Вторжение электронной коммерции в сферу розничной торговли сулит корпоративным партнерам немалые прибыли.

«Если Вы собрались создать свой Web-узел для приема заказов, пора звать системного интегратора, — говорит Лиза Вильямс, старший аналитик группы бизнес-приложений компании The Yankee Group. — Не то чтобы розничная торговля не обладает средствами и возможностями для самостоятельного развертывания при.ложений поддержки электронной коммерции — просто никто или почти никто этого не делает сам».

Розничная торговля, для которой характерен низкий уровень прибылей, как правило, расходует на информационные технологии значительно меньше, чем в других сегментах рынка, однако и она теперь «лезет в карман», чтобы не глотать пыль из-под копыт конкурентов, ушедших далеко вперед на пути электронной коммерции.

По данным компании Dataquest, розничная торговля всего мира в этом году истратит на информационные технологии 112 млрд. долл. Базирующаяся в Сан-Хосе (шт. Калифорния) аналитическая группа предсказывает к 2003 году рост расходов отрасли на информационные технологии до 148 млрд. долл. По данным исследования рынка, проведенного компанией Yankee Group (Бостон, шт. Массачусетс), в США расходы розничной торговли на информационные технологии составят около 1,2 млрд. долл.

Согласно данным опроса, проведенного журналом InformationWeek (издательство CMP Media), розничная торговля и дистрибьюторы в США тратили на информационные технологии в 1999 году около 2,5% своих доходов. В ходе опроса выяснилось, что 75% компаний из сферы розничной торговли торгуют через Интернет. 8% бюджета было израсходовано на проекты, связанные с электронной торговлей и Интернет; еще 10% ушло на обслуживание информационной среды и внешним партнерам.

По мнению Робин Ланье, старшего вице-президента по взаимодействию с промышленностью Международной ассоциации крупной розничной торговли (Александрия, шт. Вирд.жиния), организации, объединяющей 200 компаний из сферы розничной торговли и около 600 поставщиков, интеграторы и поставщики решений должны воспользоваться сравнительной неосведомленностью розничной торговли в области современных технологий и логистики электронной торговли.

СТАТИСТИКА

РАСХОДЫ:

расходы розничной торговли на информационные технологии в 1999 году достигли 112 млрд. долл.

БЮДЖЕТЫ:

в настоящее время лишь 2,5% доходов розничной торговли идет на развитие информационной инфраструктуры

В последние несколько лет информационные отделы компаний этой сферы слишком сфокусировались на системах учета и контроля, считает Ланье. «Важнейший вопрос, стоящий перед розничной торговлей, заключается в том, кто и с помощью каких технологий возьмется за организацию всех работ по выполнению заказов, — сказала она. — Розничная торговля смело шагнула в Интернет и вдруг поняла, что ничего не знает о том, как сделать самое сложное: достать товар из коробки, упаковать его в посылку и отправить заказчику через Federal Express».

По мнению Ланье, это отличная новость для поставщиков корпоративных решений. «Консультанты, которым удастся найти методы повышения продуктивности и эффективности розничной торговли через Интернет, сделают большие деньги», — сказала она.

Компания IBM Global Services, оказывающая технологические услуги многим крупнейшим компаниям из сферы розничной торговли, уже сейчас делает на этом деньги. В прошлом году компания, базирующаяся в Сомерсе, шт. Нью-Йорк, заключила контракты с тремя крупнейшими сетями розничной торговли — Dayton-Hudson, CompUSA Inc. и Ames Department Stores — на общую сумму более 700 млн. долл.

«Мы считаем, что сейчас в электронном бизнесе самым высоким спросом пользуется создание инфраструктуры поддержки, — говорит Дэвид Петифорд, директор отдела розничной торговли компании IBM Global Services. — Эффективная инфраструктура стоит недешево, создать ее непросто, поэтому многие просто отказываются играть в эту игру».

В феврале прошлого года IBM Global Services выиграла 200-миллионный конкурс на создание системы управления ресурсами предприятия на базе продуктов SAP AG для компании CompUSA. С тех пор CompUSA и IBM Global Services подписали еще два контракта, один — на развертывание кассовых терминалов в магазинах компании, а второй — на поддержку Web-узла CompUSA.

«Несколько факторов заставляют компании из сферы розничной торговли прибегать к услугам партнеров, — говорит Петифорд. — Часть заказчиков заинтересована в снижении издержек, однако большинство заинтересованы в более эффективных методах ведения своего бизнеса».

По словам Ланье, помимо «чистой» электронной торговли, многие заказчики ищут способы интеграции Web-инициатив с технологиями, уже работающими в магазинах. «Розничная торговля активно интересуется информационными киосками и интеграцией информации Web-узлов, кассовых терминалов и корпоративных хранилищ».