«Пулково» — старейшее авиапредприятие России. Газета «Известия» от 1932 года писала о первых пулковских рейсах: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы. Самолеты поднялись с московского аэродрома в два часа и опустились в Ленинграде один в 5 часов 31 минуту дня, другой — на 10 минут позже». Аэровокзал получил название «Шоссейная». Название «Пулково» аэропорт получил 40 лет спустя, первыми его услышали пассажиры ночного рейса с 24-го на 25-е апреля 1973 года. Пик пассажирских перевозок через «Пулково» пришелся на 1990 год — 4,8 млн. пассажиров!

Сегодня аэропорт «Пулково» связан регулярными линиями с 65 городами России и СНГ и с 48 городами за рубежом, а государственное унитарное авиационное предприятие «Пулково» (ГУАП «Пулково») — не только крупнейшая авиатранспортная компания Северо-Западного региона России, но и одно из самых современных в стране авиапредприятий. Перелет между Москвой и Санкт-Петербургом, который 69 лет назад занимал три с половиной часа, сегодня выполняется за час с четвертью, и это самый популярный рейс авиакомпании. Аэропорт «Пулково» располагает двумя аэровокзальными комплексами — «Пулково-1» и «Пулково-2». Аэродром аэропорта «Пулково» имеет три пассажирских и два грузовых перрона, а также две взлетно-посадочные полосы, которые могут принимать любые типы самолетов, в том числе Boeing-747, A-310, MD-11. Разработан генеральный план развития аэрокомплекса «Пулково» до 2015 года. Строительство «Пулково-3» в скором будущем завершит создание современного международного терминала в городе на Неве.

По итогам первого российского конкурса аэропортов, который проводился Федеральной авиационной службой России и Ассоциацией аэропортов СНГ в честь 75-летия гражданской авиации России, петербургский аэропорт «Пулково» признан лучшим.

Профиль клиента

Организация:
ГУАП «Пулково» и АО «РИВЦ-Пулково»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель проекта:
Николай Чирков, начальник отдела программно-технологического сопровождения АС «РИВЦ-Пулково»

Проблема:
Необходимость постоянного анализа различных показателей деятельности предприятия

Профиль партнера

Компания:
Digital Design

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Андрей Очерет

Проблема:
Создание единого хранилища данных и специального средства построения отчетов для авиакомпании и аэропорта «Пулково»

Информационная система

Основные заказчики ИС «Пулково» — главный экономист ГУАП «Пулково» и экономические службы аэропорта и авиакомпании. Для сбора и обработки информации, необходимой для анализа экономических и финансовых показателей работы аэропорта и авиакомпании, региональный информационный вычислительный центр «Пулково» («РИВЦ-Пулково») и ГУАП «Пулково» создали ряд оперативных систем. Автоматизированная система «Транспортная деятельность предприятия» состоит из двух подсистем: «Учет перевозок через аэропорт «Пулково» и «Учет перевозок на собственном парке самолетов». Информация обо всех совершенных рейсах и о всех рейсах, обслуженных в аэропорту «Пулково», ежедневно обновляется и поступает в хранилище данных. Существующие системы реализованы на языке Clipper и в среде разработки Delphi, данные хранятся в СУБД Microsoft SQL Server 6.5, ряд систем использует файлы формата DBF. В информационной системе предприятия около 300 рабочих мест, в ИТ-подразделении «Пулково» занято около 120 человек.

Но чтобы постоянно анализировать различные показатели деятельности предприятия, оперативные отчеты необходимо составлять и анализировать ежедневно. Существовавшие автоматизированные системы сбора информации не могли предоставить гибкой структуры формирования отчетных форм, подразделение ИТ не справлялось с потоком заявок от экономических служб. Возникали проблемы с различной кодировкой городов, типов транспортных средств, видов перевозок в системах; несоответствия в справочниках также приводили к разногласиям в отчетных формах. Невозможно было и объединить несколько показателей из различных оперативных систем в одном отчете. Для формирования отчетов требовалось объединять данные из многих оперативных систем (систем класса OLTP). Создание отчетов занимало не один день, что заметно ухудшало качество и быстроту принимаемых решений. Таким образом, назрела необходимость в разработке системы, объединяющей разрозненную информацию и накапливающей в едином хранилище данных критически важные сведения о деятельности различных подразделений предприятия, которые и должны использоваться для получения как стандартных, так и новых отчетов.

Проект хранилища данных

Для работы над проектом хранилища данных ГУАП «Пулково» выбрало санкт-петербургскую компанию Digital Design, которая в 1997 году уже выполняла для пулковских авиаторов работы по созданию хранилища отчетов. За прошедшие три года хранилище отчетов разрослось до объема 4 Гбайт, а в компании Digital Design была разработана платформа DataVision, на базе которой возможно создание полнофункциональных хранилищ данных.

Digital Design
http://www.digdes.com
Компания основана в 1992 году. Основные направления ее деятельности — разработка заказных информационных систем, включая рекомендации по развитию информационной инфраструктуры организации-заказчика; разработку ИС; внедрение и сопровождение разработанных систем; обучение персонала заказчика. Предоставляет также сервисные услуги (консультации по программным продуктам и технологиям; техническая поддержка; обучение и сертификация специалистов в авторизованном Центре технического обучения).

«Требование заказчика заключалось в том, чтобы иметь возможность «на лету» изменять отчетные формы, анализируя данные за различные интервалы времени, а также разграничить доступ к информации для разных групп пользователей, — рассказывает руководитель проекта от компании Digital Design Андрей Очерет. — Мы предложили единое интегрированное решение для создания хранилищ данных и систем поддержки принятия решений на основе нашей платформы DataVision, которая включает средства загрузки данных из оперативных источников, средства поддержания и обновления хранилища, средства создания витрин данных».

«Данный проект мы реализовали в многоуровневой архитектуре клиент-сервер с возможностями сбора, хранения, публикации и анализа данных, обеспечив при этом доступ ко всем отчетам о работе предприятия и предоставив аналитикам авиапредприятия «Пулково» простые механизмы создания собственных отчетов при наличии системы безопасности доступа к данным, — продолжает г-н Очерет. — Мы использовали Microsoft Visual C++ 6.0, Visual Basic 6.0, Visual Basic Scripting Edition, SQL Server 7.0, Data Transformation Services, OLAP Services 7.0, Repository 2.1 и Excel, а также наше средство Data Spider 2.0. Серверная часть функционирует под управлением Microsoft Windows NT, клиентская часть системы интегрирована с Microsoft Office и может работать на любой 32-разрядной Windows-платформе».

Началом работ над проектом можно считать дату подписания договора — 20 октября 1999 года. На первом этапе заказчику были переданы хранилище данных и предварительная версия средства построения отчетов. Пользователи смогли получить представление о новой системе, строя запросы к хранилищу, содержащему данные об аэропорте и авиакомпании.

На втором этапе были установлены и отлажены на реальных данных конверторы для переноса данных из оперативных источников в хранилище. Были учтены просьбы администратора хранилища данных о ведении журнала ошибок, выявленных при помещении данных из различных оперативных систем в единые справочники.

Третий этап включал разработку многомерных кубов и пользовательских запросов. Все работы проводились при активном участии администратора хранилища «РИВЦ-Пулково».

При внедрении системы не потребовалось перестраивать оперативную деятельность заказчика, так как при разработке принималось во внимание, что авиапредприятие «Пулково» ориентируется на платформу Microsoft и интегрирует ранее разъединенную детализированную информацию в едином хранилище данных, построенном на базе Microsoft SQL Server 7.0. В опытную эксплуатацию система была передана в соответствии с планом работ в конце июня 2000 года, а еще спустя месяц хранилище данных было принято в эксплуатацию.

Как это работает

Под оперативными источниками понимаются информационные системы предприятия (базы данных, другие электронные источники информации), данные из которых необходимо поместить в хранилище данных.

Предконвертор таблиц Excel системы DataVision предназначен для предварительной обработки информации, содержащейся в файлах Excel, и ее подготовки к загрузке в хранилище данных.

Конверторы служат для трансформации данных оперативных источников в хранилище данных. Конвертор представляет собой DTS-пакет — единицу работы сервиса DTS (Data Transformation Services), входящего в состав SQL Server 7.0. DTS-пакеты создаются при помощи средства DTS Designer, встроенного в SQL Enterprise Manager. DataVision Manager может запускать их по расписанию или в интерактивном режиме.

Хранилище данных накапливает детальную информацию о работе подразделений, которая поступает из различных информационных систем предприятия. Корпоративное хранилище данных представляет собой реляционную базу данных на основе Microsoft SQL Server или любой другой СУБД, для которой существует провайдер OLE DB. Структура таблиц хранилища данных реализуется таким образом, чтобы обеспечить оптимальные объем базы данных и скорость выполнения запросов, а также возможность работы с ней различных средств просмотра и анализа данных третьих фирм.

DataVision Manager предназначен для выполнения задач администрирования хранилища данных. Он реализован в виде модуля Microsoft Management Console и может использоваться администратором в единой среде совместно с другими административными приложениями, такими как Microsoft SQL Server Enterprise Manager.

Репозиторий DataVision используется для хранения информации об источниках данных, структуре хранилища данных, конверторах, расписании загрузки данных в хранилище, кубах OLAP-сервера, отчетах. Репозиторий реализован на основе Microsoft SQL Server 7.0 под управлением ОС Windows NT 4.0 или Windows 2000.

OLAP-сервер. Средство построения отчетов DataVision при обработке данных использует интерфейс OLE DB for OLAP и может работать при этом как с данными OLAP-сервера, так и с данными локальных кубов, являющихся частью данных OLAP-сервера, относящейся к определенной предметной области. Использование интерфейса OLE DB for OLAP позволяет сделать доступными для пользователей все изменения, вносимые в хранилище данных.

Средство построения отчетов DataVision (DataVision СПО) — клиентское приложение, позволяющее строить отчеты, содержащие данные хранилища данных. При работе оно использует метаданные, содержащиеся в репозитории DataVision. DataVision СПО предоставляет пользователю возможность построить запрос к хранилищу данных в терминах его предметной области, указав не только то, какие данные его интересуют, но и способ их размещения по столбцам и строкам результирующей таблицы, а полученный результат выполнения запроса просмотреть в табличном и графическом виде. Ранее построенные запросы доступны всем пользователям средства построения отчетов и могут выполняться неограниченное количество раз. Существенна возможность экспорта информации, получаемой из OLAP-сервера (в виде таблиц или диаграмм), в Microsoft Excel, что позволяет применять предоставляемые Excel инструменты оформления и обработки данных.

Результат и планы развития

Административное управление новой системой приобрело более совершенную структуру: появилась возможность контролировать загрузку данных, управлять изменением и дополнением кодов измерений, поступающих из разнородных систем. Таблицы соответствий позволили обеспечить различное представление пользователям одних и тех же данных (в различных видах и группировках).

Система ведет и контролирует общие справочники, которые ранее не давали возможности объединять данные различных отчетных систем. Данные в хранилище данных загружаются автоматически, а администратор имеет возможность контролировать правильность загрузки, просматривая журнал трансформации, в котором отмечаются ошибки и возможные проблемы при дальнейшей работе с системой.

Комплексность информации, помещенной в хранилище, и единый формат данных позволяют активно использовать систему во многих структурах авиапредприятия. Рабочие места оборудованы в подразделениях как авиакомпании, так и аэропорта. В системе работает более 50 пользователей, среди которых экономисты, аналитики, а также руководители коммерческих и экономических служб.

Благодаря широким возможностям административных утилит DataVision и ведению журналов всех выполняемых процессов, для обслуживания системы достаточно только администратора хранилища. Поддержкой аппаратного обеспечения и системного ПО занимается отдел ПТС РИВЦ «Пулково».

Анализируя данные отчетов, созданных специальным средством представления данных системы, директор по экономике и финансам, ведущие экономисты и финансисты, сотрудники коммерческого отдела и отдела маркетинга получают полную информацию как по финансовым показателям, так и по объемам авиаперевозок (эти данные загружаются в хранилище данных из оперативных систем). При этом они имеют возможность самостоятельно модифицировать отчеты для получения сравнительных данных за различные периоды, не привлекая сотрудников «РИВЦ-Пулково». Полученная информация позволяет на новом, более качественном уровне подходить к вопросам оптимизации процессов управления, планирования и организации работы предприятия. «Хранилище данных помогает экономической службе авиапредприятия «Пулково» вырабатывать стратегию продажи билетов, прогнозировать пассажиро- и грузопотоки, что позволяет планировать в целом доходы по авиапредприятию», — говорит генеральный директор РИВЦ «Пулково» Валентин Головченко.

В рамках поддержки готового решения группа разработчиков провела оптимизацию работы средства построения отчетов, и в январе 2001 года Digital Design предоставила информационной службе ГУАП «Пулково» новую версию DataVision Analyzer. Кроме того, в марте 2001 года выпущена новая версия продукта DataVision 2.5, содержащая новые возможности. Расширение функциональности выполнено в соответствии с требованиями заказчиков (среди них — организация дерева запросов, рассылка оповещений, рассылка отчетов по электронной почте, просмотр отчетов в Outlook Digital Dashboard, публикация запросов на Web).

ГУАП «Пулково»
http://www.pulkovo.ru
«Пулково» — старейшее авиапредприятие России. Сегодня государственное унитарное авиационное предприятие «Пулково» — не только крупнейшая авиатранспортная компания Северо-Западного региона России, но и одно из самых современных в стране авиапредприятий. Аэропорт «Пулково» связан регулярными линиями с 65 городами России и СНГ и с 48 городами за рубежом. Аэропорт располагает двумя аэровокзальными комплексами — «Пулково-1» и «Пулково-2», имеет три пассажирских и два грузовых перрона, две взлетно-посадочные полосы, которые могут принимать любые типы самолетов, в том числе Boeing-747, A-310, MD-11.