Прошло более двух лет с момента публикации в журнале Intelligent Enterprise моей статьи о рынке порталов предприятия (Decision Threshold, 16 ноября 1999 года), и за это время порталы коренным образом изменились — от простого предоставления доступа к Web-страницам и корпоративным базам данных они перешли к поддержке средств бизнес-аналитики, интеграции приложений и совместной работы. Предоставляемые порталами возможности также значительно усовершенствовались — многие программы теперь поддерживают сложный поиск, категоризацию, персонализацию и функции управления контентом. Поставщики уже не ограничиваются одним лишь автономным портальным продуктом, а интегрируют технологии порталов в соответствующее ПО — такое, как BI-средства, серверы Web-приложений, решения для интеграции корпоративных приложений (enterprise application integration, EAI) и пакеты прикладных программ для вертикальных рынков.

Быстрый рост рынка порталов сильно осложняет задачу выбора ПО. Чтобы помочь вам в выборе, в этой статье я подробно расскажу о том, какими возможностями должны обладать ведущие портальные продукты, и дам ряд советов по выбору наиболее подходящего вам решения.

Детальный перечень ключевых характеристик, которые должны присутствовать в ПО портала, приведен в таблице. Поскольку при обсуждении возможностей порталов отраслевые консультанты и аналитики пользуются различными терминами, ключевые термины порталов я привожу во врезке «Глоссарий».

Службы безопасности и администрирования

Вход пользователей в систему и аутентификация

Сервер и служба безопасной аутентификации

Интеграция с корпоративной инфраструктурой безопасности

Единая точка входа

Поддержка и синхронизация LDAP-каталогов

Диспетчер пользовательских сеансов с поддержкой тайм-аута

Безопасность сетевого трафика

Пользовательские роли, группы, привилегии и управление доступом

Аудит нарушений безопасности и данные о сеансах

Удаленное администрирование

Администрирование через Web

Службы представления

Поддерживаемые Web-браузеры и устройства

Поддержка “тонких” клиентов

Поддержка мобильных и беспроводных устройств

Требования к загружаемым компонентам

Конфигурирование пользовательского интерфейса и ресурсы для его настройки

Поддерживаемые языки разработки пользовательского интерфейса

Поддержка XML и XSL

Службы персонализации

Управляемая пользователем персонализация

Персонализация портала на основании правил

Службы публикации и управления информацией

Управляемая пользователем публикация

Индексация информации по расписанию и по запросу пользователей

Сканирование информации по расписанию

Диспетчер категоризации и таксономии

ПО управления контентом с поддержкой версий, взятия (check-out) и снятия (check-in) с контроля

Службы поиска и навигации

Навигация по каталогу портала

Поиск в каталоге портала

Поиск по индексу(полнотекстовый и по ключевым словам)

Поиск в хранилище информации

Одновременный поиск на нескольких серверах управления бизнес-информацией

Интегрированный поиск

Службы поддержки документооборота и коллективной работы

Сообщества пользователей и рабочие группы

Дискуссии и потоки дискуссионных сообщений

Web-встречи

Совместно используемая календарная информация

Обмен "моментальными" сообщениями

Электронная почта

Службы поддержки документооборота

Службы уведомления и доставки

Управляемое правилами оповещение пользователей и доставка информации

Управляемая правилами генерация прикладных транзакций

Службы поддержки метаданных

Каталог (метаданных) портала

Поддержка объединенных порталов

Импорт, экспорт и координация метаданных

Службы адаптеров портала

Поставка предустановленных адаптеров

"Коробочные" порталы

Настройка адаптеров портала и комплект ресурсов для модификации и создания собственных адаптеров

API-интерфейс к службам портала (например, к службам безопасности)

Поддерживаемые языки разработки адаптеров

Связь между адаптерами и управление состоянием пользователей

Поддержка Web-служб

Поддержка XML

Интерфейсы с системами обмена сообщениями и интеграции корпоративных приложений (EAI)

Интеграция и эксплуатация сервера Web-приложений

Поддерживаемые Web-службы

Поддерживаемые оперативные системы

Балансировка серверной нагрузки

Многопоточность и многозадачность

Кэширование контента

Поддержка безопасного Web-сервера

Документирование бизнес-информации и служб на портале

Портал предоставляет бизнес-пользователям единый персонализированный интерфейс к деловой информации и службам, которые нужны им для работы. Большинство порталов поставляется в пакете с адаптерами, обеспечивающими доступ к самым разнообразным видам бизнес-информации и служб. Очень важно, чтобы портал имел открытую архитектуру и комплект средств разработки адаптеров (adapter development kit, ADK); это позволяет разработчикам настраивать стандартные адаптеры и создавать собственные с учетом потребностей компании. Кроме того, ADK должен поддерживать среду разработки (например, Java или .NET) и языки, используемые ИТ-организацией. Сегодня ключевое направление развития порталов — поддержка Web-служб и языка XML на уровне адаптеров. Подобная поддержка обеспечивает порталам большую открытость и гибкость интеграции в масштабах предприятия.

Одна из главных задач при реализации и администрировании порталов — обеспечить поддержку сведений (метаданных) об источниках бизнес-информации и службах, доступных через пользовательский интерфейс портала. Эта информация обычно хранится в каталоге портала. Возможности различного портального ПО существенно варьируются в широких пределах — от простого перечисления доступных адаптеров до поддержки подробных метаданных (дата создания, автор, ключевые слова и т. п.). Поддержка метаданных в каталоге портала обычно выполняется средствами интерактивного интерфейса, позволяющего разработчикам и бизнес-пользователям публиковать сведения о наличии определенной бизнес-информации, и инструментальных средств просмотра контента, которые регулярно анализируют и обрабатывают бизнес-информацию по определенному графику или по запросу пользователей.

Если портал используется для доступа к неструктурированной информации (например, к деловым документам или цифровым мультимедийным объектам), очень важно, чтобы он обеспечивал доступ к внешним диспетчерам контента, которые используются для поддержки подобной информации, или предоставлял свой собственный диспетчер. (Например, Corepoint компании Corechange Inc. предоставляет интерфейсы к хранилищам информации Microsoft SharePoint Portal Server и Stellent Content Management System.) Во многих решениях (классические примеры — SharePoint и K2 Enterprise компании Verity Inc.) для обработки подобной информации предлагается использовать поставляемый с продуктом механизм поиска. Он позволяет создавать индекс неструктурированной информации и выполнять полнотекстовый поиск или поиск по ключевым словам.

Независимо от методов, используемых для документирования бизнес-информации в портале, жизненно важно, чтобы эту информацию можно было персонализировать в соответствии с потребностями каждого пользователя портала. Для эффективного выполнения этой задачи портал должен поддерживать категоризацию контента в соответствии с бизнес-таксономией, созданной и поддерживаемой администраторами портала. Категоризация в продукте может обеспечиваться самыми разными способами, начиная с того, чтобы обязать разработчиков и бизнес-пользователей классифицировать бизнес-информацию вручную, до применения сложных «диспетчеров категоризации», выполняющих это автоматически.

Доступ к бизнес-информации и службам портала

Рассмотрев способы документирования бизнес-информации и служб на портале, перейдем к вопросу о том, как бизнес-пользователи получают доступ к этой информации.

Пользовательский Web-интерфейс портала поддерживается компонентом портала, который отвечает за представление информации. В большинстве проектов для доступа к порталу используется Web-браузер на персональных компьютерах, однако общеотраслевая тенденция заключается в том, чтобы добавить к этому поддержку других устройств, таких как мобильные и беспроводные Web-устройства. Ключевая особенность портала — наличие ресурсов для разработки пользовательского интерфейса (User-interface Development Kit, UDK), которые позволяют настраивать интерфейс в соответствии с общекорпоративными стандартами представления информации и обеспечивать поддержку других Web-устройств. Еще один важный параметр, который надо учитывать, — поддерживает ли программа настоящий интерфейс пользователя «тонкого» клиента, или требует установки подключаемых модулей (plug-ins), или загружает компоненты представления информации на пользовательское Web-устройство. Архитектура интерфейса служб представления особенно важна в случае медленных сетевых подключений и если необходимо поддерживать внешних пользователей в корпоративных экстрасетях.

Как я уже говорил, отображение бизнес-информации и служб портала персонализировано, т. е. индивидуально для каждого пользователя. В большинстве портальных продуктов персонализация подразумевает отображение списка бизнес-информации и служб, к которым пользователю разрешен доступ. Список упорядочивается по бизнес-категориям, например, на основании бизнес-таксономии, поддерживаемой администратором портала. В дальнейшем пользователи вручную настраивают свой портальный интерфейс, добавляя и удаляя разделы информации и службы в соответствии со своими интересами или регистрируясь для конкретных категорий контента.

Некоторые поставщики (например, Computer Associates с продуктом CleverPath Portal) начинают применять в своих порталах персонализацию, управляемую приложением, используя для этого управление на основе правил и методы коллективной фильтрации (collaborative filtering). Подобные методы позволяют порталу «узнавать», какая информация интересует пользователей, и автоматизировать процесс персонализации. Автоматизация особенно важна для порталов, доступных клиентам компании.

Для любой реализации портала жизненно важно гарантировать, что получаемые с его помощью информация, службы и метаданные безопасны и что доступ к ним имеют лишь те пользователи, которые обладают соответствующими правами. Пользователи, обращающиеся к порталу, должны пройти аутентификацию; их доступ к содержимому и службам портала контролируется на основании пользовательских ролей и привилегий, устанавливаемых администратором портала. Важно также, чтобы портал поддерживал единую точку входа и не требовал у пользователей предоставлять реквизиты при обращении к каждому хранилищу информации или бизнес-службе.

Схема аутентификации на портале должна «встраиваться» в общекорпоративную инфраструктуру безопасности. Обычно подобная инфраструктура поддерживает такие технологии, как LDAP, Microsoft Active Directory или решения «единой точки входа», например, от компаний Netegrity или Securant (последняя недавно приобретена компанией RSA Security Inc.).

Когда пользователь подключился к порталу и прошел аутентификацию, требуется диспетчер сеансов, гарантирующий, что все последующее взаимодействие с определенным Web-устройством или браузером осуществлялось именно этим пользователем. Если в течение заранее определенного времени пользовательский сеанс неактивен, он должен автоматически закрываться. Диспетчер сеансов и служба безопасности портала должны обеспечивать безопасность сетевого трафика и следить за тем, чтобы важная информация (например, пароль, идентификатор сеанса, URL-адрес бизнес-информации и т. п.) не отображались в пользовательском интерфейсе.

Всю бизнес-информацию и службы, к которым обращаются пользователи портала, можно в самом общем виде разбить на три категории: информация, приложения и службы. Для нахождения требуемой структурированной и неструктурированной информации и обращения к ней пользователи портала обычно прибегают к навигации по метаданным каталога портала или применяют поисковый механизм для поиска метаданных каталога, хранилища портала или индексов информации. Иногда предоставляется объединенный механизм поиска, который позволяет одновременно отправить запрос нескольким серверам, управляющим бизнес-информацией.

В идеале пользователи портала не должны искать нужную им информацию — портал самостоятельно должен оповещать их через интерфейс или по электронной почте о появлении новой интересной пользователю и доступной в портале информации. В определенных обстоятельствах портал может даже доставлять нужную информацию (например, отчет BI-средств) пользователю. Большинство порталов поддерживает подобные уведомления, предоставляя пользователям возможность указывать интересующие их категории. Все зарегистрированные пользователи оповещаются о появлении на портале новой информации в указанной категории.

Некоторые поставщики (например, Computer Associates и SAP Portals) предусматривают в своих программах средства бизнес-аналитики для поддержки более сложной инфраструктуры уведомлений, основанной на правилах. Например, правила могут применяться к реальной бизнес-информации для создания соответствующих прикладных транзакций, результаты которых направляются в оперативные системы. Таким образом создается автоматизированная среда принятия решений с обратной связью.

Одна из наиболее значимых новых услуг, необходимых пользователям порталов, — это поддержка коллективной работы. Благодаря ей портал становится не просто инструментом извлечения бизнес-информации, а мощным механизмом совместного использования и обсуждения бизнес-информации с другими пользователями. В этой области диапазон требований довольно широк — от поддержки групп обмена сообщениями и дискуссионных групп до мощных подсистем автоматизации документооборота (workflow). Такие поставщики, как SAP Portals и IBM со своим порталом WebSphere, встраивают подобные функции в свои программы. Другие, в числе которых Plumtree Software Inc., добавляют к ним адаптеры, обеспечивающие доступ к программному обеспечению сторонних разработчиков, к примеру, Lotus Notes, Microsoft Exchange и eRoom.

Выбор подходящего программного продукта

Как видите, ПО портала должно в принципе предоставлять самые различные возможности. Замечу, что ни один портал не обеспечивает всех возможностей, которые были рассмотрены в этой статье. При выборе программы и развертывании портала разработчики должны учесть типы информации и служб, которые необходимы бизнес-пользователям. Многие проекты создания порталов изначально ориентируются на интеграцию либо только информации, либо только приложений. Подобное сужение требований помогает ограничить перечень программ, которые вам придется принимать во внимание. Кроме рассмотренных в этой статье, есть и другие критерии выбора ПО портала, в том числе надежность поставщика, поддержка и цены, а также масштабируемость и способность к интеграции в Web-инфраструктуру вашей компании.

Колин Уайт (Colin White) — президент организации DataBase Associates and Intelligent Business и председатель конференции DCI по корпоративным порталам и порталам электронного бизнеса (Corporate and e-Business Portal conference). С ним можно связаться по e-mail: cwhite@databaseassociates.com.

Глоссарий

Портал — предоставляет внутренним и внешним пользователям целостный персонифицированный и защищенный интерфейс к бизнес-данным (таким, как информация и приложения) и бизнес-службам (например, к службам поддержки коллективной работы и к Web-службам).

Адаптер портала — обеспечивает доступ из портала к корпоративной бизнес-информации и службам. Различные вендоры применяют и другие названия этого элемента: портлет (portlet), приспособление (gadget), коннектор, Web-компонент (Web part) и iView.

Представление — процесс форматирования и отображения бизнес-информации и служб на Web-устройстве пользователя портала.

Персонализация — процесс фильтрации бизнес-информации и служб в соответствии с потребностями пользователя портала и политиками корпоративной безопасности.

Категоризация — процесс разнесения бизнес-информации и служб по разделам в соответствии с бизнес-таксономией.

Настройка — процесс конфигурирования и расширения портала с тем, чтобы представление информации соответствовало корпоративным стандартам и обеспечивался доступ к бизнес-информации и службам.