ИТ-бюджеты — слабый рост

Первая и, наверное, самая важная тенденция — это рост затрат компаний на ИТ. По данным Gartner, 2002 год был годом самых низких ИТ-бюджетов. В 2003 году зафиксирован небольшой их прирост — 5%. И хотя увеличение затрат компаний на ИТ невелико, это уже достаточно важная тенденция — во-первых, положительная динамика, а во-вторых, настроение. И этот прирост вызвал некоторое пробуждение рынка, прежде всего рынка ИТ-услуг. Да, без части услуг, например, услуг по обучению, трудно обойтись даже при падении ИТ-бюджетов, но в период низких бюджетов компании в основном экономят на таких услугах, как разработка ИТ-стратегии. Теперь мы видим некоторый рост ИТ-бюджетов, и компании снова стали интересоваться этими услугами. По прогнозам Gartner, в 2004 и 2005 годах ИТ-расходы компаний будут также немного расти — в среднем в мире на 4%, по отдельным регионам побольше, на 5—8%.

Новый качественный уровень CIO

К вопросу об ИТ-бюджетах вплотную примыкает еще одна интересная мировая тенденция — появление CIO нового уровня. Это CIO, которые реально влияют на бизнес компании, которых бизнес-руководители спрашивают, как ускорить процессы, как улучшить их качество, что еще можно сделать для развития бизнеса компании, используя информационные технологии.

Нет, мы не говорим сейчас о том, что ИТ дают стратегические преимущества компании, хотя это сейчас очень модная тема. В реальности она совершенно надуманна, так как при высоком темпе развития технологий ИТ могут давать только тактические преимущества. Специалисты по ИТ никогда не будут говорить руководству нефтяной компании, где ей бурить скважины и с кем заключать стратегические альянсы. ИТ — это только тактические преимущества и качественная поддержка основного бизнеса компании.

Но сила ИТ — не только в том, насколько качественно они могут поддерживать бизнес, насколько на ИТ можно положиться. Да, в мире сейчас много успешных организаций, которые спускают своим ИТ-департаментам задачи и требования, а ИТ-отделы просто выполняют эти заказы и поддерживают системы. Это не значит, что CIO рассматривается как бизнес-руководитель, а бизнес-стратегия компании пишется с учетом тех информационных технологий, которые существуют.

В мировом масштабе накапливается критическая масса CIO, переходящих на новый уровень. Это несколько другое качество CIO, это руководители, которые приходят из бизнеса и не ограничивают себя возможностями технологии. Почему техническому специалисту сложно выдвигать бизнес-идеи? Потому что ему мешает груз технического опыта, знаний того, что «это с тем не работает», «где мы найдем такого поставщика» и «с этим будет масса проблем». Когда такого груза нет, получаются очень интересные решения, и сегодня заказчики стали более продвинутыми и требовательными. CIO ищут на рынке именно те решения, которые им нужны, а не те, что предлагают им поставщики. И поставщики, в свою очередь, начинают задумываться, есть ли у них то, что нужно заказчикам, именно потому, что в ИТ стали появляться руководители, которые не хотят себя ограничивать предложенными возможностями.

Особенные трудности сулит эта тенденция консультантам. Очень многие руководители компаний поучаствовали в консалтинговых проектах и поняли, какие требования нужно предъявлять к консультантам. Раньше консультант зачастую приходил, показывал красивые картинки, знал, на какие точки нужно надавить, но теперь и заказчик знает, что консультант на эти точки надавит. Этот процесс накопления критической массы опыта, по оценкам Gartner, придется на 2004 год. По мнению аналитиков компании, 2004 год будет очень-очень непростым для консультантов.

Естественно, что консалтинговые компании готовят ответ. В прошлом году консалтинговые компании в мире стали создавать нечто похожее на типовой продукт. Это как в строительстве — типовые дома, естественно, дешевле и строятся быстрее. Чем хороша модель продукта? Неважно, сколько в конкретном случае работает консультантов, это всегда продукт от компании, с определенными исходными данными, методологией и результатами. Заказчика интересует результат и его качество, сам процесс для него — это «черный ящик». Однако такому подходу не хватает гибкости. И сегодняшняя тенденция состоит в том, что консалтинговые компании стали от этого подхода уходить. Все больше появляется вариантов, когда все можно обсуждать: объем, сроки, формы. Консалтинговые продукты становятся все больше похожи на конструктор.

Потребление ИТ-услуг

Каково же распределение затрат компаний по направлениям рынка ИТ-услуг? На этом рынке Gartner выделяет несколько сегментов — это ИТ-консалтинг, интеграция, управление ИТ (вопросы разработки ИТ-стратегии, концепции управления ИТ), управление процессами взаимодействия бизнеса и ИТ, а также поддержка оборудования и ПО. Сюда не входят услуги, связанные с обучением.

Естественно, услуги интеграции съедают большую часть ИТ-бюджетов. Это самая большая статья расходов компаний как в мире, так и в России. На втором месте в мире — управление ИТ. Если на интеграцию уходит около 30% ИТ-бюджетов компаний, то на управление ИТ — около 20%. В России эта цифра значительно меньше. У нас еще довольно много компаний, которые самостоятельно разрабатывают свои стратегии, решают вопросы аутсорсинга и инсорсинга, без привлечения сторонних экспертов. Хотя достаточно очевидно, что самостоятельное написание ИТ-стратегии — это определенный взгляд изнутри, привлеченный же консультант оценивает состояние внешнего рынка, состояние конкурентов, состояние и развитие технологий, а потом уже рекомендует, как использовать ИТ. И в России есть тенденция к тому, что цифры затрат предприятий на разработку ИТ-стратегии будут расти.

Следующий, третий по размеру мировой «поглотитель» ИТ-бюджетов — это услуги управления процессами, тем, как ИТ поддерживает бизнес-процессы. Во всем мире компании тратят на эти услуги около 15—17% ИТ-бюджета. В России и эта цифра существенно меньше. Да, во многих компаниях идет реорганизация бизнес-процессов, но, как правило, это вынужденная мера, к ней прибегают тогда, когда жить так, как раньше, уже просто нельзя. Только тогда возникает спрос на такие услуги. Но проектов, связанных с оценкой и обследованием компаний, поиском слабых мест, пока маловато.

ИТ-услуги по подписке

Достаточно интересная мировая тенденция — предоставление ИТ-услуг по подписке. В этом варианте с поставщиком заключается соглашение о том, что при возникновении какой бы то ни было проблемы он предоставляет заказчику услуги соответствующего качества. Но пока это не больше, чем тенденция, прогнозы достаточно скромные. Сегодня только около 10% взаимоотношений на рынке ИТ-услуг можно отнести к услугам по подписке. По прогнозам Gartner, к таким формам взаимоотношений к 2005 году придут порядка 30% заказчиков.

Однако Gartner прогнозирует, что при этом около четверти таких взаимоотношений будут не очень успешными — по разным причинам, но самая важная из них — организационные проблемы. Дело в том, что прежде чем начать взаимодействовать с крупным поставщиком услуг, нужно провести большую работу внутри компании, привести в порядок внутреннее ИТ-хозяйство. До тех пор, пока не будет проведена элементарная инвентаризация, прописаны бизнес-процессы, регламенты, требования по проектам к поставщикам, до тех пор, пока все это происходит стихийно, ИТ-услуги по подписке не будут активно использоваться. Организационные проблемы будут вынуждать компании возвращаться к стандартным, разовым, проектным формам предоставления услуг. Разовые, проектные формы проще, они освобождают обе стороны от долгосрочных взаимоотношений. Каждый проект исполняется в объеме конкретных технических заданий, стороны не дают никаких обещаний касательно будущего.

А в случае предоставления ИТ-услуг по подписке, при определенных контрактом долгосрочных взаимоотношениях, есть риски и для поставщиков, и для заказчиков. Для заказчика такая ангажированность одним поставщиком не очень выгодна. Если выбирать поставщика каждый раз под конкретную задачу, то работает фактор конкуренции, который давит на поставщиков.

Для поставщиков форма предоставления ИТ-услуг по подписке, конечно, выгодна — все они стремятся к долгосрочным взаимоотношениям с заказчиком. Но, с другой стороны, есть и неприятный момент — поставщики предпочитают дробить работы, осуществляемые для заказчика, на более мелкие, и выполнять их параллельно, чтобы иметь возможность работать с несколькими заказчиками. Ни одному поставщику услуг невыгодно все свои ресурсы направлять на один проект, поэтому он стремится разделить большие задачи своих заказчиков на маленькие и исполнять их по кусочкам. Конечно, это достаточно близко к поэтапному исполнению обычного проекта, но тенденция состоит в том, что поставщики стараются провести еще более мелкое деление большой задачи, деление на нестратегические части. Появилось даже такое понятие — точечный консалтинг: приехали, проконсультировали и уехали.

В принципе это модель взаимодействия, когда компания-заказчик налаживает очень хорошие отношения с единственной обслуживающей ее компанией, а последняя при недостатке ресурсов или знаний подключает уже другие компании. Сейчас во всем мире поставщики начинают выстраивать цепочки поставок услуг, в России это называется договорами субподряда. И именно эта модель, скорее всего, трансформируется в форму ИТ-услуг по подписке. Естественно, здесь возникают серьезные вопросы, связанные с качеством обслуживания, поскольку нет веры в SLA-соглашения, сложно описать все возможные варианты и трудности, которые могут возникнуть в разнообразных проектах. И уж совсем сложно измерить эффективность таких взаимоотношений, хотя аналитики Gartner рекомендуют определять ценность именно всех этих взаимоотношений в целом.

Тем не менее, по оценке Gartner, популярность таких форм предоставления ИТ-услуг будет расти. Это связано с двумя факторами — во-первых, с экономией, а во-вторых, с очень мощным процессом слияния и поглощения компаний на ИТ-рынке.

Слияния и поглощения

Это тоже очень важная тенденция ИТ-рынка в целом. По прогнозам Gartner, компании-заказчики будут искать тех поставщиков, которые уже сейчас могут предоставить им максимум требующихся услуг из «одних рук». В результате самые крупные компании-поставщики будут приобретать более мелкие и расти.

Примеры всем известны. Сколько раз мы читали о том, что некий монстр на ИТ-рынке поглотил очередную маленькую компанию. Очень мало кто на рынке знает эту компанию (речь, конечно же, не об IBM и Informix), но она интересна монстру тем, что приносит ему уже готовую технологию, которую можно интегрировать в готовящиеся к выпуску продукты. Таких примеров очень много: PeopleSoft и J.D. Edwards, Microsoft и Navision, буквально на днях — Epicor и Scala. Еще один пример — портальные решения. В момент пика очень много неизвестных компаний вышли на рынок порталов, и подавляющее большинство из них были затем поглощены.

Аналитики Gartner считают, что консолидация игроков на ИТ-рынке будет усиливаться до 2005 года. По прогнозам, к тому времени больше 50% списочного состава существующих поставщиков исчезнут с рынка, войдя в состав неких альянсов.

Автор — менеджер по маркетингу компании Market-Visio, эксклюзивного представителя Gartner в России.