В мире

Сегмент мобильных компьютеров в 2005 году оставался самым динамично развивающимся. По оценкам всех маркетинговых и аналитических агентств, объемы их реализации не сокращались ни разу за весь период наблюдения, даже в кризисные 2001--2002 годы. В ушедшем году именно ноутбуки обеспечили рост всего рынка ПК. Причем все маркетинговые агентства постоянно корректировали свои прогнозы в сторону увеличения, причем делать это пришлось несколько раз. Если в начале 2005 года многим казалась излишне оптимистичной цифра в 55 млн штук, то в конце года оценки в 60 млн штук рассматриваются как крайне пессимистичные и заниженные. Более реалистичным считают объем в 62--65 млн штук, что составляет треть от общего объема всего рынка ПК. Однако в ряде стран, в частности в США, Японии, Германии и Италии, реализация мобильных ПК превысила в количественном выражении продажи настольных. Причем большую часть ноутбуков (около 60%, а в Японии эта доля существенно выше) приобрели предприятия.

Столь высокий рост рыночные аналитики связывают с существенным снижением цен и значительным ростом предложения в бюджетном сегменте ноутбуков. В результате производство ноутбуков быстро теряет прибыльность: вслед за стоимостью готовых изделий снижается и маржа. Таким образом, в выигрыше оказываются китайские и тайваньские компании, у которых производственные издержки существенно меньше. Лучше всего эта ситуация видна на примере Acer, которая, по данным IDC, увеличила свою долю на рынке за год в 1,5 раза, а поставки на 70%. Впрочем, уже давно практически все ведущие вендоры ноутбуков по существу играют роль "зонтичных брендов", а ноутбуки под их марками являются продукцией все тех же тайваньских компаний. Это уже относится и к наиболее дорогим классам -- субноутбукам и мультимедийным высокопроизводительным системам класса "замена настольного ПК", дизайн которых, по крайней мере, до самого недавнего времени разрабатывался международными вендорами самостоятельно. Теперь такого рода платформы предлагаются и ODM-сборщиками, и используют их не только крупные международные компании, но и локальные, в том числе и российские.

Но тем не менее в результате концентрация на рынке продолжает увеличиваться. Так, например, в регионе EMEA (Европа -- Ближний Восток -- Африка) компании "большой четверки" (Acer, HP, Dell и Toshiba), по данным IDC, увеличили отгрузки более чем на 50% каждая. Всего на их долю приходилось в конце II квартала 56,5%. В результате доля продукции остальных фирм снизилась, по данным IDC, на 5 процентных пунктов. Впрочем, среди тех, чья доля падала, также встречались довольно крупные компании, в частности Sony.

В России

Главной интригой ушедшего года на российском рынке ноутбуков был вопрос, превысит ли объем продаж величину в 1 миллион штук или нет. При этом аналитики и продавцы, за редким исключением, полагали, что этот рубеж будет покорен, в то время как вендоры были заметно осторожнее в оценках. В настоящий момент тоже называются разные цифры, но самые пессимистические среди них если и не дотягивают до заветной отметки, то совсем немного. Из оказавшихся в распоряжении автора этих строк цифр минимальная составляет 998 тыс. штук (Toshiba Europe GmBH), а максимальная -- немногим менее 1 млн 100 тыс. (российское представительство Intel).

Рост по сравнению с прошлым годом составил, по разным оценкам, от 65 до 85%. Это, однако, меньше, чем в 2004 и 2003 годах, когда продажи в натуральном выражении удваивались по сравнению с предшествующим годом. Столь высокие темпы роста связывают с появлением в России доступного потребительского кредита на фоне существенного отложенного спроса, а также быстрым снижением цен в этот период.

То, что рост продаж ноутбуков превышает показатели рынка настольных ПК, естественно, ведет к увеличению удельного веса портативных систем. По данным Gartner за IV квартал 2005 года, каждый четвертый проданный в России компьютер был ноутбуком. В начале 2005 года доля ноутбуков была на уровне 16--18%.

Однако рост обеспечил в основном потребительский сегмент рынка. Закупки со стороны предприятий, особенно малых и средних, существенно сдерживало слабое развитие лизинговых программ. Вместе с тем следует ожидать, что в 2006 году ситуация сдвинется с мертвой точки. Так, например, компания "Аквариус" уже заявила, что открывает лизинговую программу для заказчиков своего решения "Офис в коробке", в состав которого входят и ноутбуки.

Структура продаж на российском рынке ноутбуков близка к европейской. У нас также высока доля если не бюджетных, то недорогих систем бизнес-класса. Фактор цены является одним из решающих, хотя уже не единственным. Но технологические новинки и "навороченность" востребованы в существенно меньшей степени. Так что далеко не случайно то, что продукция компаний, в основном продвигающих продукцию в сегменте premium, сдавала свои позиции, просто растворяясь в лавине более дешевой продукции.

Рис. Доли основных поставщиков на российском рынке ноутбуков по итогам IV кварталов 2004 и 2005 годов

Как видно, лучше всего укрепили свои позиции Acer и Sony. Acer увеличил отгрузку в количественном выражении в 4,8 раза, что и позволило этой компании занять первое место с довольно большим отрывом, хотя еще в I квартале разрыв с Asus, занимавшим второе место, был небольшим. Столь серьезный успех обусловлен в первую очередь низкими ценами. Конкурировать с Acer в нижнем сегменте крайне трудно.

Заметно укрепили свои позиции HP, Fujitsu Siemens и Samsung, предлагающие в основном продукцию бизнес-класса. Именно за счет их продукции снизилась доля на рынке Asus, Dell и Toshiba. Но необходимо отметить: позиции Asus, довольно уверенно занимающей второе место, пока еще очень сильны, особенно в бизнес-сегменте. Снижение доли Toshiba, по мнению главы представительства компании Олега Снытко, в основном было обусловлено грубыми ошибками в маркетинге, прежде всего недооценкой спроса. В результате весь год наблюдался дефицит поставок, в том числе в ключевом IV квартале, на который приходится основной объем продаж.

Выходили на российский рынок и новые игроки. Так, в 2005 году начались официальные поставки ноутбуков BenQ и NEC. Наконец обратила внимание на наш рынок и Sony, начав в полном объеме официальные поставки. Как уже сказано выше, были авторизованы компании, которые занимались поставками, минуя официальную дилерскую сеть. В результате официальная отгрузка ноутбуков Sony в 2005 году выросла, по данным Gartner, в 43 раза.

Однако для российских компаний 2005 год был довольно сложным. Многие из отечественных компаний представлены в основном в бюджетном сегменте. Его безраздельно заняла продукция Acer, конкурировать с которой в "ценовых войнах" практически невозможно. Кроме того, свою роль играло и некоторое недоверие к продукции российских марок. В результате среди главных событий ушедшего года -- уход с рынка iRu, одного из крупнейших сборщиков. Причем что будет с этой маркой, до сих пор не известно. У Rover ситуация не столь плачевная, но ее доля на рынке по сравнению с 2003 годом уменьшилась вдвое, опять же в основном за счет продукции низшего ценового диапазона. Вместе с тем Rover весьма неплохо представлен в сегменте мультимедийных моделей и в бизнес-классе. Также делаются попытки выйти в сегмент портативных и ультрапортативных ноутбуков. Остальные российские компании просто не входят в первую десятку. Хотя число российских сборщиков все же продолжает расти за счет региональных компаний. Из 16 фирм, в перечень продукции которых входят ноутбуки, семь расположены не в Москве. При этом представлены не только города-миллионники Санкт-Петербург, Казань и Уфа, но и относительно небольшие областные центры, такие как Иркутск и Тюмень.