Наша беседа с Дмитрием Даниленко, вице-президентом по развитию электронных сервисов Группы QIWI, была посвящена той роли, которую играют мобильные технологии в развитии платежных сервисов.

Intelligent Enterprise: Шесть лет назад вы были пионерами на новом рынке. Что изменилось с тех пор и какова ситуация сейчас?

Дмитрий Даниленко: Дей­ст­вительно, еще пять­шесть лет тому назад рынок электронной коммерции находился в стадии формирования. Счет интернет-магазинов и онлайновых торговых площадок шел на десятки, а российские покупатели только делали первые попытки размещения заказов в Сети. Причем азиатские интернет-магазины наши соотечественники тогда для себя ещё не открыли, речь шла преимущественно о компаниях из США.

Собственно, цифры говорят сами за себя: в 2010 году, по оценкам аналитического агентства J’Sons and Partners, объем российского рынка интернет-торговли составил 176,9 млрд рублей, в 2011-м он вырос уже более чем в полтора раза, до 312,6 млрд. А в 2015-м, по предварительным данным, этот рынок впервые показал небольшую отрицательную динамику и по отношению к 2014 году снизился на 5%, до 650 млрд рублей.

Можно смело утверждать, что за это время Россия довольно быстро стала заметной частью мирового рынка электронной коммерции. Более того, наша страна сыграла на нем чрезвычайно важную роль, сбалансировав потоки онлайн-товаров между Европой и Азией. Россияне сделали, по разным оценкам, до 50 млн заказов в зарубежных интернет-магазинах. И порядка 60% онлайн-торговли в России является трансграничной.

Впрочем, внутренняя онлайн-торговля также динамично развивалась, многие розничные сети включились в этот тренд и создали свои, зачастую обособленные, интернет-магазины. На этом рынке работает уже 40 тыс. игроков.

И чем же Россия обязана такому взрывному росту популярности электронной коммерции?

Вся необходимая для интернет-торговли инфраструктура к тому моменту была уже сформирована и предлагала интернет-магазинам готовые решения по различным опциям оплаты. А учитывая тот факт, что лишь четверть россиян оплачивала онлайн-заказы банковскими картами, решения QIWI пришлись как нельзя кстати. То, что у нас были платежные сервисы как в онлайне, так и в офлайне, позволило сделать покупки в Интернете доступными для подавляющего большинства россиян.

Насколько реально сегодня использовать наличные средства в онлайновой и мобильной коммерции?

Для многих совмещение наличных и онлайн-торговли кажется неестественным и сложным в реализации. Но не для QIWI, которая, повторюсь, работает как терминальная сеть в офлайне и как электронный кошелек в онлайне. Мы своевременно предложили интернет-магазинам полный набор платежных решений, чтобы у потенциальных покупателей был максимально широкий выбор вариантов оплаты: картой, наличными, электронными деньгами.

Одним из таких решений, которое, к слову, способствовало взрывному росту онлайн-заказов товаров на китайских розничных площадках (AliExpress, JD.com, DHGate и др.), стала возможность оплачивать наличными в QIWI-терминалах. То есть покупатель, не имеющий банковской карты или не желающий «светить» ее в Интернете, в любом регионе России легко может выбрать товар, оформить заказ и в ближайшем QIWI-терминале оплатить его наличными деньгами.

Другое уникальное решение QIWI — Payment-on-Delivery (оплата при доставке). Одним из главных ограничений развития российского сектора рынка электронной торговли является сохранившаяся у жителей страны привычка оплачивать товары при доставке его курьером. Доля этого способа оплаты составляет 74%, то есть его предпочитают трое из четырех покупателей.

Более того, в рамках проекта по расширению функционала своих платежных терминалов QIWI инвестирует развитие сети постаматов шаговой доступности. Покупателю достаточно выбрать товары в интернет­-магазине и направить заказ в нужный постамат. После того как заказ загрузят в постамат, получатель получит SMS-сообщение и может идти оплачивать и забирать его. Логистическим партнером этого проекта QIWI является компания PickPoint.

На практике это выглядит следующим образом. На сайте зарубежного интернет-магазина покупатель выбирает опцию «наложенный платеж» с возможностью оплатить покупку в момент доставки. Данный сервис интегрирован с Почтой России и несколькими курьерскими службами. В момент получения посылки в почтовом отделении либо у курьера покупатель производит оплату. При этом продавец гарантированно получает сумму за заказ в валюте, а покупатель оплачивает его в рублях.

Наш опыт доказывает, что наличные деньги не только совместимы с электронной коммерцией, но и вполне способны стать драйвером ее роста.

Какие новые возможности в этой сфере способны дать мобильные приложения?

Смартфон сегодня 24 часа в сутки находится рядом с человеком. Так что процесс «перетекания» онлайн-коммерции из Интернета в мобильные приложения абсолютно закономерен. Для интернет-магазинов это удобно тем, что благодаря push-уведомлениям или SMS-рассылкам не теряется контакт с покупателем, его легче и дешевле информировать о специальных акциях, распродажах, персонализированных предложениях товаров, основанных на истории его покупок. А покупателям мобильные приложения позволяют вовремя узнать о распродаже, успеть купить нужный товар по специальной цене и оплатить его прямо из смартфона.

Мы в QIWI с конца 2014 года наблюдаем устойчивый тренд оплаты с помощью мобильного приложения. Для примера возьмем недавний «Киберпонедельник-2016», который состоялся 25 января. По сравнению с прошлым «Киберпонедельником» платежи пользователей мобильного приложения Visa QIWI Wallet в адрес российских интернет-магазинов выросли в денежном выражении на 54%, а в количественном — почти в два раза.

При этом бóльшую часть товаров люди покупали в самом нижнем ценовом сегменте. Средняя сумма платежа составила 500 рублей, что на 25% ниже показателя прошлой распродажи. В целом рост числа пользователей VISA QIWI Wallet, принявших участие в «Киберпонедельнике-2016», составил 56% к прошлому году и 22% к обычному дню текущей зимы.

Насколько сложно создание безопасного и удобного мобильного приложения? Лучше его создавать своими силами или заказывать на стороне?

Для интернет-магазинов мобильное приложение — это must-have, поэтому сейчас большие средства вкладываются именно в данный сегмент. Он и в дальнейшем станет основным каналом для всей электронной коммерции. На рынке есть готовые решения по созданию мобильных приложений, многие из которых довольно высокого качества и соответствуют действующим нормам безопасности. Для малых и средних по обороту интернет-магазинов они являются оптимальным вариантом. Лидеры рынка, конечно, используют собственные решения и разработки, затрачивая ресурсы на исследования и повышение дружественности интерфейсов.

К вопросу о безопасности. В последнее время крупнейшие торговые площадки отходят от концепции создания и развития собственных или аффилированных платежных систем. Рынок онлайн-платежей начал свое развитие задолго до бума электронной коммерции, и его стандарты безопасности относятся к самым высоким. Интернет-магазинам и торговым площадкам удобнее и выгоднее сотрудничать с популярными платежными системами, особенно с теми, у которых есть собственные электронные кошельки.

Во-первых, это привлекает новых покупателей из аудитории платежных систем. Во-вторых, сами платежные системы уже весьма далеко продвинулись в обеспечении соответствия стандартам безопасности платежей, и всем теперь очевидно, что за ними не угнаться простым ритейлерам. В-третьих — и это самое главное, — вся финансовая часть лежит на стороне платежной системы, которая в случае споров между продавцом и покупателем является независимым арбитром и «держателем» средств до полного исполнения заказа и даже до получения ответной реакции с обеих ­сторон.

Как сегодня, когда рост количества пользователей Интернета и абонентов мобильной связи практически прекратился, строится борьба за клиента? Имеет ли смысл бороться за «жертв цифрового неравенства» — пожилых, бедных, мигрантов, технофобов?

Платежный рынок охватывает миллионные аудитории пользователей. Конкурентная борьба всегда актуальна и необходима, как минимум для повышения качества платежных услуг. Может быть, количественный рост пользователей и близок к своему исчерпанию, но в качественном плане мы еще далеки от идеального баланса.

Что касается QIWI, то для нас важна борьба не только за каждого конкретного пользователя, но и за перемену существующих предпочтений, за преодоление барьеров, привычек в платежном поведении. Все те категории, которые вы перечислили, являются ресурсом и драйвером качественного роста аудитории. И мы затрачиваем огромные усилия и средства, чтобы постоянно совершенствовать свои сервисы, снижая количество препятствий при их использовании.

К слову, QIWI уже несколько лет развивает образовательные программы, знакомя школьников и студентов с миром платежей. В интересах пожилых мы делаем оплату услуг ЖКХ легче и проще, без изнурительных очередей. Для людей с низким уровнем дохода устанавливаем минимальные комиссии при оплате онлайн. Для мигрантов делаем доступными денежные переводы из любого QIWI-терминала, а также со смартфонов. Для технофобов — ежедневно изучаем потребительские возможности и эргономику и делаем апгрейды сервисов до уровня интуиции «простого» человека.

Борьба должна вестись не за количество пользователей, а за качество услуг: только постоянно повышая его, вы можете рассчитывать на максимально широкую аудиторию.

Какие технологии вам видятся наиболее перспективными и почему?

В планах QIWI в области электронной коммерции — создание инфраструктуры полного цикла для продавцов и покупателей, от оплаты до доставки. Мы планируем развивать технологии, которые охватывают все формы оплаты, а также специальные сервисы для интернет-магазинов: QIWI Checkout, QIWI PSP, QIWI WHITE LABEL, QIWI Givee и, конечно, наши логистические ­проекты.

Нужно менять не только платежные предпочтения, но и формы выдачи онлайн-заказов. Постаматы в связке с платежными опциями представляются нам наиболее перспективными с точки зрения развития инфраструктуры онлайн-торговли.

С Дмитрием Даниленко беседовал Филипп Рудых