Cобирая собственные документы - паспорт, водительские права, карточки Пенсионного фонда и медицинского страхования, ИНН, невольно вспоминаешь старый детский мультфильм о козленке, который умел считать и постоянно всех пересчитывал, а окружающие, вдруг понимая, что их сосчитали без спроса, страшно сердились и хотели козленка поколотить.

Мы же, по большому счету, не в обиде на многочисленные ведомства, которыми мы многократно сосчитаны, но все же некоторое удивление вызывает обилие собственных идентификационных номеров и соответствующих свидетельств, получение которых порой связано с довольно нудными хлопотами. Вероятно, единая система учета в стране - это дело будущего. Отдаленного будущего. Но надо так надо...

А сейчас мы поговорим об одной из систем - автоматизированной информационной системе обязательного медицинского страхования (ОМС) города Москвы.

В Москве около 1000 лечебных учреждений, и каждый из нас - потенциальный или действительный пациент хотя бы одного из них. Обычно после оказания медицинской помощи больница или поликлиника отправляет соответствующую информацию в городской фонд ОМС, который принимает решение о выделении денежных средств, компенсирующих затраты медицинского учреждения на лечение. Информация включает идентификационные данные пациента (все москвичи имеют страховой полис) и данные о том, в связи с каким заболеванием были оказаны конкретные услуги.

Общий объем данных достаточно велик, поэтому создание автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования городского уровня стало делом совершенно необходимым. Поэтому с момента своего образования в 1993 году Московский городской фонд ОМС начал проводить работы по информатизации как доходной, так и расходной части системы.

Профиль клиента

Компания:
Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Юрий Бабак, заместитель руководителя МГФОМС по информатизации

Проблема:
Автоматизация деятельности ФОМС

Профиль партнера

Компания:
AviComp Services AG

Местонахождение:
Нидау (Швейцария); представительство в Москве

Руководитель:
Виктор Клинцов, директор

Решение:
Создание автоматизированной системы МГФОМС

Чешская модель

История московской системы началась за пределами России - в Чехии. Там автоматизированная система обязательного медицинского страхования была создана на два года раньше. В качестве системного интегратора для чешской страховой компании выступила компания Hewlett-Packard в содружестве с чешскими фирмами. С точки зрения законодательства и функции страхования чешская система практически полностью подходила Московскому фонду. Поэтому Московский городской фонд ОМС в 1994 году подписал соглашение с компаниями AviComp и Hewlett-Packard на разработку аналогичной системы. В этом же году началось создание автоматизированной системы для исполнительной дирекции МГФОМС. А в 1996 году AviComp продолжила работы по созданию системы ОМС Москвы. Был создан регистр застрахованных, регистр налогоплательщиков. Далее сотрудничество AviComp и МГФОМС перешло на постоянную основу.

AviComp Services AG
http://www.avicomp.ru
Компания основана в Швейцарии, входит в холдинг COMCO. В 1991 году открыто московское представительство - ЗАО "АвиКомп Сервисез". В нем работает более 150 специалистов, выполняющих основные проекты компании по автоматизации и консалтингу. AviComp работает в России и в Западной Европе и специализируется на создании, внедрении и сопровождении широкомасштабных автоматизированных информационных систем и их компонентов. Компания также организует или самостоятельно оказывает консультационные услуги по совершенствованию деятельности и организационной структуры объектов автоматизации. Имеет партнерские отношения с фирмами Oracle, IBM, Hewlett-Packard, 3Com, Lucent Technologies.

А чешская медицина продолжает идти в авангарде технического прогресса: второй год в одной из областей страны отрабатывается пилотный проект создания и использования электронной медицинской карты в виде пластиковой смарт-карточки. В самое ближайшее время данная технология будет распространена на всю страну.

Части и целое

Главная цель проекта, по словам заместителя руководителя МГФОМС по информатизации Юрия Петровича Бабака, - "повышение эффективности использования финансовых ресурсов системы обязательного медицинского страхования Москвы, а также качества медицинской помощи, оказываемой по программе ОМС". Для достижения поставленных целей фонд разработал и утвердил различные программы:
  • создания автоматизированной системы МГФОМС (1994 - 1997 гг.);
  • создания единого информационного пространства московских лечебно-профилактических учреждений системы ОМС (1998 - 2000 гг.);
  • развития автоматизированной информационной системы ОМС города (1998 - 2003 гг.);
  • защиты обработки, передачи и хранения информации в базах данных ОМС (1998 - 2000 гг.);
  • обеспечения населения Москвы пластиковыми карточками медицинского страхования (1997 - 2000 гг.).
Три из вышеперечисленных программ включены в "Комплексную программу оптимизации деятельности Московской городской системы ОМС на 1998 - 2003 гг.", разработанную и утвержденную Правительством Москвы.

О доходах и расходах

Информационная система обязательного медицинского страхования (АИС ОМС) города Москвы изначально состояла из двух основных подсистем - доходной и расходной.

Подсистема доходов реализована как распределенная база данных о налогоплательщиках по территориальному принципу, в соответствии с административным делением города Москвы. Информация о страховых взносах обрабатывалась в локальных вычислительных сетях во всех учетно-контрольных управлениях МГФОМС, где насчитывается 621 автоматизированное рабочее место.

Подсистема обеспечивает в автоматизированном режиме регистрацию налогоплательщиков, получение мемориальных ордеров на учетно-контрольное отделение, расчеты и получение актов проверок плательщика - как камеральных, так и документальных, а также разнесение банковских выписок.

Внедрение данной подсистемы обеспечило более углубленный анализ финансовых показателей плательщиков и усиленный контроль за задолженностями по уплате страховых взносов и финансовыми санкциями в отношении должников. В общем же, по словам Юрия Петровича Бабака, внедрение подсистемы доходов позволило увеличить собираемость страховых взносов на 25%.

Расходная подсистема решает задачи учета застрахованных, формирования страховых платежей, учета оказанной каждому пациенту медицинской помощи, формирования личных счетов пациента, счетов-фактур.

Данная подсистема состоит из трех уровней. На первом находится аппаратно-программный комплекс МГФОМС, формирующий страховые платежи для страховых медицинских организаций и обеспечивающий идентификацию пациентов при оказании им медицинской помощи. На этом уровне также проводятся взаиморасчеты между страховыми медицинскими организациями и другими территориальными фондами ОМС.

Второй уровень составляют аппаратно-программные комплексы девяти страховых медицинских организаций, выполняющие функции поддержки сводных регистров застрахованных в страховых компаниях, обработки счетов пациентов, экспертизы оказанной медицинской помощи, формирования счетов для расчетов с другими страховыми медицинскими организациями и расчетов иногородних и неидентифицированных пациентов с МГФОМС.

Третий уровень системы состоит из аппаратно-программных комплексов 634 лечебно-профилактических учреждений, поддерживающих информационные технологии, созданные страховщиками по методологии и требованиям МГФОМС. Эти комплексы позволяют вести учет медицинской помощи, оказанной пациентам, поддерживать регистры пациентов, формировать персонифицированные счета-фактуры за оказанные медицинские услуги, представляемые для оплаты в страховые медицинские организации.

Обмен информацией между аппаратно-программными комплексами МГФОМС, страховыми медицинскими отделами и лечебно-профилактическими учреждениями осуществлялся при помощи магнитных носителей, а также путем обмена бумажными документами. После начала опытной эксплуатации системы обмен информацией между объектами, подключенными к корпоративной сети, происходит и посредством внутренней электронной почты.

Внедрение подсистемы расходов позволило перейти в оплате за оказанную медицинскую помощь от индивидуальных прейскурантов к системе оплаты на основе единых тарифов. Были разработаны медико-экономические стандарты на стационарную помощь, и в результате вместо затратной системы оплаты была введена оплата на основе подушевого норматива.

На основе программно-аппаратного комплекса в исполнительной дирекции МГФОМС в 1996 - 1997 годах были созданы Единый регистр налогоплательщиков и Единый регистр застрахованных.

Регистр налогоплательщиков содержит информацию о более чем 600 тысячах юридических и физических лицах, осуществляющих платежи страховых взносов. На основе этой информации до последнего времени проводился анализ финансовых потоков доходной части системы ОМС, формировались статистические данные в ретроспективе по каждому налогоплательщику, разрабатывались прогнозы поступления финансовых средств.

Единый регистр застрахованных создан на основе сводных регистров страховых медицинских организаций. Он постоянно поддерживается в актуальном состоянии и содержит информацию о 8 млн. 907 тыс. жителей Москвы. На основе этих данных формируются подушевые нормативы для оплаты медицинской помощи, проводится дифференциация тарифов на медицинские услуги, осуществляются расчеты страховых платежей.

О грустном

Как известно, с 2001 года наша страна перешла на взимание единого социального налога. Одновременно все функции по его сбору централизуются и переходят Министерству по налогам и сборам. Но переходят именно функции, а отлаженные и работоспособные аппаратно-программные комплексы и технологии, в частности имеющиеся в АИС МГФОМС, оказываются ненужными и просто отбрасываются.

Как считает Юрий Петрович Бабак, в Московском городском фонде ОМС была создана чуть ли не лучшая в Москве система по автоматизированному сбору налогов, которую можно было бы применять и развивать уже в Министерстве по налогам и сборам. Система позволяла получать квартальные отчеты в электронном виде, что давало возможность делать всесторонний анализ, прогнозировать собираемость налогов по различным направлениям. Разработанные технологии позволяли одному налоговому инспектору обслуживать до 1000 налогоплательщиков.

Из-за передачи функций сбора налогов в другое ведомство и, как ни парадоксально, ее усложнения, потери доходной части Московского городского фонда ОМС, по прогнозам самого фонда, могут составить приблизительно 30%.

Этапы пути

В 1996 - 1997 годах на основе программно-аппаратного комплекса в исполнительной дирекции МГФОМС были созданы Единый регистр налогоплательщиков и Единый регистр застрахованных.

Работы по интеграции внедренных подсистем в АИС ОМС проводились с июля 1998 года. Тогда для отработки вопросов взаимодействия, сбора и обмена информацией был создан прототип системы. Для этого в единую сеть МГФОМС были объединены одна страховая компания и несколько лечебно-профилактических учреждений. Подключение к системе всех стационаров Москвы было завершено в ноябре 2000 года.

С января 2001 года началась опытная эксплуатация системы. К этому моменту были проведены обследования и разработаны проекты создания локальных вычислительных сетей во всех стационарах и диагностико-клинических центрах. Установлено и введено в эксплуатацию оборудование центрального аппаратно-программного комплекса, корпоративной сети 120 стационаров и пяти диагностико-клинических центров, а также центр нормативно-справочной информации и учебный класс. В сети реализована внутренняя электронная почта. В перспективе, после того как будет создана серьезная система защиты, медицинские учреждения получат общий доступ в Интернет.

На сегодняшний день в московских стационарах, работающих в системе ОМС, процесс идентификации пациента происходит еще в приемном отделении. Через корпоративную сеть система дает подтверждение, а все необходимые сведения вносятся в базу данных.

На 2001 - 2002 годы намечена реализация второго этапа создания АИС обязательного медицинского страхования. Аппаратно-программные комплексы развернутся в московских поликлиниках, будет обучен персонал. Таких амбулаторных учреждений в Москве примерно 650. Кроме того, к корпоративной сети подключатся объекты Комитета здравоохранения (их около 300 - диспансеры, онкология, роддома), пункты выдачи карточек медицинского страхования, загсы. Всего система охватит более 1000 лечебных учреждений. В 2001 году намечено подключить к ней примерно 150 поликлиник.

В дальнейшем одним из пользователей корпоративной сети МГФОМС должен стать сам Комитет здравоохранения, чтобы иметь возможность собирать данные по медицинской статистике и обрабатывать их. Комитет при этом сможет более оперативно управлять медицинскими учреждениями (что особенно важно для стационаров), поскольку система МГФОМС позволяет предоставлять информацию в центр обработки ежедневно.

Следующий шаг, по мнению г-на Бабака, это переход от задач, связанных с обязательным медицинским страхованием, к задачам охраны здоровья людей. Статистические данные, поступающие сегодня в систему, позволяют строить картину заболеваемости по городу в целом, по различным категориям населения, прогнозировать ее, что дает возможность организовать соответствующую профилактику. Сюда же примыкают задачи экологии. Другими словами, создаваемая система в итоге может повлиять на изменение городской политики здравоохранения в целом. Однако это не самая близкая перспектива, и данная задача может быть реализована не ранее 2005-2006 года.

Автоматизированная информационная система фонда ОМС Москвы находится еще в начале своего развития, но она уже стала основой создания единого информационного пространства здравоохранения нашего города. Возможно, в дальнейшем будет создана система, прозрачная для самого пациента, с тем чтобы он мог через Интернет получать доступ к своим данным. В сети со временем будет размещена разнообразная нормативно-справочная информация, сведения об услугах различных медицинских учреждений. Через несколько лет записаться к любому специалисту также будет возможно через Интернет. А дальше - электронные медицинские карты, развитая система телеконсультаций и многое другое. Так что перспективы грандиозные!

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования
Образован в 1993 году. Основная цель фонда - упорядочение финансовых потоков страховой медицины между лечебными учреждениями Москвы. Автоматизированная информационная система МГФОМС со временем будет охватывать более 1000 медицинских учреждений города.