Логистика и управление величиной запасов в современной торговле приобретают ключевую роль по мере того, как розничный рынок становится все более клиенториентированным и конкурентным. Существенных преимуществ в этих областях можно достичь в том числе и за счет применения информационных технологий, работая над механизмами использования традиционных ИТ-систем и внедряя новые. Об этом рассказывает Валерий Разгуляев, управляющий информацией компании «ВкусВилл».

Intelligent Enterprise: Цели современного бизнеса в сфере логистики и управления запасами в рознице могут быть разными. Это минимизация запасов в отдельных магазинах, упорядочение общих потоков товаров в сети, сокращение сроков доставки, возможность детального учета товаров в реальном времени. Иногда немаловажное значение имеет гибкость логистической сети, позволяющая оперативно менять имеющийся ассортимент, или, скажем, внешних поставщиков товаров и услуг…

Валерий Разгуляев: И логистика как сфера деятельности — не надо путать с одноимённой концепцией, — и управление величиной запасов уже давно перестали быть обслуживающими сферами в большинстве компаний, а во многих из разряда поддерживающих перешли в основные генераторы добавленной ценности для клиентов. Потребителей уже не устраивает долгое ожидание заказанной продукции; более того, они часто не готовы мириться даже с регулярным отсутствием нужных товаров прямо здесь и сейчас. Мы знаем множество примеров компаний, которые, приняв на себя обязательства перед клиентами по постоянному наличию у них широкого ассортимента продукции или по быстрой доставке заказов и затем выполнив эти обязательства, заняли большие ниши рынка, а в некоторых случаях даже создали их! При этом никуда не делись требования по снижению совокупных затрат, на что и направлена концепция логистики, в том числе и в других сферах деятельности. В связи с этим задачи, которые ставятся перед логистикой и управлением величиной запасов, могут, с одной стороны, заключаться в уже привычном снижении затрат при том же или даже более высоком, чем ранее, качестве обслуживания, а с другой — нести серьёзные стратегические вызовы. Всем известна, например, ситуация с компанией «Магнит», которая для обеспечения минимальных цен по всей России построила сложную логистическую товаропроводящую сеть, где магазины являются только конечными звеньями. Но это далеко не единственный пример! Управление величиной запасов и логистика позволили «ВкусВиллу» «перевернуть» рынок розницы, ответив на потребность покупателей в свежих скоропортящихся продуктах, не напичканных химией (а химические добавки как раз и необходимы для продления срока годности, чтобы товар успевал пройти все этапы поставки в традиционной рознице). Раньше это считалось невозможной задачей, которую никто себе и не ставил, а теперь мы видим, как всё больше розничных компаний ищет пути, чтобы повторить или даже превзойти наш успешный опыт.

Какое значение в решении этих задач принадлежит информационным технологиям?

Автоматизация играет далеко не последнюю роль в решении задач логистики и управления величиной запасов. Нередко совершенствование информационных технологий переводит решения на другой уровень или даже становится причиной кардинально новых решений и немыслимых доселе дерзновений! Чисто логистическая задача встречи пассажира и ближайшего водителя такси, выполненная на новом уровне качества в рамках платформы «Яндекс.Такси», изменила данный рынок до неузнаваемости. Многие исследователи связывают появление концепции логистики и зарождение управления запасами с массовым распространением компьютеров, позволивших решать эти задачи быстро и дёшево. Однако не стоит и переоценивать возможности технологий, по моим оценкам успех в этих сферах деятельности складывается в пропорции пятьдесят на пятьдесят из хорошей автоматизации и выстраивания правильных взаимоотношений как внутри компании, так и с контрагентами. Именно поэтому такую популярность сейчас приобретает концепция управления цепями поставок, которая расширяет принцип логистической минимизации совокупных затрат с одного предприятия на всю цепочку контрагентов от производства сырья до конечного потребления.

Автоматизация логистики подразумевает под собой весьма широкий спектр информационных инструментов. Это складские, транспортные, аналитические системы, целый ряд специфических ИТ-сервисов и многое другое. Что вы могли бы из этого выделить?

Уже давно сложился рынок систем управления складом, который буквально за минуты позволяет собрать на складе заказ в 20 000 палето-мест. Многие компании успели даже поменять две-три такие системы в поисках наиболее подходящей для своего бизнеса. Достойное место заняли также системы управления транспортом, сильно упростив работу логистов и позволив оптимизировать затраты на доставку. Автоматизированные системы управления величиной запасов стремительно набирают обороты и скорее всего повторят успех систем управления складом и транспортом. По крайней мере на рынке есть уже немалое количество как отечественных, так и зарубежных решений, из которых придётся даже и повыбирать (http://upravlenie-zapasami.ru/instrumenti-dlya-upravleniya-zapasami.html).

Без их использования сложно представить себе оптимальную отгрузку тысячи скоропортящихся товаров «ВкусВилла» с двух распределительных центров по четырёмстам пятидесяти магазинам в течение нескольких часов от момента въезда машин поставщиков до выезда автомобилей, осуществляющих развоз. Каждую ночь всего за 15 секунд по всем товарам в двух наших распределительных центрах в полностью автоматизированном режиме рассчитывается распределение продукции. Благодаря этому мы можем вечером принять товар от поставщиков на монопалетах, а уже через несколько часов отправить его в развоз по магазинам на перекомплектованных палетах с разным товаром.

Сегодня определенную популярность приобретает термин «цифровая логистика» (Digital Logistics). При этом имеется в виду, что большую роль начинают играть средства автоматической идентификации и мониторинга движения товаров на разных этапах…

Это действительно так. Уже ставшее всем привычное штрихкодирование продукции позволяет в разы ускорить процесс сборки и на порядок улучшить его качество, уменьшив долю ошибок. Сейчас идёт активная работа в сфере машинного обучения, что позволит идентифицировать товары по их изображению с камер наблюдения так, как это делает человек в своей повседневной деятельности, — нам же не требуется штрихкод, чтобы понять, какой продукт мы держим в руках!

А вот радиоидентификационные метки так и не стали полноценным инструментом из-за дороговизны и сложности использования. Хотя в некоторых отраслях их применение я считаю более чем обосно­ванным.

Из каких элементарных задач состоит комплексное решение по управлению запасами в рознице? Выражаясь языком математики, каков в данном случае базис независимых векторов успешно выстроенной логистики и какова размерность исследуемого пространства?

Автоматизация учёта остатков и их движения в магазинах позволила перейти на другой уровень управления их запасами, существенно сократив дефицит и увеличив оборачиваемость товаров. Компания «ВкусВилл» получила серьёзное конкурентное преимущество, одной из первых внедрив у себя такие системы. Но надо понимать, что для этого необходимо одновременно иметь и данные об остатках, и систему их учёта при закупках и распределении продукции. Отсутствие того или иного элемента не даст того эффекта, ради которого внедряются такие решения. Поэтому компаниям, успевшим внедрить какой-то один из них и разочаровавшимся в результате, надо в первую очередь проверить наличие и второго! Но внедрённые элементы надо проверить также и на их корректность. Я не раз встречал ситуации, когда система учёта движения в компании вроде бы внедрена, но данным об остатках доверять нельзя, так как там есть явные ошибки. Точно так же и системы автоматизированного заказа и распределения могут быть недоработанными или недовнедрёнными. В результате в представляемые ими данные вносят существенные правки операторы, что сводит эффект от автоматизации к нулю. Такая вот неоднозначность, да часто ещё и с разными ответственными за каждый из двух упомянутых элементов, становится причиной отказа от этого важного инструмента в некоторых компаниях. Но я уверен, что со временем им всё равно придётся вернуться к решению этой задачи, или их просто обойдут более последовательные во внедрении данного инструмента конкуренты. Мне часто задают вопрос, начиная от какого количества товаров в ассортименте требуется автоматизировать управление величиной запасов. По моим оценкам, человек отлично управляет запасами в две-три сотни товаров, и если ассортимент превышает это количество, то внедрять такое решение будет уже полезно. Когда же товаров становится более тысячи — это необходимо делать прямо сейчас! Но если мы говорим об управлении двумястами товарами в десяти магазинах — это равнозначно двум тысячам товаров в одном, то есть эффект от автоматизации данного процесса будет существенным.

Каковы перспективы использования мобильных технологий в решении задач управления запасами в рознице?

Как раз следующим этапом развития уже успешно внедрённых систем управления величиной запасов становится внедрение специализированных мобильных приложений, позволяющих упростить и ускорить процесс учёта товаров. Например, регулярная инвентаризация, являющаяся обязательным условием корректных данных об остатках в системе, становится гораздо проще и удобнее за счёт того, как выстроен этот процесс.

Сначала прямо на мобильное устройство приходит задание провести инвентаризацию определённого товара, где его оперативно видит ответственный сотрудник, который знает, что время на выполнение задания уже пошло.

Затем правильное обнаружение товара подтверждается сканированием его штрихового кода, и если это разновесный товар, вес которого зашифрован в штрихкоде, мобильное приложение само суммирует данные по отсканированным упаковкам.

По завершении инвентаризации тут же происходит сверка с текущими учётными данными и даётся информация, если имеется ошибка, чтобы оператор мог себя проверить.

Причём инициировать такое задание может банальное, но «размазанное» по времени расписание, чтобы инвентаризация не становилась целой историей, а проходила в текущем рабочем процессе, согласуясь с нагрузкой по другим задачам сотрудников

Помимо этого в качестве инициирующего фактора могут выступать события, явно указывающие на некорректность текущих учётных данных, а значит, и на необходимость проведения внеочередной инвентаризации.

В компании «ВкусВилл» такими событиями могут быть, например, отрицательные учётные остатки или ситуация, когда у последней поступившей партии должен был закончиться срок годности. О необходимости инвентаризации могут свидетельствовать данные о том, что убран ценник без обнулившихся остатков, или, наоборот, об обнулившихся остатках без убранного ценника. Ситуация, когда товар, по учёту имеющийся в наличии, при текущих скоростях продаж уже несколько раз должен был бы быть продан, а ни одной продажи за это время по факту не произошло, также является сигналом к инвентаризации. Если в ходе предыдущей инвентаризации, выполненной другой сменой, выявлено большое расхождение в любую сторону, значит, нужно провести новую. Событием для инвентаризации является и потеря товара при отгрузке со склада в магазины. Наконец, надо проинвентаризировать тот товар, который покупатель выбирает в качестве любимого вместо того, которого нет в наличии по учёту.

Всё это позволяет иметь более точные данные об остатках и уверенно опираться на них при автоматическом распределении и заказе продукции.

Может ли развитие интернет-технологий или мультиканальной торговли заметно повлиять на подходы к управлению запасами?

Информация о наличии нужного вам лекарственного средства в аптеках Москвы с указанием адресов на карте и цен, по которым оно там продаётся (http://aptekamos.ru/apteka/), уже по сути произвела революцию в возможностях приобретения лекарств москвичами. Компания «ВкусВилл» пошла дальше и внедрила автоматический поиск ближайших к вам трёх магазинов, в которых есть интересующий вас товар, с помощью автоматического робота vkusvill для мессенджера «Телеграмма». То есть вам не надо устанавливать дополнительное приложение или заходить на какой-то сайт и на нём потом искать по карте, какая же точка продаж находится к вам ближе всего. Прямо в программе, через которую вы общаетесь со своими друзьями и родственниками, у одного из контактов, являющегося данным роботом, вы просто спрашиваете, где можно поблизости купить нужный вам продукт, и он присылает вам мини-карту с отметками трёх ближайших магазинов.

А вот концепция мультиканальности, по-моему, сильно переоценивается и скорее массово продвигается разработчиками таких автоматизированных систем, нежели реально пользуется спросом у сетей и покупателей. По крайней мере я не слышал ни об одном успешном опыте внедрения такой системы, которое принесло бы больше нескольких процентов оборота; если учесть бюджеты этих проектов, вполне можно получить аналогичный прирост, просто открыв дополнительные магазины.

Связано ли управление запасами с известными тенденциями, имеющими место в розничной торговле? Например, с созданием магазинов разных форматов в пределах одной сети, с их сосредоточением в пределах крупных торговых центров или, наоборот, стремлением открывать торговые точки как можно ближе к потребителю…

Сейчас явно идёт подстройка розничных сетей под нужды покупателей и всё более усиливается специализация магазинов, расположенных в разных районах и регионах. Конечно, это является очередной задачей как для подразделения логистики, так и для департамента, ответственного за управление величиной запасов, в которых бизнес-задачи в рамках концепции управления цепями поставок сводятся воедино. Но, как мы видим, эти задачи успешно решаются данными подразделениями.

А как могут повлиять предложения аутсорсинговых услуг в области логистики на подходы и архитектуру автоматизации в сфере управления запасами?

На фоне этого богатства аутсорсинговые услуги в области логистики отстают от данных тенденций. И если уже появились компании, способные быстро и с высоким качеством провести логистику со своего распределительного центра для обеспечения товарами традиционных розничных сетей, то для «ВкусВилла» мы так и не нашли подходящую службу, которая могла бы выполнить складскую переработку за несколько часов, а не дней. А вот транспортные предприятия, которые самостоятельно развозят продукцию даже без приёмки-передачи на складе и в магазине, найдены и до сих пор успешно обслуживают розничную сеть. Что же касается управления величиной запасов, то, как ни странно, до сих пор нет ни одной компании, которая предложила бы рынку данную функцию как услугу, чтобы в результате выдавались конкретные значения для заказа и распределения, хотя текущие облачные автоматизированные приложения уже активно предлагаются в аренду. Однако этого последнего шага так пока никто и не делает, но я уверен, что в ближайшем будущем конкуренция данных систем заставит предлагать их и в таком формате, а конкуренция розничных компаний, в свою очередь, заставит их активно этими системами пользоваться. Мы во «ВкусВилле» даже начали обсуждать концепцию универсальной платформы, которая сможет в рамках этой и иных связанных с закупками задач обслуживать не только нашу розничную сеть, но и другие компании, работающие на этом же стремительно развивающемся сейчас рынке.

С Валерием Разгуляевым беседовал ведущий эксперт IE Сергей Костяков