Международный сервис-провайдер Orange Business Services совместно с iKS-Consulting представил результаты исследования, посвященного текущему состоянию и прогнозам развития Enterprise-рынка Интернета вещей (IoT) на период до 2020 года в шести отраслях российской экономики c наибольшей технологической готовностью к внедрению IoT-решений: транспортной, финансовой, сельскохозяйственной, розничной торговли, строительной (умные здания) и в промышленности.

В соответствии с данными исследования, совокупный объем этого рынка в России на данный момент составляет 20,813 миллиардов рублей, в перспективе ожидается его увеличение до 30 миллиардов к 2020 году со среднегодовым темпом роста около 12% в год.

Несмотря на умеренные темпы роста и пока еще скромные объемы, 2017 год станет важным этапом формирования благоприятных предпосылок для развития российского IoT-рынка в последующие годы. Его отличительной чертой стали многочисленные тестовые испытания, пилотные проекты и экспериментальные площадки, а также стратегическая установка государства на цифровизацию и трансформацию экономики РФ.

На данный момент по объему Enterprise-рынка Интернета вещей среди российских отраслей с большим отрывом лидирует транспортная отрасль — 13,1 миллиарда рублей, которая в значительной степени пока формируется системами автотранспортной телематики (они составляют порядка 44% от текущего количества всех М2М-подключений).

Наименьший по объему рынок IoT-решений в сельском хозяйстве — всего 0,1 миллиарда рублей. Внедрение передовых технологий и решений автоматизации процессов, механизмов и производственных цепочек под силу в основном крупным агропромышленным хозяйствам. Умеренный интерес к IoT-решениям наблюдается в промышленности, индустрии умных зданий и финансовой сфере: 3,6 миллиарда, 2,1 миллиард и 1,16 миллиарда рублей соответственно. В сфере розничной торговли объем составляет 0,7 миллиарда рублей.

Оценивая текущие затраты на внедрение IoT-решений среди общих расходов на ИТ в различных отраслях, исследователи отмечают, что наиболее интенсивно инвестируют в эти технологии представители транспортной отрасли — 16%, в индустрии умных зданий доля расходов на IoT-решения составляет 4%, в промышленности — 2,5%, в сельском хозяйстве — 2%, в ритейле — 1,6%, а замыкает ряд финансовая сфера с 1% расходов на IoT в общей структуре расходов на IT.

Подчеркивая роль технологической готовности отрасли в оценке общих перспектив внедрения IoT-решений, эксперты уделяют значительное внимание исследованию распространенности традиционных систем автоматизации. Среди таких систем можно выделить CRM, ERP и SCM системы, а также системы автоматического управления^; отдельно выделяются также решения M2M, которые появились в преддверии перехода к Интернету вещей. В среднем традиционные системы автоматизации в отраслях-лидерах используются порядка третью предприятий.

В перспективе до 2020 года наибольший рост внедрений IoT-решений ожидается аналитиками в ритейле. Сегодня в этой отрасли насчитывается 1,4 млн подключенных IoT-устройств, к 2020 году их число должно вырасти до 4 млн единиц. Основным драйвером роста числа IoT-решений станет не только широкое распространение CRM и SCM-систем (внедрены у 23% и 12% компаний отрасли соответственно). Дополнительным фактором роста станет высокая конкуренция, стимулирующая внедрение таких технологий, как отслеживание товара с помощью радиочастотных меток RFID, мониторинг движения покупателей с мобильными устройствами на базе технологий отслеживания передвижения покупателей в торговом зале и систем распознавания лиц.

Лидирующая на данный момент по объему рынка транспортная отрасль будет демонстрировать значительный, но не столь стремительный рост — прогнозируется увеличение с 2,3 до 3,2 млн. подключений без учета государственных проектов «ПЛАТОН» и «ЭРА-ГЛОНАСС». Основным драйвером развития здесь будут выступать активное использование M2M-систем и набирающие популярность системы мониторинга контейнерного транспорта с помощью геолокации и радиочастотных меток RFID.

«Транспортная отрасль, являющаяся в последние годы основным драйвером M2M решений в России, переживает сейчас новый подъём интереса, теперь уже к IoT решениям. Во-первых, если раньше информация с „подключенного автомобиля“ предоставлялась только одной стороне, то сейчас большая часть подключенных объектов мониторится двумя и более сторонами (лизингодатели, муниципалитеты, страховщики). Во-вторых, имеющиеся данные научились качественно по-новому обрабатывать, и на основании этого, например, предсказывать возможные поломки. В-третьих, внутри транспортной отрасли IoT сервисы выходят за рамки автомобильного транспорта. Всё это, с одной стороны, снижает стоимость единицы предоставляемой услуги, с другой стороны, расширяет перечень предоставляемых услуг, число их потребителей и увеличивает размеры рынка», — комментирует Сергей Езык, генеральный директор, «Центр 2М».

В свою чередь, в финансовой сфере, где на данный момент фиксируется довольно скромный интерес к Интернету вещей — 0,34 миллиона подключений — исследователи не видят предпосылок для значительного роста числа IoT-подключений. Предполагается, что в 2020 году их число останется примерно на прежнем уровне.

Также в исследовании были выделены факторы, способствующие и препятствующие внедрению этих решений в различных сферах.

Если говорить о промышленности, то для этой отрасли характерны такие негативные факторы, как устаревшие требования по стандартизации, а также моральное устаревание производственных активов, препятствующее возможности развивать на их основе решения Интернета вещей. Одновременно драйвером развития Интернета вещей должен стать высокий уровень автоматизации производственных процессов, наличие современных информационных систем управления предприятием. Так, ERP-решения внедрены на каждом третьем предприятии химической промышленности (33%), а решения по автоматизации технологических процессов (АСУ ТП) внедрены почти на половине предприятий химической и металлургической промышленности — 49,8 и 48,1% соответственно. Не менее важным фактором роста является конкуренция в отдельных отраслях промышленности с зарубежными компаниями, активно внедряющими решения концепции «Индустрия 4.0». Еще одним стимулом должно стать повышенное внимание к вопросам охраны труда и экологии, где все чаще используются решения с применением носимых устройств.

В сельском хозяйстве основным препятствием является низкий уровень информатизации отрасли. Одновременно значительным стимулом для развития IoT здесь должен стать растущий интерес к цифровизации отрасли со стороны государства, в том числе с позиции импортозамещения сельскохозяйственной продукции.

Оценивая ситуацию в общем, эксперты говорят о том, что сложности в экономике и отсутствие достаточных средств не дают возможности бизнесу инвестировать в долгосрочные высокотехнологичные проекты и служат общим тормозящим фактором для внедрения IoT-решений. С другой стороны — многие организации понимают, что IoT-проекты помогают повысить операционную эффективность.

«Пока что российский рынок Интернета вещей относительно невелик, но мы видим в нем потенциал для роста. Мы активно взаимодействуем с организациями практически изо всех отраслей экономики и видим, что многие из них меняют свое отношение к IoT-решениям. Они стали понимать, что эти технологии могут экономить средства не только на словах, но и на деле. В условиях, когда экономические прогнозы остаются сдержанными, это может стать одним из факторов роста конкурентоспособности российского бизнеса», — отметил Андрей Колесников, директор Ассоциации интернета вещей.

«Решения Интернета вещей помогают трансформировать работу бизнеса, повышая конкурентоспособность организации и оптимизируя расходы. Стараясь быть надежным партнером бизнеса в цифровой трансформации, Orange Business Services уделяет особое внимание развитию своего IoT-портфолио. На данный момент мы управляем более 12 млн. подключенных устройств по всему миру, предоставляя end-to-end решения для крупных организаций из разных отраслей. Наше исследование показывает, что, несмотря на низкий уровень проникновения IoT-решений в крупных российских компаниях и непростые экономические условия, часть крупных игроков понимает выгоду от внедрения и готова инвестировать в них», — говорит Ричард ван Вагенинген, старший вице-президент по региону IMEAR, Orange Business Services.

Основными игроками рынка Интернета вещей в России являются производители платформ и программного обеспечения, а также системные интеграторы^; эксперты оценивают их суммарную долю почти в 80% рынка. Оставшуюся часть рынка делят между собой операторы связи и производители датчиков и устройств.

Среди стандартов связи, используемых на рынке Интернета вещей, лидером являются традиционные стандарты 2G/3G/4G — на конец 2017 года ожидается около 13,8 миллиона подключений, при этом к 2020 году их число вырастет на 63%. На новую технологию связи LPWAN на конец 2017 года будет приходиться порядка 300 000 подключений. Такой сравнительно небольшой объем связан с необходимостью развертывания специализированной инфраструктуры, эксперты ожидают, что к 2020 году число подключений по стандарту LPWAN вырастет более чем в 10 раз. Новейший стандарт связи на рынке Интернета вещей — NB-IoT — может быть развернут на существующей инфраструктуре мобильных сетей с ее незначительной модернизацией, в связи с чем эксперты ожидают высокий интерес к этому стандарту со стороны мобильных операторов — 1,9 миллионов подключений в 2020 году. Однако основной рост ожидается после 2020 года, что связано с необходимостью реализации программы инвестиций в развития сетей.

«Мы видим позитивный качественный сдвиг в развитии рынка IoT в России: от информационного ажиотажа, евангелизма и завышенных ожиданий российский рынок перешел к более „приземленной“ фазе своего развития — пилотных внедрений, тестирования технологий, тиражированию законченных отраслевых решений. Стратегические цели поставлены. Начинается непростая работа по реализации дорожных карт», — говорит Толмачева Татьяна, основатель iKS-Consulting.