В ведении ООО «Стадион “Спартак”» находятся все ИT-службы самого популярного футбольного клуба страны. Ему же предстоит готовить «Арену “Открытие”» к Кубку конфедераций 2017‑го и к чемпионату мира по футболу 2018 года. Мы поговорили с ИТ-директором этой организации Игорем Шестуновым.

Intelligent Enterprise: Управление стадионом и управление клубом — существенно разные задачи?

Игорь Шестунов: Да. Клуб с точки зрения ИT-директора — это просто компания, где есть кадры, бухгалтерия, подлежащие учёту ресурсы и т. п., а стадион — уникальный объект со множеством технических систем: 200 турникетов для болельщиков (система управления турникетами — та же, что применяют на горнолыжных курортах), 400 камер видеонаблюдения, 150–200 точек продаж питания. Проложено больше 100 км кабелей для телевизионщиков. Много специфических задач, например, в судейской, в раздевалках — везде часы должны показывать одно и то же время, причём абсолютно точное. Для этого на стадионе тоже есть специальная система.

Главное — обеспечить проведение матча. За три дня до мероприятия запрещены всякие изменения в ИT-системах. Всё нацелено на то, чтобы было известно, как любой сбой предотвратить или моментально устранить. Даже если отключились турникеты — мы знаем, что делать.

Учения проводите?

Обязательно. Особенно много их было в преддверии открытия стадиона. У нас две серверные, по требованиям FIFA они разнесены под разные трибуны — из соображений надёжности. Целый месяц добивались, чтобы в случае отключения одной серверной всё продолжало работать на второй.

А работа с болельщиками?

Работа с болельщиками — это CRM и продажа билетов. У нас довольно сложная архитектура. Начнём с того, что абонемент одновременно является картой банка «Открытие». С банком мы обмениваемся данными для проверки и фиксации выдачи банковских карт. С CRM-решением, оно у нас от Microsoft, связаны билетная и контрольно-пропускная системы. Мы знаем о каждом болельщике, какие билеты он купил, какие матчи посетил. Баллы, статусы, скидки…

Почему общение с болельщиками по поводу абонементов нельзя перевести полностью в онлайн? Продать абонемент с чипом и обеспечить возможность распечатки билета на каждый матч со штрихкодом, например.

При продаже абонементов есть определенное требование налоговой службы: человеку нужно выдать корешок квитанции как подтверждение того, что мы провели деньги и собираемся оказывать услуги.

Вот места на парковке мы продаём в электронной форме, приезжать за пропуском не надо, сразу можно ехать на матч.

Билеты на матчи чемпионата мира — что это будет? Бумага? Карточки с чипом?

Их распространяет FIFA. Знаю, что на входе будет считываться штрихкод. Будет ли внутри чип и каковы еще степени защиты, пока неизвестно.

Теперь про стадион. Полностью ли он «упакован» по части ИT, не придётся ли делать еще что-то к Кубку конфедераций, к чемпионату мира?

Есть толстая книжка от FIFA — требования к стадиону, где проводятся матчи чемпионата мира, и все требования мы учитывали.

Но доделывать, конечно, придётся. Будет изменена конфигурация досмотра, переделаны входные группы, в общем, доработка предстоит большая.

У клуба есть digital-стратегия?

Да, уже ведём работу по созданию нового сайта, нового мобильного приложения и медиа-архива. Но digital-стратегия — скорее не про ИT, а про маркетинг. Это работа с болельщиками, с аудиторией…

Сколько болельщиков учтено в CRM-системе?

Двести восемьдесят тысяч. Есть накопленные исторические базы, есть регистрация через сайт. Если ты хочешь купить билет или абонемент онлайн или в нашем интернет-магазине, ты регистрируешься, и данные попадают в CRM. Как любая клиентская база, болельщики делятся по разным уровням. Самый верхний — это владелец абонемента, про которого мы всё знаем. Следующий уровень — те, кто фактически заполнил анкету на сайте и сам представил о себе ­какую-то дополнительную информацию. Ну и третьи — те, кто зарегистрировался для разовой покупки билета и представил минимальный необходимый набор данных: e-mail, дату рождения, телефон.

А из отечественного софта что-то используется? Спрашиваю в связи с «модным» импортозамещением.

«1С: Бухгалтерия», кадровый учет, бюджетирование.

Существует ли техническая возможность выявить хулиганов на трибуне?

Не только существует, но и регулярно выявляем. Их задерживают после матча. Есть люди, которые занимаются видеонаблюдением в реальном времени — они могут переслать фото прямо в комнату полиции.

Айтишная часть этой проблемы состоит в том, чтобы система видео­наблюдения позволяла проследить весь путь болельщика — от того момента, когда он только подошел к стадиону, и до момента, когда он вышел. При прохождении через турникеты, при покупке билета онлайн болельщик регистрируется. Мы знаем, кто купил билет, и можем выявить его, когда он проходит через турникет — в этот момент всех болельщиков во внутреннем периметре фотографируют. Мы знаем, кто прошел в каждый конкретный момент, по какому билету.

То есть ваша задача заканчивается идентификацией, дальше начи­нается работа службы безопас­ности?

Скорее даже полиции, потому что служба безопасности не может задерживать людей.

Big Data в процессе подготовки к соревнованиям — это ваша тема?

За спортсменов отвечает тренерский штаб, но я, конечно, в курсе. После каждого матча собирается огромная статистика по всем действиям футболистов. Точно так же собирается очень много информации в ходе нашей оперативной деятельности. У нас есть отдельная схема, куда вся эта информация заносится, и тренеры анализируют её. Это относится не только к главной команде, но и ко всем остальным командам тоже.

Для этого построена отдельная система: заводятся карточки — на игрока, на команду, и там фиксируется вся статистика.

У вас в штате, наверное, есть разработчики?

Нет, сами мы ничего не разрабатываем.

Сколько у вас сотрудников и организаций на подряде?

Сотрудников полтора десятка, подрядчиков — несколько десятков, практически по каждой системе свой. Когда строили стадион, знали, что там будет проходить чемпионат мира 2018 года. Соответственно все договоры делаем так, чтобы техподдержка была заложена до 2018-го включительно.

А как управляется табло?

У нас есть два центра управления стадионом: это Control room и Media room. В Control room находится всё, что связано именно с управлением мероприятием. Видеонаблюдение, управление стюардами, там же представитель полиции для координации действий, управление билетной, пропускной и всеми инженерными системами: освещение, вентиляция и прочее. А Media room управляет всем, что связано со светом на арене, звуком, видео и так далее.

Привлекаем внешних специалистов. В той же Media room работают двенадцать-четырнадцать человек, из которых только трое штатных. Все остальные приходят на время мероприятия. Например, звукорежиссер, управляющий уровнем звука по всему стадиону. Для управления видео по периметру поля, куда выводится реклама, на мероприятие приходит человек, прокручивает ролики, следит, чтобы всё шло правильно.

А будет система автоматической фиксации взятия ворот?

Это решает не стадион, а организатор соревнования. Если в чемпионате России введут систему GoalControl, она будет установлена на всех стадионах.

На чемпионате мира такая система использоваться будет, из FIFA приезжали специальные люди, им показали все места, где можно установить оборудование, есть график работ — систему смонтируют и можно будет использовать.

На стадионе устанавливается четырнадцать видеокамер. Специальное программное обеспечение отслеживает траекторию мяча и передает судье сигнал, если мяч вошёл в ворота (аналогичная технология, Hawk-Eye, уже пятнадцать лет применяется для судейства соревнований по теннису. — Ред.).

С Игорем Шестуновым разговаривал Андрей Анненков