Технологии создания и эффективного функционирования торговых предприятий всегда занимали умы их руководителей. Эффективное управление, использование площадей, закупочная политика, безопасность, проблемы привлечения покупателей — вот отнюдь не полный список задач для предприятий торговли. Именно этим темам и был посвящен прошедший в Москве с 18 по 20 июня в «Гостином дворе» III Международный выставочный форум «Мир торговли». Ожидалось, что в нем примут участие более 10 тыс. специалистов российских и зарубежных торговых компаний, представители структур власти и средств массовой информации. Однако даже по самым приблизительным оценкам ожидания организаторов оказались сильно преувеличены.

Тем не менее о важности и актуальности тематики выставки говорит тот факт, что первый тиражный продукт, который планирует выпустить этим летом фирма «1С» на технологической платформе нового поколения "1С:Предприятие 8.0", будет предназначен именно для автоматизации управления торговым предприятием. На стенде «1С» (http://www.1c.ru) была представлена бета-версия прикладного решения на новой платформе. В ней реализовано большинство возможностей программы "1С:Торговля и Склад" системы "1С:Предприятие 7.7", учтены пожелания пользователей и потребности современных торговых компаний. В частности, реализован учет товаров в разрезе характеристик цвета, размера, а также учет по серийным номерам. Подсистема ценообразования решает задачи управления отпускными ценами, предоставляет широкие возможности для построения различных схем формирования цен. Механизм регистрации цен контрагентов позволяет анализировать ситуацию на рынке, отслеживать динамику цен, сравнивать цены компании с ценами поставщиков и конкурентов.

Кроме того, возможности новой версии технологической платформы "1С:Предприятие" позволили значительно расширить спектр автоматизируемых задач торгово-складского учета и реализовать новые возможности управленческого учета, анализа и планирования торговых операций. В конфигурации реализован детальный оперативный учет товаров на складах, обеспечивается полный контроль товарных запасов предприятия в оптовой и розничной торговле. Поддерживается учет как собственных товаров, так и принятых на комиссию или ответственное хранение. Предусмотрена возможность оформления поступления товаров без сопроводительных документов.

Любопытным новшеством организаторов форума «Мир торговли» стал проект «Концептуальный магазин». В условиях возрастающей конкуренции на рынке ритейла, связанной с появлением новых и развитием действующих торговых сетей, приходом крупных западных торговых операторов, перед руководством независимого магазина остро встает проблема выживания. Но освоение технологий, повышающих эффективность работы предприятия через снижение издержек, оптимизацию ассортимента, применение новейших разработок в области проектирования, оснащения и дизайна торгового зала, требует времени. По замыслу организаторов, «Концептуальный магазин», представляющий на одной площадке все самое интересное, должен был помочь руководителям предприятий сэкономить время.

В проекте приняли участие несколько компаний. На площади 500 м2 был построен магазин, воплотивший в себе наиболее интересные функциональные, дизайнерские и ИТ-решения. Для того, чтобы все выглядело подлинным, компания «Объединенная Европа-Холдинг» наполнила «Концептуальный магазин» косметической продукцией. Компания Wanzel Mawi, известная тем, что впервые предложила использовать в супермаркетах тележки для удобства покупателей, предоставила торговое оборудование, на производстве и разработке которого она специализируется и по сей день. Компания Columbus IT Partner Russia (http://www.columbus.ru) на площадке «Концептуального магазина» демонстрировала систему комплексной автоматизации предприятия на платформе Navision—Axapta. А компания Borlas Retail (http://www.retail.borlas.ru) представила кассовое оборудование и кассовый комплекс на базе ПО PosX. В работе «Концептуального магазина» приняли участие и другие компании, предлагающие охранные системы, освещение и т. п.

Однако формат и размеры общей выставочной площадки «Концептуального магазина» не позволяли некоторым участникам всесторонне продемонстрировать свои решения. Поэтому компания Borlas по соседству уже на своем стенде представляла широкую гамму продукции. Помимо уже упомянутого кассового обрудования и системы TradeX — разработки компании Borlas Retail, на стенде демонстрировались аналитические настройки, предназначенные для использования в масштабах крупных торговых холдингов, где стоит задача консолидации информации, ее анализа и выработки прогнозов. По наблюдению специалистов, большого интереса к аналитическим решениям посетители выставки не проявляли. А зря: читайте материалы тематического выпуска «Бизнес-аналитика» в этом номере журнала.

Работа выставки не ограничивалась только экспозицией и семинарами. В рамках Международного форума "Мир торговли" состоялась официальная церемония вручения премии «Золотые весы». Эта премия учреждается Национальной торговой ассоциацией (http://anrt.ru) как высшая профессиональная награда Российской Федерации за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли и питания в России. Премия присуждается ежегодно по итогам общенационального рейтинга «Все для торговли в XXI веке». В номинации "Программное обеспечение" победителем — уже третий год подряд — стала фирма "1С".