В мире

В 2005 году по данным Gartner было продано почти 125 млн. принтеров, МФУ и копиров общей стоимостью немногим менее 70 млрд. долл. Это на 7,8% в количественном и на 4,5% в денежном выражении больше, чем в 2004-м. Дальнейшие перспективы данного рынка аналитики из Gartner в целом оценивают оптимистично. Рост со средними темпами около 5% в количественном выражении продлится по крайней мере до 2009 года.

По мнению Gartner, основным локомотивом развития рынка средств печати и копирования станет большее распространение полноцветных лазерных и светодиодных принтеров и МФУ. В цвете печаталось в 2005 году лишь 6% документов, а в корпоративном секторе эта доля была еще ниже. Представитель Gartner Питер Грант связывает это с тем, что «...крупные компании обеспокоены высокой стоимостью расходных материалов и боятся выйти за рамки заложенных в бюджет расходов при переходе на цветную печать». И этот фактор пока довлеет над всеми преимуществами вывода документов в цвете и тем самым сдерживает распространение полноцветных лазерных принтеров и МФУ в корпоративном сегменте.

Сдержать распространение полноцветных лазерных и светодиодных устройств могут и линейно-матричные принтеры нового поколения, способные с высокой скоростью печатать в два цвета при качестве, не уступающем лазерному, и при этом копия обходится вдвое дешевле, чем на лазерном (светодиодном) устройстве. А учитывая, что в корпоративном сегменте выделение цветом применяется лишь для того, чтобы выделить отрицательные значения, привлекательность лазерной печати в цвете снижается еще больше.

Основным покупателем цветных устройств остаются частнопрактикующие специалисты, предприятия малого бизнеса, общественные и религиозные организации. Этим пользователям важнее донести информацию, которая часто теряется при черно-белой печати. При этом объем документов у них не столь велик.

Лидерами на рынке практически повсеместно являются HP и Xerox, причем первая лидирует в количественных показателях, вторая — в финансовых. Кроме того, Xerox лидирует по поставкам цветных лазерных МФУ.

По доле полноцветных устройств в общем объеме продукции лидирует Oki. На них пришлась ровно половина всего объема произведенных этой компанией светодиодных принтеров и МФУ.

Нельзя не отметить и такие фирмы, как Konica Minolta и Epson, чья продукция впервые перешагнула психологически важные ценовые планки сначала в 1000, а затем и в 500 долларов. В результате они вошли в пятерку лидеров рынка полноцветных лазерных устройств. Наиболее активна все же Epson, которая уже давно сделала ставку именно на эти аппараты, особенно в корпоративном сегменте. Одновременно постепенно сворачивается производство струйных моделей, ориентированных на офисное использование. Вице-президент Epson Норио Нива в одном из интервью заявил даже, что у струйных принтеров нет перспектив за исключением фотопечати и ряда нишевых направлений на корпоративном рынке. При этом Epson вкладывает значительные средства в НИОКР в области совершенствования лазерной и светодиодной технологий печати.

Высокому уровню прибыльности рынка средств печати и копирования, особенно полноцветных, способствуют продажи расходных материалов, имеющие к тому же явную тенденцию к росту. За последние два года они выросли почти на треть и достигли почти 30 млрд. долл. Все более популярной становится практика, когда именно на прибыль от расходных материалов производители делают основную ставку, в то время как сами устройства продаются ниже себестоимости. Особенно подобное явление характерно для сектора струйных принтеров и МФУ. Но нельзя исключить и того, что этот принцип распространится и на лазерные устройства.

В России

В 2005 году впервые за шесть лет (с 1999-го) не зафиксировано увеличения объемов продаж принтеров. По данным ITResearch, по сравнению с 2004-м их реализация не изменилась, составив 3,2 млн. штук. Однако в денежном выражении было снижение на 3%. А по оценкам IDC снижение, причем на довольно значительную величину в 7%, имело место и в количественном выражении. Впрочем, оценки IDC по продажам этой категории оборудования в натуральном выражении мало отличаются от подсчетов ITResearch.
На текущий год прогноз IDC также не вполне благоприятен: падение будет продолжаться и дальше.

Снижение рынка в целом связано прежде всего с сокращением реализации струйных принтеров. По данным IDC оно составило 20%, ITResearch оценивает уровень снижения продаж в 8%. Плюс ко всему струйные принтеры не смогли без ущерба поделить рынок со струйными же МФУ, продажи которых, наоборот, росли, причем чрезвычайно быстрыми темпами. В результате реализация струйных печатающих средств не только не уменьшилась, но даже выросла. Агентство IDC этот рост оценивает в 6%. Как видно, потребители просто предпочитают МФУ принтеру. Тем более, что многофункциональный аппарат стоит дешевле, чем те же самые устройства по отдельности, занимает меньше места и требует лишь одной розетки и одного порта на ПК. К тому же в нем появляется новая функция копира, причем для ее выполнения аппарат, как правило, даже не нужно подключать к компьютеру. У принтера и сканера как самостоятельных устройств эта функциональность просто отсутствует.

Отмечено снижение продаж не только струйных, но и матричных принтеров. В результате, по данным ITResearch, их доля в общем объеме продаж составляет менее 2%.

Однако рынок лазерных и светодиодных принтеров продолжал расти. По данным IDC, прирост составил 5,6% среди монохромных устройств и почти 73% среди полноцветных. Особенно быстрыми темпами увеличивались продажи аппаратов для малых рабочих групп производительностью 21—30 стр./мин. Тем не менее и в этом сегменте уже начинает сказываться давление со стороны МФУ. По оценке IDC, суммарно рост продаж монохромных лазерных устройств составил 36%.

ITResearch в качестве ведущих поставщиков принтеров на российский рынок называет Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox. По версии IDC в перечень лидеров входит и Lexmark.

А вот в сегменте МФУ, наоборот, отмечен бурный рост. ITResearch зафиксировало увеличение продаж в 2,5 раза, IDC — в 2,7 раза. Реализация в количественном выражении по оценкам обоих агентств превысила миллион штук. При этом ITResearch в своем отчете подчеркивает становление класса полноцветных лазерных МФУ как массовых устройств.

Важно отметить, что МФУ влияют не только на рынок принтеров, но и на другие сегменты. Так, вследствие конкуренции с данным классом по итогам 2005 года уменьшились и продажи сканеров. ITResearch констатирует уменьшение реализации в количественном выражении на 4%.

По данным IDC, на 15% в количественном выражении уменьшился рынок копировальных машин. И это также связывают с конкуренцией с МФУ. Пользователи аналоговых копиров меняют устаревшие аппараты на лазерные МФУ. «Кроме низких цен, изменение потребительских предпочтений обусловлено более высокой производительностью, функциональностью и меньшей стоимостью владения», — считает Александр Голощапов, аналитик IDC по рынку периферийных устройств. При этом в России, как отмечает IDC, доля аналоговых копиров все еще остается высокой. Их полное исчезновение из продажи намечается на 2008 год.
Группа лидирующих вендоров на рынке МФУ в целом та же, что и среди поставщиков принтеров. По данным ITResearch, основными игроками в сегменте лазерных МФУ являются Canon, Samsung и Xerox, струйных — Canon, Epson и HP. При этом IDC к лидерам обоих сегментов рынка относит еще и Lexmark.

  Факсы и МФУ: где граница?
 

Факс-аппараты не относят к средствам печати и копирования. Однако широкое распространение МФУ в целом привело рынок средств факсимильной связи к тем же процессам, что происходят и в сегменте аналоговых копиров. Уход с рынка традиционных аппаратов, печатающих на термобумаге или по технологии термопереноса, является вопросом самого ближайшего будущего. На момент написания этих строк такого рода факс-машины предлагают совсем немного компаний. К тому же предложение действует только на развивающихся рынках и постоянно сужается, а выбор самих аппаратов ограничен моделями начального уровня, которые давно не совершенствуются. А современные факс-машины, идущие на смену аналоговым, с технологической точки зрения представляют собой все те же МФУ. Хотя возможность подключения к компьютеру имеется не всегда, как, например, у младших моделей лазерных факсов Canon и Panasonic. Подключаются к компьютеру факсы Oki, но они сильно уступают МФУ по производительности, качеству печати и сканирования, и использование их в роли принтера или сканера хоть и возможно, но не оптимально.

Однако многие аппараты обладают вполне приличным уровнем производительности и функциональности. Среди моделей МФУ, предлагаемых как факсы, встречаются даже сетевые устройства. Так что присвоение им названия «факс» обусловлено скорее маркетинговыми, чем технологическими причинами. Наиболее показателен пример продукции Panasonic и Imagistics, которые широко известны как производители средств факсимильной связи, но того, что эти компании производят принтеры и МФУ, многие, особенно неспециалисты, просто не знают. Поэтому продвижение многофункциональных устройств в качестве «продвинутых» старших моделей факс-машин вполне объяснимо. Тем более, что широкое распространение мультисервисных сетей просто не оставляет другого выбора. А интеграция с ними требует или наличия интеллектуальных ресурсов «на борту» устройства, или тесной интеграции с компьютером, подключенным к сети. Второй подход предпочтителен, поскольку позволяет удешевить устройство.

Так что очень многие производители некоторые модели МФУ называют факс-машинами. Границы между этими классами вендоры определяют произвольно. Так, например, Brother автоматически относит к факсам все аппараты с протяжным сканером.

  А так ли хороши МФУ?
Андрей Петров, менеджер
проектов компании Neuhaus

В последние годы продажи многофункциональных устройств растут. МФУ все сильнее теснят самостоятельные принтеры, факс-машины, копиры, сканеры. Но тем не менее остаются области, где использование аппаратов данного типа, по крайней мере персональных и младших сетевых, не столь удобно и чересчур затратно. Это, в частности, все, что относится к потоковому вводу документов.

Начнем с того, что производители массовых МФУ не указывают, по крайней мере в явном виде, быстродействие сканирующего блока устройств. А оно обычно оставляет желать лучшего. Так, судя по данным теста одной из новых моделей МФУ, оцифровка одной страницы текста с разрешением 300 точек на дюйм занимает почти минуту. Начальные модели профессиональных сканеров Fujitsu обладают скоростью сканирования не менее 30 страниц в минуту.

К тому же функциональность МФУ уступает профессиональным сканерам в поддержке сетевых функций сканирования. Протоколы TWAIN и WIA рассчитаны только на локальную машину. Кстати, некоторые вендоры предупреждают, что их устройства из сетевых функций поддерживают только печать и факсимильную связь. Сетевые функции часто добавляются с помощью всевозможных предлагаемых в виде опций «костылей», которые сложны в настройке и капризны в эксплуатации. А вот в протоколе ISIS, который используют документ-сканеры (и старшие модели МФУ на базе копиров), поддержка сети присутствует изначально.

Сейчас на рынке предлагается огромное количество разнообразных систем документооборота и МФУ, и их совместимость представляет собой немалую проблему. Серьезным вопросом является и то, сколько одновременных обращений от нескольких пользователей к одним и тем же функциям может принять МФУ и насколько корректно они будут выполнены.

Так что для динамично развивающихся компаний более рациональным будет приобретение специализированных устройств — скоростных сканеров, принтеров и факс-серверов. Но есть ниша и для массовых МФУ. На мой взгляд, их целесообразно применять в фирмах, испытывающих крайний дефицит площадей для офисного оборудования и имеющих стабильно небольшое количество сотрудников. В пределах одного помещения можно без труда разобраться, кто, когда и какие функции МФУ будет использовать. В противном случае конфликты неизбежны.