С 1 января 2004 года отрасль связи стала жить по-новому - вступил в силу новый закон "О связи", главное детище Леонида Реймана на министерском посту. Леонид Рейман не раз делал победные заявления о том, что новый закон определяет все механизмы взаимодействия десятков тысяч отечественных операторов (сегодня их свыше 60 тыс.). И что он прекратит конфликты и споры и расставит все точки над "и". При этом многие специалисты уже тогда подвергали закон сильной критике за размытость определений и формулировок, незавершенность и неэффективность. К сожалению, первые месяцы существования по новому закону "О связи" подтвердили все эти опасения. Действительность сильно расходится со словами бывшего министра связи.

Незавершенность

Фактически закон не работает. Прежде всего, сейчас, как и полгода назад, самая большая проблема закона "О связи" - его незавершенность. Дело в том, что слишком уж многие положения закона прописаны туманно и неконкретно и требуют издания подзаконных актов. Как заявил Валентин Завадников, председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации, 28 статей Закона имеют отсылочный характер и фактически отдают на откуп правительству право изменять его смысл. Заметим здесь, что именно это и было основным (наряду с фондом, вводящимся для обеспечения универсальной услуги) предметом критики проекта закона специалистов прошлым летом. Если быть совсем точным, то по плану подготовки нормативных правовых актов Правительства РФ, для реализации закона "О связи" необходимо 35 подзаконных документов, которые должны уточнять и разъяснять его положения. Именно это позволило президенту "Голден Телекома" Александру Виноградову заявить, что закон не работает. Прежде всего, по словам бывшего заместителя министра связи Бориса Антонюка должны быть приняты самые приоритетные постановления: кодекс взаимоотношений между операторами, перечень основных лицензий, положение о присоединении к сетям общего пользования, принципы взаиморасчетов и положение о надзоре, а также положение о ГКРЧ и о радиочастотной службе.

И действительно, в марте в правительство был представлен проект постановления "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий". И вот тут то оказалось, что бравурные заявления о прекращении монополизма, недобросовестной конкуренции, дискриминации альтернативных операторов со стороны традиционных и непрозрачность расчета цен на услуги присоединения - всего лишь удобная маска.

Монополия на дальнюю связь

Результат законотворчества бывшего министерства связи и "других заинтересованных в этом структур" оказался, по сути, шагом назад, к темному совковому прошлому. Проект постановления утвеждает перечень услуг связи, для осуществления которых требуется лицензирование. И на первый взгляд, все очень неплохо - теперь под лицензирование будут подпадать не все услуги, как это предусмотрено ныне действующим "Положением о лицензировании деятельности в области связи в РФ", а лишь 30 из них. Весь вопрос в том, какие это 30 услуг.

Прежде всего это необходимость лицензирования своей деятельности операторов выделенных сетей связи. Дело в том, что согласно давнему неписанному правилу на российском рынке связи давно существует монополия на дальнюю связь. Подавляющему большинству операторов разрешается оказывать услуги только местной телефонии (в пределах города) и внутризоновой телефонией (звонки между городами одного региона). А вся междугородная и международная связь является неприкасаемой вотчиной "Ростелекома", которому операторы обязаны передавать такие звонки. Все, кроме, операторов выделенных сетей связи для выхода на которые необходимо набирать особый код. Это "Голден Телеком" (коды 501, 502 и 478), "Комстар" (код 503) и другие. Операторы выделенных сетей связи могли передавать междугородний и международный трафик своих абонентов через свои сети, минуя "Ростелеком". Причина в том, что этих операторов чисто технически было сложно заставить передавать весь междугородний трафик через "Ростелеком". Эти операторы были как кость в горле монополиста "Ростелекома", поскольку, по некоторым оценкам, они уводили от него до 10-12% услуг междугородней связи.

И вот теперь управа на них найдена и яма приготовлена. Согласно предложенному варианту постановления, операторам выделенных сетей потребуются отдельные лицензии. Получив такую лицензию, операторы продолжат оказывать для своих абонентов услуги междугородней связи. Но тут вступит в силу другой рычаг. Дело в том, что Минсвязи уже давно вело переговоры с этими операторами на отказ от прав на негеографическую кодовую нумерацию, то есть на специальный код. В этом случае, как только такой оператор перейдет на обычную нумерацию, он получит новую лицензию, в которой не будет упоминаний о дальней связи. Раньше операторам удавалось уйти от этого, так как у них были все необходимые лицензии. Но ведь по новому проекту постановления им все-равно необходимо обновление лицензий. И еще непонятно, получат ли они их, если заартачатся…

Конечно, видя все это, операторы не сидят сложа руки. Недавно, президент "Голден Телекома" Александр Виноградов сообщил о том, что он достиг предварительного соглашения с бывшим Министерством связи России о маршрутизации международного и междугородного трафика своих клиентов через собственную сеть в обмен на отказ от права на негеографическую кодовую нумерацию. "Это возможность прямого соединения с международными и междугородными операторами", - прокомментировал глава "Голден Телекома". Такое вот джентельменское соглашение. Только, похоже, в "Голден Телекоме" напрасно понадеялись на джентельменство бывшего руководства Минсвязи. В одном из интервью бывший первый заместитель министра связи РФ Борис Антонюк высказался в том смысле, что достигнутое соглашение не позволит "Голден Телекому" передавать международный трафик в обход "Ростелекома" и весь международный трафик "Голден Телекома" будет идти через "Ростелеком". Вот он, либерализм Минсвязи в действии. Монополия "Ростелекома" останется неприкосновенной.

IP-телефония под угрозой

Далее, в перечне услуг, которые предлагается лицензировать, фигурируют "услуги местной и внутризоновой передачи голосовой информации по сетям передачи данных с использованием нумерации телефонной сети" - то есть IP-телефония. До этого IP-телефония была практически неподконтрольной (лицензировалась только передача данных) и по некоторым заявлениям Минсвязи вызывала плохо скрываемое раздражение.

И опять - сейчас подходящий момент. По новому положению в дополнение к обычным лицензиям на передачу данных операторам придется получать специальные лицензии на передачу голоса по этим же сетям. Получат они их при этом ли нет - вопрос риторический. Но самое страшное даже не в этом. Минсвязи предложила ограничить передачу голоса по интернет-каналам предложено рамками местной и внутризоновой связи.

Это опять лоббизм "Ростелекома". Именно на больших расстояниях IP-телефонию и является наиболее привлекательной. Расценки операторов IP-телефонии на международные звонки в 4-6 раз ниже "Ростелекомовских". Вполне достаточная причина для запрета.

Да, конечно, Минсвязи прикрывается правильными словами о том, что надо сделать взаимоотношения операторов с клиентами более прозрачными, что предоставляя услуги телефонии по лицензии на оказание услуг телематических служб, оператор не мог гарантировать абоненту безопасность, надежность и качество (так высказался Борис Антонюк). Теперь же де права абонентов будут соблюдены.

Конечно же с монополизмом "Ростелекома" все гораздо более прозрачно, как же мы сразу не догадались? Особенно в части ценообразования. Что касается качества, то на то он и рынок, чтобы отсеивать некачественные услуги (и ведь отсеивал, есть примеры, когда операторы IP-телефонии вынуждены были улучшать качество связи), а потребитель имел право выбора. Никто же не принуждал абонентов отказываться от услуг связи "Ростелекома", они сами ушли к альтернативным операторам. То же самое и с безопасностью IP-телефонии. Но ведь в Минсвязи слово "безопасность" понимают по-своему…

Надо ли говорить о том, что очень многие эксперты в частном разговоре оценивали этот проект как серьезный шаг в прошлое. Но вслух пока высказываются единицы. Ведь впереди - обновление лицензий…

А законотворчество продолжается

Это только первые ласточки. Ведь впереди нас ждут новые постановления и разъяснения закона "О связи". Работа над необходимыми документами ведется, для этого бывший председатель правительства Михаил Касьянов подписал соответствующее распоряжение. Кто же работает над ними? Как сказал Александр Виноградов, к этой работе не допущены альтернативные операторы, хотя "Голден Телеком" обращался в Минсвязи с таким предложением.

А времени уже не остается. К середине этого года должен быть представлен проект постановления "Об утверждении правил оказания услуг: местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, телеграфной связи, подвижной связи, передачи данных и телематических служб". Еще одна больная тема и уже практически не осталось надежды, что это постановление не будет столь же "либеральным". Положение об универсальной услуге, вызывавшей так много споров на этапе обсуждения закона, будет введено не ранее 2005 года, поскольку в настоящий момент даже не определен процент отчислений в фонд универсального обслуживания. Вообще говоря, подобное творчество государственных чиновников запланировано до конца 2006-го. К этому времени должны быть приняты все намеченные "уточнения". Но чтобы прояснить, значение закона "О связи" ненужно ждать несколько лет. С такими темпами, скорее всего, все станет ясно к концу этого года. Если, конечно, не сменится чиновники отвечающие за связь.