В последний год тема хранения данных в облаке стала весьма модной. Этому способствовали маркетинговые усилия основных поставщиков, которые запустили новые сервисы или существенно изменили функциональность имеющихся. В итоге за ушедший год рынок этот заметно изменился, и он представляет интерес не только для конечных пользователей, но и для корпоративного потребителя.

Немного истории

Начиналось все весьма скромно. Самому появлению облачных хранилищ в середине прошлого десятилетия содействовали два фактора. С одной стороны, ряд компаний выпустили наборы Web-приложений для работы с документами. И бесплатным приложением к ним стали файловые хранилища, причем вполне приличной для того времени емкости. Естественно, никто не запрещал держать там файлы в произвольных форматах, а не только в сугубо «офисных». С другой стороны, тогда же имел место новый виток конкуренции между почтовыми сервисами. А одной из форм конкурентной борьбы стало появление новых услуг, в том числе и предоставление онлайн-хранилищ. Равно как и увеличение объемов почтовых ящиков. В начале нового века объем редко превышал считанные десятки мегабайт, сейчас же он идет на гигабайты. Впрочем, было немало игроков, которые действовали и в том и в другом сегменте, в том числе Google и Microsoft. Появлялись и сервисы, изначально ориентированные на хранение данных, и очень многие из них существуют до сих пор, правда, в ряде случаев сменив при этом собственника.

И такие сервисы очень многие, включая автора этих строк, применяли для синхронизации данных между разными устройствами, для резервного копирования, пусть и с определенными ограничениями, да и просто для обмена файлами. Последнему способствовало то, что время оптических дисков уходило, а время дешевых флэш-накопителей, которые было бы не жалко отдать без возврата, все не наступало и, надо сказать, не наступило до сих пор. К слову, мой первый опыт использования таких сервисов был связан как раз с файловым обменом: с помощью сервиса Zoho я передал в издательство рукопись своей книги с иллюстрациями. Было это в самом начале 2005 года.

Новый толчок этому рынку был дан с началом эры пост-ПК на рубеже «нулевых» и десятых годов. С одной стороны, вендоры открывали собственные сервисы, завлекая потенциальных покупателей своих устройств все большими объемами бесплатных файловых хранилищ. И именно использование таких хранилищ оказывалось одним из самых удобных способов синхронизации данных между устройствами, особенно если их несколько. А для некоторых платформ, в частности iOS и Windows Phone, он оказался единственным способом обойти ограничения и неудобства, которые накладывает использование iTunes и Zune соответственно. В итоге онлайновые сервисы для хранения файлов оказались существенно более востребованными, чем раньше. И в их числе были и корпоративные пользователи, причем «по факту»: само применение мобильного устройства вынуждало использовать внешние хранилища. Другое дело, что процесс этот шел, что называется, партизанским образом, поскольку ИТ- и ИБ-службы не ставились об этом в известность. Вполне естественно, что это порождало известные опасения, надо сказать, небеспочвенные.

Параллельно шел другой процесс, который во многом был вызван кризисом, когда у некоторых компаний оказались незадействованными мощности — как вычислительные, так и ресурсы хранения данных, закупленные в ожидании дальнейшего бурного роста непосредственно перед августом 2007 года. И руководители таких компаний решили открыть побочный бизнес на предоставлении этих мощностей всем желающим. По тому же пути пошли и те, кто закупал оборудование под пиковые нагрузки, которое большую часть года простаивало, например, интернет-магазин Amazon. И среди потребителей этих услуг заметную роль играли предприятия, пусть и небольшие. Позднее на этот бизнес обратили внимание и некоторые производители СХД, в частности EMC и NetApp, предложив концепцию гибридного облака. Причем в качестве внешнего ресурса выступают как раз средства хранения. Ведь, как известно, потребность в емкостях растет быстрее, чем в вычислительных ресурсах, и в последнее время этот разрыв увеличивается. В итоге данные услуги пользовались устойчивым спросом. Ситуацию несколько осложнил целый ряд неприятных инцидентов (им посвящена отдельная статья в настоящем номере — см. с. 55), но они, похоже, никак не повлияли на спрос.

2011–2012 годы: новый рывок?

В последние два года, похоже, произошел качественный скачок в развитии данных сервисов. Этому помог целый ряд факторов и прежде всего то обстоятельство, что рост популярности мобильных платформ продолжался, причем опережающими темпами. И, естественно, задача синхронизации данных между несколькими разными устройствами (настольный ПК, ноутбук, иногда даже не один, планшет, смартфон) на разных платформах сохраняла свою актуальность. Причем желательно, чтобы делалось это с минимальными усилиями со стороны пользователя, в том числе и корпоративного. И действительно, именно сложность и трудоемкость данной процедуры вызывает нарекания у трети участников исследования, проведенного Ponemon Institute в 2012 году.

И такие решения предложены. Например, у Apple iWork или Microsoft Office 2013 файл сохраняется не только на локальном диске, но и в облачном хранилище. Каком именно, зависит от редакции продукта. Так, в Microsoft Office 2013 для малого бизнеса и индивидуальных пользователей сохранение происходит на виртуальный диск SkyDrive, а в редакции для корпоративных потребителей — на сервер SharePoint. Есть такая возможность и у решения с открытым исходным кодом LibreOffice, хотя для того, чтобы его задействовать, придется постараться. Впрочем, это компенсируется тем, что выбор таких облачных хранилищ включает в себя практически все популярные сервисы.

Да и в целом OS X последних версий или Windows 8 весьма тесно интегрированы с облач­ными сервисами соответствующей компании. Некоторые коллеги высказывали мнение, что использование облачных хранилищ даже проще, чем локальных. И с этим, пожалуй, можно согласиться. О такой «мелочи», как использование облачных хранилищ для размещения объемных файлов, вложенных в почтовые сообщения, можно и не говорить. А такая возможность тоже появилась в ушедшем году по меньшей мере в трех популярных почтовых программах для разных платформ. Ну и продолжился выход новых игроков на этот рынок. Так, например, свой онлайновый «диск» запустил «Яндекс».

С другой стороны, были внесены изменения в целый ряд стандартов по поддержке непрерывности бизнеса. После этого хранение данных на внешних ресурсах, в том числе облачных, стало крайне желательным, а иногда даже обязательным. Естественно, с этим приходится считаться даже тем, кто является противником такой практики. В итоге росли и спрос, и предложение. Как показывает исследование Ponemon Institute, в начале 2012 года облачные ресурсы для целей резервного копирования использовали 21% опрошенных. В Норвегии и Швеции этот показатель еще выше и охватывает уже более трети участников данного опроса.

Выходили на рынок, да и продолжают выходить, все новые и новые игроки. В 2011 году открыла свой онлайновый сервис компания Acronis. Он ориентирован в первую очередь на пользователей продуктов компании для резервного копирования данных. В 2012-м публичное облачное хранилище открыла HP, пока в тестовом режиме. Об аналогичных планах заявили Dell и IBM. Задержки связаны со значительными недостатками платформы OpenStack, так что HP пришлось внести значительные изменения в код. В итоге Dell и IBM пока не спешат выходить на этот рынок. Возможно, с выходом новых версий данной платформы недоработки будут исправлены и количество компаний, предоставляющих такие услуги, вырастет.

Сыграли свою роль и другие факторы, иногда, казалось бы, никак не связанные с технологиями. Например, землетрясение в Японии, вызвавшее дефицит кино- и видеопленки, привело к заметному росту интереса медийных компаний к различным технологиям передачи контента, в том числе и облачным. И уже в 2011 году в этой отрасли был реализован целый ряд крупных проектов, связанных с активным использованием облачных технологий (с типичным примером такого решения можно ознакомиться по адресу http://www.iemag.ru/clouds/projects/detail.php?ID=24134). Повлияли также и последствия наводнения в Таиланде, из-за которого серьезно пострадали мощности по выпуску жестких дисков, причем на довольно длительный период. И для многих компаний естественным решением стало переждать этот дефицит и рост цен, используя облачные сервисы.

В будущее — с оптимизмом?

Казалось бы, беспокоиться не о чем. Ничто не грозит, например, рынку мобильных устройств. Даже более того, они, как показывают отчеты обоих ведущих мировых аналитических агентств — Gartner и IDC, — уже в 2012 году начали реально вытеснять с рынка традиционные ПК и ноутбуки, объемы продаж которых впервые с 2001 года уменьшились. Что-то может измениться лишь в том случае, когда доминирующим лидером станет платформа Android, большая часть устройств на которой, как известно, может подключаться как внешние накопители. Но все равно это свойство, действительно полезное и удобное, никак не решает проблему синхронизации, когда пользователь применяет три устройства и больше. Кроме того, ряд вендоров, в частности Asus, уже не позволяют «видеть» планшеты и телефоны в качестве внешнего диска. Вполне возможно, такая практика будет расширяться. К тому же в силу очень многих причин платформа Android не сможет стать абсолютным лидером вследствие наличия целого ряда потенциально сильных конкурентов. Это и системы от консорциума Mozilla, и мобильная Ubuntu, первая предварительная версия которой вышла сразу после новогодних праздников. Да и сама Google активизировала продвижение другой своей платформы, Chrome OS, устройства на которой были анонсированы целым рядом крупных компаний. К слову, Chrome OS ориентирована на работу исключительно в облачной среде, что также будет способствовать развертыванию соответствующей инфраструктуры, как публичной и коммунитарной (ориентированной на использование в определенном сообществе или отрасли, например в сфере образования), так и частной.

Тем более, что по мнению целого ряда исследователей, развитие рынка облачных технологий во многом связано с ростом практического интереса к бизнес-аналитике и разбору больших данных. Этому будут, с одной стороны, способствовать особенности архитектуры аналитических движков, которые изначально ориентированы на работу в облачной среде. А с другой — то, что большинству потенциальных потребителей нет необходимости иметь свои собственные средства работы с большими данными и вполне можно использовать арендные, в том числе и облачные. Вполне может повлиять на рост интереса к облачным технологиям и не вполне благоприятная экономическая ситуация. Ведь использование облачных ресурсов позволяет существенно снизить капитальные затраты, и эти соображения могут перевесить практически любые аргументы «против», в том числе и довольно весомые для более спокойного времени. К тому же операторы облачных услуг уже начали закрывать наиболее серьезные бреши в безопасности, что часто было объектом для критики. И можно не сомневаться, что этот опыт начнут перенимать если не все, то большая часть участников этого рынка. Так что оснований для пессимизма, похоже, нет никаких.