых объектов.

Какие сервисы система покрывает в настоящий момент? Кто является поставщиками и потребителями содержащейся в ней информации?

Приведу пример. Если в процессе мониторинга выявляется лесной пожар, то в ТИС Югры вносятся оперативные данные — местонахождение и характеристики пожара, а также подтверждающие фактографические документы. Часть информации — метеоданные, космоснимки, данные грозопеленгации и др. — передается в систему в автоматическом режиме. При этом пользователи могут получать необходимые информационные срезы в различных форматах — графическом, картографическом, табличном видах, в форме деловой графики.

И поставщиками, и потребителями содержащейся в ТИС Югры информации являются государственные и муниципальные органы власти, коммерческие предприятия и население.

Например, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа размещает в системе свою профильную ведомственную информацию и использует данные, загруженные в неё Департаментом по недропользованию автономного округа, минуя процедуру запросов и согласования, при условии, что к ним открыт доступ.

С какими информационными ресурсами регионального, федерального уровня или коммерческих компаний в настоящее время интегрирована данная система? Для каких целей и на каких технологических принципах осуществляется эта интеграция?

На сегодня ТИС Югры интегрирована с десятью информационными системами, начиная с решений регионального уровня, таких как информационно-­телекоммуникационная система «Ясень», используемая для мониторинга лесопожарной обстановки, и заканчивая решениями федерального уровня, например, системой Росгидромета (Ханты-Мансийский центр). Ведётся работа по интеграции ТИС Югры с порталом Роскосмоса. В 2013 году количество информационных систем, интегрированных с ТИС Югры, превысило пятьдесят.

Интеграция ТИС Югры с другими информационными системами преследует несколько целей. Среди них назову следующие: оперативное получение информации «из первых рук», комплексный анализ данных, полученных из различных источников, оптимизация людских и финансовых ресурсов, необходимых для создания информационных систем, сбора и обработки данных, защита вложенных в ИТ инвестиций, стимулирование сбалансированного развития всех информационных систем и ресурсов.

Интеграция осуществляется с использованием сервисно-ориентированной архитектуры обмена данными. Это позволяет после настройки электронных сервисов обеспечить обмен информацией между системами в круглосуточном режиме без участия оператора.

Каков жизненный цикл обработки информации в системе?

Здесь всё зависит от конкретного вида информации и от задач, которые решаются с её использованием. Есть информация, которая меняется и фиксируется посекундно (например, движение транспорта, подключенного к системе ГЛОНАСС и отслеживаемого посредством ТИС Югры). А есть информация, меняющаяся нерегулярно или по мере возникновения прецедента (например, фиксация лесного пожара). Существуют также данные, которые статичны и не меняются на протяжении многих лет, но, тем не менее, используются ежедневно (сюда относятся административные границы округа, районов, муниципальных образований).

Присутствуют ли в системе такие общие функциональные компоненты, как сбор данных, мониторинг, оперативная оценка, моделирование и прогнозирование ситуаций, подсистема принятия решений и их подготовки? Насколько создание этих компонентов представлялось важным и являло собой самостоятельную задачу как в методическом плане, так и в плане автоматизации?

В ТИС Югры созданы и продолжают создаваться по мере необходимости средства по сбору данных, включая и возможность удалённого их занесения. Что касается аналитической составляющей (оценка, моделирование, прогноз), то в этом направлении мы развиваем систему в настоящее время.

Механизмы сбора и хранения информации в виде атрибутивных, пространственных и документальных данных, а также алгоритмы представления информации в графическом, картографическом, табличном видах, в форме деловой графики хорошо известны и неоднократно опробованы на практике.

Вместе с тем известные сегодня алгоритмы поддержки принятия управленческих решений в большинстве случаев являются узкоспециализированными как в отраслевом, так и в методическом смысле. Поэтому приходится тратить немало усилий на то, чтобы выявить и реализовать типовые для любой практической задачи этапы ее анализа, а в некоторых (впрочем, довольно редких) случаях — и решения. Это отдельное направление научно-исследовательских работ, в которых только начали появляться первые успехи.

Что можно сказать о построении архитектуры системы в целом, а также о методах работы с информацией, которую она обеспечивает? Есть ли централизованная база данных, единое хранилище информации и выделенный вычислительный ресурс по их обработке (трехуровневая архитектура)? Какие инструменты были использованы для реализации целевой архитектуры?

В архитектуре ТИС Югры следует выделить инженерные и информационно-­технологические компоненты системы.

К инженерным относятся компоненты, которые выполняют инфокоммуникационные функции, такие как организация и предоставление каналов связи, предоставление доступа в Интернет, поддержка процесса обработки данных, формирование открытых и защищенных контуров компьютерных сетей, поддержка функционирования общесистемного ПО, обеспечение информационной безопасности и т. п.

В состав инженерных компонентов (головных структурных единиц) ТИС Югры включены: Центр обработки и хранения данных (для управления информационными процессами системы, накопления информационных ресурсов, их согласования и интеграции, обогащения и агрегации); Центральная информационно-­аналитическая служба (для обработки и анализа информации во времени, для информационного обеспечения принятия управленческих решений, препроцессинга многомерных данных); Удостоверяющий центр (для обеспечения единого пространства использования и признания цифровой подписи, в том числе и на федеральном уровне электронного правительства); Система межведомственного электронного взаимодейст­вия (для формирования единого информационного ресурса округа, организации доступа к информационным ресурсам, их преобразования и доставки в Центр обработки и хранения данных, для организации онлайн-сопряжения с внутренними и внешними по отношению к ТИС Югры информационными системами); система обеспечения безопасности информации (для защиты информации от несанкционированного доступа и разрушения).

К информационно-­технологическим компонентам отнесены базовые функциональные модули, без создания которых невозможно функционирование системы. Перечислю их.

Модули презентационного уровня: компонент сквозной аутентификации, хранилища многомерных и пространственных данных, презентационный компонент.

Модули уровня централизованного хранения данных: централизованное хранилище, компонент управления централизованным хранилищем, ГИС-компонент, компоненты интерактивного ввода показателей и сквозной аутентификации.

Модули уровня межведомственного электронного взаимодействия: реестр Web-сервисов, компонент мониторинга межведомственного электронного взаимодействия, компонент описания правил информационного взаимодействия и компонент его выполнения.

Модули уровня хранения государственной тайны и конфиденциальной информации: хранилище данных и компонент управления им, ГИС-компонент, компонент сквозной аутентификации.

Сюда же относятся ведомственные информационные системы и ресурсы.

Насколько необходимо было обеспечить Web-доступ к основным функциям системы вообще и с помощью мобильных устройств в частности?

Это один из самых важных аспектов, которые учитывались при создании ТИС Югры. Ведь, согласитесь, доступность системы должна обеспечиваться независимо от местоположения пользователя. Главное, чтобы был доступ в сеть Интернет, в том числе и мобильный.

Должна ли быть гибкой система в отношении добавления новых функций или изменения существующих?

На сегодняшний день все базовые функции ТИС Югры реализованы. Так, разработаны различные инструменты загрузки данных, в том числе в удалённом и пакетном режимах или через интеграционную шину. Представлены в широком диапазоне механизмы доступа к информационным ресурсам, их поиска, выборки и комплексного представления. Реализованы инструменты использования пространственных данных, формы деловой графики и отчётности.

Следующий шаг — научиться умело и профессионально использовать эти функциональные возможности для решения любых информационных и научно-аналитических задач независимо от изменяющейся ситуации и факторов. В этом кроется основной секрет гибкости системы.

Безусловно, в ходе эксплуатации придется добавлять новые функции и изменять существующие, но это вопрос профессионалов, и для этого ТИС Югры находится в режиме сопровождения со стороны разработчика. Это общепринятая мировая практика.

Насколько богатыми должны быть возможности в отношении пользовательского интерфейса и работы с данными разных фор­матов?

Интерфейс информационной системы должен быть в первую очередь прост и интуитивно понятен, но в то же время способен предоставить пользователю все необходимые инструменты для выполнения требуемой задачи.

К примеру, если речь идет о загрузке данных, то решаются задачи интеграции и согласования информационных ресурсов, активного использования справочников и классификаторов.

Если же речь идет о предоставлении информации из ТИС Югры, то задействованы совершенно иные механизмы — пространственное положение, подтверждение значений показателей копиями отсканированных документов, взаимосвязи между объектами различной тематической направленности.

А для задачи информационного обеспечения особенно важными являются формы комплексного представления информации, предоставление актуальных данных «на любой отрезок времени» через онлайн-взаимодействие.

Насколько и для решения каких задач были востребованы популярные прикладные функции, например анализ структурированной или неструктурированной информации, работа с документами, равно как и базовые технологические подходы: геоинформационные системы, GPS-навигация, видеокамеры, различные датчики автоматизированного съема информации?

Все перечисленные решения и технологические подходы так или иначе применены в ТИС Югры и будут использоваться при дальнейшем развитии данной информационной системы.