Розничные сети прочно утвердились в столицах и быстро распространяются в регионах. Типы товаров, размеры и число магазинов могут быть самыми разными, но во всех случаях сеть предполагает единство ассортимента, оформления, оборудования и управления, а значит, общее информационное пространство, для создания которого нужна еще одна сеть — телекоммуникационная.

Какие телекоммуникационные услуги сегодня востребованы сетями розничной торговли? Безусловно, им необходима передача данных: магазины должны обмениваться информацией с центральным сервером и с системой процессинга банковских пластиковых карт (возможно, через него же), а центру помимо магазинов нужно взаимодействовать со складом (складами) и поставщиками. Кроме того, трудно себе представить современную торговую сеть без доступа в Интернет, да и без собственного веб-сайта; если на сайте поддерживается онлайновый каталог со справкой о наличии товаров, интернет-магазин или то и другое (а все это уже не редкость), то понадобится связь с центральной базой данных и управляющей системой. Обязательна телефония — как внутренняя, так и прием звонков от покупателей. Потребность в видеосвязи, похоже, не столь насущна, видеонаблюдение ведь вполне может быть локальным, однако и в этой сфере, как считает директор по маркетингу компании «Комкор» Вадим Ваньков, сейчас есть тенденция к централизации — по крайней мере для столичных сетей она прослеживается. Более того, Вадим Ваньков уверен, что через год-другой в торговых центрах распространится телевизионное IP-вещание: плазменные панели, на которых демонстрируются рекламные ролики или какая-либо информация, установлены в очень многих местах, а управлять показом из одной точки очевидно удобнее, чем использовать локальные решения. Технически операторы, вполне готовы обеспечить предоставление этой услуги, причем как в Москве, так и в регионах. Необходимая пропускная способность составляет каких-нибудь 4—6 Мбит/с, значит, с каналами и их стоимостью проблем не будет. Но спроса на эти услуги пока нет.

Даешь виртуализацию!

Итак, передача данных внутри сети, Интернет, голос и — как ближайшая перспектива — видео. Выступая на конференции «ИТ в сфере торговли», организованной компанией AHConferences, Петр Цесаренко (заместитель директора службы продаж, «Центральный Телеграф») попробовал кратко описать возможные варианты предоставления соответствующих услуг для розницы, и получился весьма внушительный перечень.

Для коммуникации используются разные физические линии: медные и оптические кабели, радио, а если иметь в виду регионы, то сюда следует добавить также спутниковые каналы. Телефонную связь можно обеспечить по аналоговой линии (даже в Москве их немало, не говоря уже о регионах), в потоке E1 и по IP-каналу (в том числе через Интернет), с подключением аппаратов прямо к сети оператора или через внутренний коммутатор фирмы. Телефонные номера бывают обычными и многоканальными, выделяются по одному и в виде пулов, где различаются последней цифрой, имеют тот или иной код (у Москвы сейчас два кода — 495 и 499, у Московской области тоже два — 496 и 498). Выше других ценятся «красивые» номера, которые легко запомнить, многие из них часто меняют владельца, так как их приобретают на время кратко­срочных рекламных кампаний. В качестве еще одного параметра Петр Цесаренко отметил возможность переноса номера на новый адрес.

Говоря о передаче данных, он указал на различие между простыми и интегрированными каналами «точка — точка» (вторые предназначены для решения сразу нескольких задач), а также каналами разной дальности — городскими, област­ными, междугородными и международными. Как совершенно особая категория выступают при этом виртуальные частные сети (VPN). Типов доступа в Интернет также немало: коммутируемый, выделенный, с подключением к общему узлу (при этом скорость связи с узлом гарантируется для оптических линий и не гарантируется для медных, организованных по технологии xDSL, а дальнейшее в обоих случаях зависит от числа одновременно работающих пользователей), METRO Ethernet...

Что касается пользователей — в том числе торговых предприятий, — то они (в этом сходятся все эксперты) явно предпочитают мультисервисные VPN-сети, объединяющие передачу голоса, видео и данных (включая доступ в Интернет). «Это может быть и IP VPN, и L2 VPN, и виртуальный выделенный канал, — поясняет Вадим Ваньков, — но в любом случае клиент получает единое решение для всей торговой сети. Технология VPN дешевле и понятнее в обслуживании, чем традиционные решения на базе выделенных каналов. Фактически это большая ЛВС масштаба города». Конечно, если у абонента имеется аппаратура для подключения, например, по выделенному цифровому каналу и он по каким-то причинам решил сменить оператора, то новый партнер скорее всего сможет предоставить ему линию того же типа, чтобы не вводить его в дополнительные расходы. Но очень возможно, что заказчик сам предпочтет современную технологию, обеспечивающую более высокую пропускную способность. Объемы передаваемой информации растут, а значит, приходится наращивать и каналы. Это одна из главных причин, почему предприятия переходят на более эффективные сети с пакетной коммутацией.

Проблема единого оператора

Комплексное подключение территориально распределенной сети заказчика (в данном случае торговой компании со всеми магазинами, складами и офисами) к коммуникационной инфраструктуре одного оператора выгодно для обеих сторон. При этом исключен технический разнобой, сводятся к минимуму неизбежные во всех остальных случаях мелкие нестыковки, существует реальная возможность контроля качества связи и — что тоже очень важно — сокращается объем документации. Недавно о подобном проекте, выполняемом для продуктовой розничной сети «Магнолия», сообщила компания «Голден Лайн»: на первом этапе были подключены центральный офис, склад, производственное подразделение и тридцать магазинов из шестидесяти; завершить работы предполагается к концу лета. Но «Магнолия» — чисто московская сеть, а тем компаниям, которые действуют в разных регионах, может быть выгоднее обращаться ко всероссийским операторам (скажем, «Ашан» и «Икеа» работают с «Голден Телекомом»). Впрочем, это не так обязательно — «Комкор» в проекте по объединению сети супермаркетов «Седьмой континент» в Московской области, а также для связи с Санкт-Петербургом использовал составные каналы с участием других операторов, взяв на себя функции генерального подрядчика.

Однако перечисленные примеры — скорее исключение, чем правило: большинство торговых сетей пользуются услугами разных операторов со всеми неудобствами, вытекающими из такого «бессистемного» подхода. Почему?

Одна из причин, о которой рассказал на упомянутой конференции «ИТ в сфере торговли» ИТ-директор компании «Адидас» Игорь Василенко, — это жестокая конкуренция между операторами за торговые комплексы. В каждом комплексе — только один канал, «посторонним вход воспрещен», и если сеть заинтересована в размещении там своего магазина, она должна принять условия владельца недвижимости, в том числе и в выборе оператора связи. Другая причина — противоположная: в России масса мест, где заказчику просто не из кого выбирать. Если в ходе продвижения в регионы сеть приходит туда, где оператор связи только один, волей-неволей приходится работать с ним.

Бывает и так, что получить канал в том месте, где владелец сети хотел бы открыть новую точку, вообще невозможно. В последнее время как вполне нормальный выход из положения стало рассматриваться применение спутниковых технологий — еще недавно этот путь был доступен только очень крупным предприятиям и государственным службам, но сейчас стоимость оборудования и каналов снизилась настолько, что подключение может быть рентабельным для обычных коммерческих компаний (у сети SPIN оператора Race Telecom даже есть предложения для малого бизнеса и частных лиц). Соответствующие услуги предлагают несколько специализированных операторов — так, с розничными сетями активно работает компания «Айпинэт», генеральный директор которой Мурад Софизаде участвовал в конференции «ИТ в сфере торговли».

Проблему высокой стоимости оборудования и каналов спутниковые операторы решают за счет массовости и однотипности подключений. Это не исключает учета индивидуальных особенностей магазинов той или иной торговой сети — скажем, как заметил Мурад Софизаде, архитектура, используемая «Айпинэтом» для сетей «Копейка» и «М-Видео», значительно различается. Существенный элемент бизнес-модели «Айпинэта» — еще одна сеть, на сей раз партнерская. Оператор заручился поддержкой более чем 120 сервисных компаний по всей России — все они готовы приехать к любому абоненту, находящемуся в их зоне обслуживания, и оказать ему полный спектр услуг, а это очень большой плюс, учитывая территориальную распределенность заказчиков.

Одним из наиболее успешных проектов своей компании Мурад Софизаде считает подключение салонов сети «Связной», поставившей задачу экспансии в регионы. Пока сеть действовала только в Москве и на европейской части России, проблем с наземными каналами связи не было, но стоило шагнуть за Урал, как они начались: обнаружилось, что в некоторых точках местные операторы не в состоянии предоставить «цифру» ни по одной из существующих технологий. По этой причине «Связной» обратился к услугам «Айпинэта», а сейчас планирует перевести на спутниковые каналы не менее 40% своих салонов — все те, для которых этот тип подключения дешевле. (В одних случаях спутниковые каналы будут служить основными, в других — резервными.) Покрытие спутниковых сетей вне конкуренции, а решения по подключению аналогичны во всех точках и по применяемому оборудованию, и по качеству, и по цене — и хотя ни одна торговая сеть не пользуется исключительно спутниковыми каналами, в той части, где они используются, единообразие безусловно очень полезно для заказчиков.

Проще и стандартнее

Именно единообразие, стандартность — даже в ущерб некоторой «продвинутой» функциональности — Игорь Василенко («Адидас») считает главным требованием к инфокоммуникационной инфраструктуре магазинов своей сети. На построение ЛВС инженеры ИТ-отдела «Адидаса» составили подробное типовое техническое задание, на основе которого совместно с исполнителями на местах вырабатывается дизайн-проект. Сетевое, компьютерное и торговое оборудование полностью стандартизировано, причем поставщик выбран по признаку наличия разветвленной сети сервис-центров — это позволяет производить ремонт или замену оборудования на местах. Стандартными, разумеется, являются и наборы ПО, и средства видеонаблюдения (ради той же простоты ремонта используются системы на основе компьютера, а не специализированные видеорегистраторы), и счетчики посетителей (с этим типом устройств региональные сервис-центры не работают, поэтому компания постаралась подобрать самые надежные модели).

С необходимостью пользоваться услугами нескольких операторов сети передачи данных компания вынуждена мириться, по возможности стараясь обойтись минимальным их числом. Что касается телефонии, то магазины «Адидас» просто подключаются к местной телефонной сети — арендуется в среднем по три входящих линии. Звонки от потенциальных покупателей, желающих навести справки о каком-то товаре или о работе магазина, принимаются непосредственно на эти местные номера, офисные телефонные станции не используются — это уменьшает количество обслуживаемого оборудования. Что касается IP-телефонии, то ее, считает Игорь Василенко, можно рассматривать как полезную опцию — не более. С ним вряд ли согласились бы представители компании «М-Видео», у которой на IP-технологиях построен единый контакт-центр, принимающий звонки из любой точки страны, или «Ашана», чья сеть голосовой связи на базе IP объединяет магазины во всем мире. Но технологии имеют второстепенное значение, самое же главное — что все инфраструктуры стандартны. Это позволяет контролировать ситуацию, вовремя узнавать обо всех проблемах и поддерживать сеть как единое целое.