Владимир Смирнов

Ноутбук уже в силу своей мобильности и уникальности конструкции более подвержен отказам и поломкам, чем настольный ПК. Поэтому при приобретении мобильного компьютера наряду с техническим характеристиками и стоимостью для пользователя важным фактором покупки должны быть условия его сервиса, включающие как поддержку со стороны производителя в виде предоставления новых драйверов и утилит для управления и восстановления ПО, но также гарантийный и постгарантийный ремонт отказавшего ноутбука.

И здесь следует иметь в виду, что, если три года назад смена моделей мобильных ПК у ведущих вендоров происходила раз в один-два года, то теперь модельные ряды ноутбуков обновляются чаще чем в 6 месяцев. Не зря Sony, объявив специальную программу выпуска ноутбуков для компаний малого бизнеса, заявила о том, что при проектировании и комплектации таких мобильных ПК она будет исходить из принципа максимального продления срока жизни каждой модели, который у компьютеров этого производителя сейчас составляет 3-4 месяца.

Причем каждая новая модель ноутбука любого вендора, как правило, заметно отличается от предыдущей как по дизайну, так и по набору основных компонентов конструкции - процессоров, памяти, ЖК-экранов, жестких дисков и т.д. Это значит, что для ремонта и замены поврежденного ноутбука, выпущенного два года назад, сервисная служба производителя должна иметь в наличии все компоненты, которыми он комплектовался изначально.

В России для обеспечения гарантийного и постгарантийного ремонта производители ноутбуков либо как Rover Computers создали собственные сервисные службы с большим числом региональных сервисных центров, либо заключили сервисные контракты с компаниями - поставщиками сервисных услуг, имеющих собственные сервисные сети в регионах страны.

Но далеко не каждая сервисная служба имеет возможность поддерживать склад из десятков и сотен тысяч наименований комплектующих, необходимых для ремонта выпущенных им ноутбуков. Хотя, конечно, все эти компоненты имеются в распоряжении производителей, но возникает проблема своевременной их доставки в сервисную службу, расположенную поблизости от места нахождения владельца мобильного ПК.

В результате после обращения пользователя в ближайший сервисный центр для ремонта отказавшей клавиатуры или ЖК-экрана ему приходится ждать, пока сервисный центр протестирует и определит неисправность, закажет в головном центре деталь для замены и получит ее. А, если этой детали нет на складе и головного центра поставщика сервисных услуг, то нужно ждать, когда ее через представительство вендора закажут и доставят из-за рубежа. На все эти операции уходит подчас не одна неделя, а иногда и месяц, в течение которых пользователь оказывается лишенным основного рабочего инструмента - ноутбука.

Хорошо, если поломка чего-либо в ноутбуке происходит в течение определенного гарантийного срока и при условии, что вендор берет на себя обязательства бесплатно заменить отказавший компонент мобильного ПК. Но стоит обратить внимание, что зачастую вендоры определяют различные сроки гарантийных обязательств на разные узлы. Например, как правило, при общем годичном сроке гарантии на весь ноутбук на аккумуляторную батарею устанавливается срок полгода и меньше.

И нужно обязательно учитывать, что по окончании срока гарантии замена отказавшего компонента становится платной, причем стоимость заменяемого компонента значительно превышает розничную цену аналогичной комплектующей для настольного ПК. Так, замена клавиатуры может стоить больше 200 долл., а замена отказавшего жесткого диска может обойтись в 300-500 долл. Чтобы заменить поврежденный ЖК-экран владельцу ноутбука придется заплатить немногим меньше стоимости нового мобильного ПК.

Здесь стоит напомнить российским владельцам ноутбуков Toshiba, что компания полтора года назад ввела новые правила гарантийного обслуживания. Владелец отказавшего мобильного ПК с маркой Toshiba, у которого еще не истек срок гарантии обязан будет оплатить стоимость доставки из Японии необходимого компонента компьютера для замены отказавшего. Так, по скромным подсчетам доставка ЖК-матрицы для ремонта экрана размером 15 дюймов обойдется такому неудачнику в 250-300 долл.

И потому, выбирая ноутбук той или иной марки, стоит сразу поинтересоваться, а как он будет обслужен в случае непредвиденной поломки и сколько это будет стоить. Возможно, что, рассчитывая на эксплуатацию ноутбука в течение не менее трех лет, владельцу стоит сразу оплатить специальную "продленную" гарантию, чтобы впоследствии не тратить лишних денег.