Компания «Челябэнергосбыт» провела комплексную автоматизацию, взяв за основу программную платформу Oracle. На ней работают и ERP­система, и биллинг, причем используются аппаратно­программные комплексы Oracle Exadata и Exalogic.

ОАО «Челябэнергосбыт», гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Челябинской области, обслуживает 1,3 млн. потребителей — физических лиц и 40 тыс. юридических. У компании имеется семь филиалов и 63 точки присутствия в Челябинске и области. Все это — вполне обычные характеристики для крупного отечественного энергосбытового предприятия.

Толчком к реализации проектов стала реформа энергетической отрасли. В 2005 году прошла реорганизация «Челябэнерго» и на месте прежнего филиала было образовано отдельное ОАО «Челябэнергосбыт». У филиала не было своих внутренних бизнес­процессов — их обеспечивало головное предприятие, а в самостоятельной компании они необходимы, и руководство «Челябэнергосбыта» решило внедрять автоматизированную систему для их поддержки, причем также на основе продуктов Oracle. В 2006 году при участии консалтинговой группы «Борлас» был внедрен модуль управления персоналом Oracle HCM, затем — модули учетного контура ERP.

Труднее всего, как вспоминает начальник управления автоматизации «Челябэнергосбыта» Александр Меньшиков, дался самый первый модуль. До него сотрудникам не приходилось внедрять программные системы по стандартной методологии, и хотя в теории любой, наверное, согласится, что при внедрении больших систем каждый шаг и каждую настройку нужно тщательно документировать, необходимость проделывать это на практике вызывала понятное раздражение. Однако со временем следование методологии вошло в привычку, так что сейчас специалисты «Челябэнергосбыта» применяют аналогичный подход не только там, где это предписано производителем ПО, но и с собственными разработками.

Приложения Oracle могут работать даже при ограниченной пропускной способности каналов связи, и эта их особенность позволила использовать централизованную архитектуру без дорогостоящей масштабной модернизации сети. Распределенная схема исключалась по финансовым и техническим соображениям, так что без Oracle задачу, возможно, вообще не удалось бы решить. Поддержка внедренных решений «Борласом» включает услуги центра компетенции по приложениям Oracle. Этот центр оперативно отслеживает изменения в российском законодательстве (появление новых форм документов и т. п.), модифицирует систему и отправляет заказчикам откорректированные версии. Очевидно, что это очень удобно.

К единой базе

После успешного внедрения контуров кадрового и финансового учета настала очередь основного процесса. Имевшаяся система расчетов — давняя собственная разработка программистов компании — морально устарела и остро нуждалась в модернизации. Для расчетов с физическими лицами использовались 14 изолированных баз данных, в расчетах с организациями было задействовано 12 разнородных функциональных программных комплексов. Начисление осуществлялось централизованно, однако данные потребления из филиалов пересылались в центр по электронной почте в виде dbf-­файлов. Главный недостаток системы был очевиден: отсутствовала единая база энергоданных.

Проект, направленный на создание единой базы, начался не совсем обычно — не с написания технического задания и не с предпроектного обследования, а с разработки стратегии информатизации. Предложенная стратегия включала шесть этапов:

  • внедрение базовой функциональности биллинга по физическим лицам в пилотном отделении;
  • внедрение системы управления энергоданными;
  • тиражирование функциональности биллинга по физическим лицам во всех отделениях;
  • внедрение функциональности биллинга по юридическим лицам в пилотном отделении;
  • внедрение функциональности биллинга по юридическим лицам во всех отделениях;
  • внедрение системы аналитической отчетности.

Реализация стратегии началась в октябре 2010 года. Параллельно с этим велись работы по модернизации приборов учета, в ходе которых было установлено большое количество новых электросчетчиков, поддерживающих автоматическую передачу данных и интеллектуальный учёт, который в числе прочего предполагает использование переменного тарифа (в зависимости от времени суток).

В рамках проекта в «Челябэнергосбыте» были внедрены система управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management (MDM) и система биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing (CC&B). MDM отвечает за сбор исходных данных из всевозможных источников (из сетевых организаций, от контролеров, из квитанций, личных кабинетов и SMS­-сообщений потребителей, непосредственно со счетчиков современного образца), а также за проверку и интеграцию, очистку и корректировку этих данных и производит предварительные расчеты для выявления возможных ошибок. Задачи CC&B — абонентский учет, учет оплат, расчет начислений, работа с должниками.

Квитанции формируются в течение трёх дней. Расчет ежемесячной платы за электроэнергию для 1,3 млн. потребителей — физических лиц занимает всего 40 минут.

Для печати квитанций и поддержки личных кабинетов потребителей используется решение компании Xerox, которое работает с единым потоком документов, то есть квитанция, отображаемая в кабинете, в точности совпадает с отправленной на печать и доставленной в почтовый ящик. Квитанции хранятся в виде файлов с очень высокой степенью сжатия (на одну квитанцию приходится менее 1 Кбайт). Промышленное печатное оборудование помимо принтеров включает устройства для разрезания и вакуумной упаковки бумаги: количество квитанций так велико, что уплотнение пачек значительно сокращает объем перевозок.

ЦОД

Система CC&B требовала современной аппаратной инфраструктуры, быстрой и отказоустойчивой. Для построения такой инфраструктуры рассматривались варианты на базе оборудования разных производителей, и решающую роль здесь сыграло тестирование. «Челябэнергосбыт» получил возможность оценить быстродействие системы на технической площадке Oracle с реальными данными своего пилотного проекта. Сравнение полученных показателей с результатами аналогичных тестов на других серверах определило выбор в пользу аппаратно-­программных комплексов Oracle Exadata Database Machine и Oracle Exalogic Elastic Cloud.

Это оборудование невозможно было разместить в имевшемся центре обработки данных «Че­­ляб­энер­госбыта», так что нужно было создавать второй ЦОД. Новый ЦОД состоит из двух залов — основного, пло­щадью 50 кв.м , где размещаются серверы, системы хранения и активное сетевое оборудование, и технического, площадью 15 кв.м , где находятся ИБП. Сервер баз данных Oracle Exadata установлен в конфигурации Half Rack, которая содержит четыре сервера СУБД Oracle и семь серверов хранения данных; сервер приложений Oracle Exalogic Elastic Cloud — в конфигурации Quarter Rack.

На данный момент этого ЦОДа вполне достаточно для решения текущих задач компании. И имеется резерв расширения: если новый масштабный проект потребует большей мощности, компания сможет докупить оборудование и установить его в свободные слоты стоек.

Не будем забывать о сложных условиях, в которых работает любая энергосбытовая организация. С точки зрения конечного потребителя улучшения, приносимые автоматизацией, такие как быстрота и точность расчетов, второстепенны, главное же — сама сумма к начислению. Тарифы и правила учета электроэнергии лежат вне компетенции ИТ, и эту сферу постоянно лихорадит: потребители жалуются, власти на жалобы пытаются как-­то реагировать, инициируют изменения, которые не всегда дают положительный эффект, и т. д. Всякое изменение должно быть оперативно отражено в автоматизированной системе расчетов, что зачастую означает модификацию ERP и перенастройку систем MDM и CC&B в соответствии с новыми требованиями законодательства. В более простых случаях такие работы выполняются силами собственного центра компетенции «Челябэнергосбыта»; если необходимы более серьезные изменения, то к работам привлекаются специалисты «Борласа». За счет высокой гибкости решений удается настроить их нужным образом.

Что обусловило успех автоматизации? Наличие стратегии и — еще до ее принятия — некоторого единого направления в проектах, удачный выбор основного поставщика и конечно же партнера по внедрению.