Программные системы для управления жизненным циклом продуктов помогают предприятиям обрести контроль над разъединенными видами деятельности, однако глобализация и стандартизация требуют подхода, в большей, чем прежде, степени ориентированного на процесс.

МАЙКЛ МАК-КЛЕЛЛАН,
КЕЙТ ГАРРИСОН-БРОНИНСКИ


Когда-то разработкой новой продукции занимались тщательно отобранные закрытые группы людей, наделенных (как считалось априори) особой способностью предвидеть, что именно согласятся купить клиенты. Эти люди чертили эскизы изделий, готовили спецификации материалов, планировали процесс производства, а по окончании своей "творческой работы" передавали информацию в другие подразделения для исполнения.

В результате отдел закупок неизменно обнаруживал, что требуемых материалов нет в продаже, производственный отдел для того, чтобы выполнить довольно-таки спорные технические требования, в конце концов приобретал дорогостоящее оборудование, а служба сбыта недоумевала, почему выпускаются, скажем, зеленые изделия, если по данным опросов подавляющее большинство покупателей предпочитает белый цвет. Во многих случаях порядка 70% затрат на новую продукцию определялось почти или вообще без участия "посторонних".

Системы управления жизненным циклом продукции (product lifecycle management, PLM) серьезно продвинули производителей к тому, чтобы упорядочить никому не подконтрольное соединение предложений, но сделать еще предстоит немало. Глобализация производства, бурный рост аутсорсинга и усиление требований по совместимости с разнообразными стандартами расширяют область, охватываемую PLM, и обуславливают необходимость в новых механизмах, которые есть в системах управления бизнес-процессами (business process management, BPM) и архитектурах, ориентированных на сервис (service oriented architectures, SOA).

От проектирования до утилизации

Система класса PLM -- нечто намного большее, чем просто прикладная программа, а ее процессы и результаты выходят далеко за пределы деятельности по разработке новой продукции. Аналогично концептуальной схеме поддержки собственно производства PLM представляет собой целостное понятие хорошего управления, сосредоточенного непосредственно на продукции и пересекающего границы отделов и предприятий. У PLM много преимуществ, но особенно важны следующие три:

  • среда реального времени, позволяющая участникам разработки и реализации во всем мире сотрудничать на всех этапах от появления концептуального замысла до продажи последнего экземпляра продукта;
  • сохранение информации обо всех изменениях в проекте, в том числе об отвергнутых вариантах, так что участникам всегда доступна единственная "версия истины";
  • ужесточение контроля над продукцией и связанными с ней процессами.

Управление жизненным циклом продукции -- это методология, в рамках которой технология сбора и обработки информации применяется к данным, связанным с продукцией на протяжении ее существования. Сюда могут относиться: данные проекта; списки материалов от поставщиков и их поставщиков; спецификации материалов с различными производными и измененными ведомостями; данные по проектированию цикла производства; история изменений с замечаниями и исходными данными; сообщения от отделов маркетинга и сбыта; расчеты стоимости; критерии тестирования и эффективности; требования к процессу производства; исполнительная информация с данными об обеспечении качества; сертификаты и подтверждения соответствия требованиям законодательства; история использования и обслуживания.

Для PLM характерен широкий охват: в сферу внимания системы попадает не только разработка продукции, но и всё, что с ней связано -- так сказать, "от колыбели и до могилы". Это очень привлекательная черта, благодаря которой PLM-системы составляют один из самых быстрорастущих сегментов рынка ПО для бизнеса. По данным компании AMR Research, объем рынка PLM в 2004 году вырос на 10% и составил 9,65 млрд. долл., а в 2005-м увеличился еще почти на 8%.

Полный круг

Всякая PLM-система состоит из двух отдельных, но тесно связанных друг с другом частей. В первую входят бизнес-процессы и инструменты, участвующие в создании изделия. Вторая заключает в себе информацию, специфичную для каждого экземпляра или партии изделий и относящаяся к его (ее) прохождению через фазы производства, использования и утилизации.
При взгляде с другой стороны у PLM три основных компонента.

Разработка включает аспекты, связанные с проектированием механизмов, электрических схем и ПО. В современных условиях глобального аутсорсинга она предполагает использование информации из произвольного количества источников, которая вся должна быть объединена в конечном продукте.

Визуализация позволяет пользователям в реальном времени вести совместную работу с большим количеством участников. Главная задача этого компонента -- предоставлять текущую "единственную версию истины" с полной историей изменений.
Поддержка бизнес-процессов обеспечивает разнообразные данные об экземпляре или партии продукции в процессе и после изготовления. Сюда входят спецификации материалов, требования к технологическому процессу, распоряжения о внесении технических изменений, информация об обеспечении качества и испытаниях, о соответствии требованиям законодательства, история гарантийного и постгарантийного обслуживания, а также предложения по усовершенствованию, которые возвращаются в разработку.
Горизонты информации о продукции расширяются как по горизонтали -- с увеличением количества участников разработки, так и по вертикали -- с включением данных о все новых процессах и событиях, относящихся к жизненному циклу изделия. Составными частями истории изделий сейчас стали обсуждение проектов с поставщиками, прием предложений от клиентов через Интернет, управление распоряжениями о внесении технических изменений, проектирование процесса производства, отслеживание компонентов у поставщиков. Этот список расширяется за счет информации о соблюдении законодательных норм, причем во многих случаях правила требуют отслеживать партии и даже отдельные экземпляры изделий.

Современные PLM-системы отлично справляются с поддержкой разработки и визуализации, обладают хорошо определенными операционными функциями, такими как совместная работа над модификацией продукции, определение продуктов и управление поставщиками. Но в области бизнес-процессов, где как раз и произошел взрывной рост требований, им недостает гибкости -- ведь необходимо получать и интегрировать информацию из десятков источников данных и приложений.

Новая конкуренция

В качестве наиболее эффективных решений названной проблемы выступают SOA (архитектура, ориентированная на сервис) инструменты BPM. В случае SOA идея заключается в том, чтобы к каждой программе обеспечить Web-доступ и предоставлять информацию из нее на уровне предприятия. Это очень хороший подход, но его сложно реализовать, когда с бизнес-процессом требуется связать большое количество унаследованных приложений. BPM выглядит более многообещающе с точки зрения связывания источников данных и пользовательских составных приложений, комбинирующих информацию из нескольких компонентов системы.

Сейчас на рынок PLM-систем выходят поставщики платформ. Например, IBM и SAP движутся к тому, чтобы предложить готовые решения, спроектированные специально в расчете на задачи PLM. Это может существенно изменить ситуацию в данном секторе, поскольку предприятия будут выбирать между покупкой отдельной PLM-программы у независимого поставщика и приобретением необходимых инструментов в виде расширений к промежуточному ПО или средствам администрирования бизнеса, которые в ряде компаний уже установлены.

Далее, существующие ныне приложения PLM по большей части плохо или вообще не масштабируются для использования в процессах, охватывающих несколько организаций. Нынешняя тенденция заключается в том, чтобы разбивать работы, такие как проектирование и производство, на модули, допускающие передачу на аутсорсинг. Тем самым небольшим компаниям необходима возможность включаться в PLM-сети более крупных фирм, однако в имеющихся PLM-системах таких механизмов нет. А вот поставщики платформ начинают их предлагать: Microsoft и Oracle, например, расширяют функции совместной работы с помощью соответственно Windows Workflow Foundation и Oracle BPM.

"Я не уверен, что PLM сохранится как самостоятельная категория продуктов", -- заявил в своем интервью изданию The Economist Technology Quarterly Нави Раджу, вице-президент исследовательской компании Forrester Research и один из самых авторитетных экспертов в области PLM. По его мнению, функции PLM будут разъединены и порознь встроены в другие программные пакеты, такие как системы управления цепочками поставок (supply-chain management, SCM) или даже ПО общего назначения для рабочих станций. Это соответствует общей тенденции в области технологий: поставщики "тяжелых" программных пакетов разбивают свои предложения на небольшие независимые части, которые можно требуемым образом связать друг с другом, используя "оркестровку процессов" (process orchestration) и Web-сервисы. Так, SAP представляет NetWeaver как способ, позволяющий предприятию конструировать собственные бизнес-процессы на базе компонентов ее пакета. Аналогичным образом в Oracle Fusion Architecture для последних версий программного пакета Oracle оркестровке придается особое значение. Программные средства общего назначения развиваются в том же направлении -- Microsoft, к примеру, свою систему Workflow Foundation встраивает непосредственно в Windows.
Вообще сейчас приобретает популярность новое поколение ПО для рабочих станций -- не пакеты-гиганты, а компактные инструменты, "заточенные" на обеспечение совместной работы, такие как Skype и Groove. Это связано с распространением процессного подхода к поддержке ПО, который (среди прочего) упрощает работу с изменяющимися требованиями бизнеса. Модифицировать процесс намного легче, чем монолитный программный пакет. Если он создан с использованием инструмента BPM, его, как правило, можно редактировать при помощи средств графического моделирования, позволяющих добавлять, заменять и удалять действия.
Таким образом, PLM с большой вероятностью тоже двинется по "процессному" пути. Для реализации PLM-систем, ориентированных на процессы, будут применяться инструменты, связывающие функциональные модули на стороне сервера и компактные клиентские приложения. Поставщики PLM-систем, такие как Agile Software, Fujitsu Siemens Computers и Ingenuus Software, встраивают в их новые версии поддержку BPM.

Методы SOA позволят предприятиям соединять ПО самого разного происхождения: унаследованные программы, PLM-модули от разных поставщиков (так что всегда можно будет выбрать модуль, лучший в своем классе) и системы, разработанные на заказ. Необходимость покупать все компоненты PLM у одного поставщика, таким образом, отпадет.

  Об авторах
 

Майкл Мак-Клеллан -- президент компании Collaboration Synergies (www.cosyninc.com), автор книги "Совместное производство: использование информации реального времени в поддержке поставок" (Collaborative Manufacturing: Using Real-time Information to Support the Supply Chain. CRC Press, 2002).
E-mail: mm@cosyninc.com.

Кейт Гаррисон-Бронински -- независимый консультант, разработчик, автор книги "Взаимодействие между людьми: сердце и душа управления бизнес-процессами" (Human Interactions: The Heart And Soul Of Business Process Management. Meghan-Kiffer Press, 2005).
E-mail: harrison_broninski@acm.org.

За гранью PLM

Средства PLM становятся частью основного набора корпоративных приложений, что упрощает оценку окупаемости и обоснование инвестиций. Рабочее пространство PLM помогает пользователям совместно вести проекты и получать доступ к нужной информации на каждой стадии жизненного цикла продукции. А усиление контроля за продукцией и связанными с нею процессами стоит первым в списке задач чуть ли не у всех производственных предприятий.

Потребность в PLM быстро растет, причем в современных условиях нужны решения, в большей, чем раньше, степени ориентированные на процессы. В долгосрочной перспективе это должно привести к более динамичной и дробной схеме, которая позволит комбинировать приложения, процессы и PLM-подобную функциональность, встроенную в ИТ-инфраструктуру.