В 2006 году спрос на серверы оказался ниже прогнозируемого. Это в первую очередь связывают с развитием технологий виртуализации, когда интенсифицируется использование имеющихся серверов и тем самым отпадает необходимость покупки нового оборудования. Однако не меньшую роль сыграл и фактор ожидания технологических новинок, в частности оборудования на процессорах AMD Opteron с ядром Barcelona, IBM POWER6, Intel Xeon 73xx и Sun UltraSPARC T2.

В мире

Данное обстоятельство способствовало появлению отложенного спроса, который привел к заметному росту продаж серверов уже в 2007-м. Вместе с тем по данным IDC в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на весьма солидную величину (15,2% в количественном выражении) снизились поставки систем на базе RISC- и Itanium-архитектур. Особенно сильно падал спрос на продукцию среднего уровня. Зато продажи x86-систем увеличились на 7,3% в количественном и на 6,5% в денежном выражении. Косвенно это подтверждает выводы ряда аналитиков о том, что x86-системы составляют все большую конкуренцию традиционным системам для критических приложений (Об этом читайте в статье «Судьба Itanium в этом номере).

Еще одна тенденция: в прошлом году производители столкнулись с тем, что упал спрос на системы с двумя и более процессорными разъемами. Большинству потребителей оказалось достаточно односокетных серверов с четырехъядерными процессорами. В нынешнем году, когда появились Opteron нового поколения, эта тенденция только усилилась. Тем более, что спрос на серверы с процессорами AMD в 2006-м увеличивался значительно сильнее, чем на Intel-системы, особенно в регионе EMEA.

В секторе блейд-серверов ситуация существенно отличалась от той, что сложилась на рынке в целом. Рост в денежном выражении (29,6%) опережал количественный (25,4%). Это связывают с появлением дорогостоящих блейд-систем на базе RISC-архитектур и Itanium. Причем спрос на такие системы в мире оказался довольно высоким. В целом же доля серверов-лезвий составила около 10% от всех проданных в мире серверов (каждый десятый!), а это уже весьма заметная величина. Особенно популярны они в США,но в текущем году наблюдается значительный рост интереса к блейд-серверам в азиатско-тихоокеанском регионе, особенно с появлением систем на четырехъядерных процессорах.

Первую пятерку среди производителей серверов в мире, по данным IDC, составили IBM, HP, Sun, Dell и Fujitsu Siemens (см. рис. 1 и 2). При этом IBM и HP в целом сохраняют свои позиции без значительных прорывов, но и не допуская провалов. Наиболее высокие темпы роста — 6,3% в денежном выражении — продемонстрировала Sun. Это связывают с успехом систем на базе UltraSPARC T1/T2, а также блейд-серверов. В результате в мировом масштабе продукция этой компании близка к тому, чтобы вытеснить Dell с третьего места. Второе место по темпам роста заняла Fujitsu Siemens (5,3%).

В России

Динамика российского рынка серверов несколько неоднозначна. С одной стороны, российкие компании вес активнее покупают сервера. Так, по данным IT Research, в 2006 году поставки в количественном выражении выросли на 20,3%. IDC, темпы роста российского рынка серверов оценивает еще выше — на уровне 26% в количественном выражении. Но в то же время в денежном выражении, по данным IT Research, рынок увеличился лишь на 2% — это показывает насколько значительным было падение цен на сервера в 2006 году. Такую ситуацию аналитик из этого агентства Дмитрий Шульгин даже назвал фиктивным ростом.

В текущем году подобная ситуация, похоже, сохраняется. По оценкам IDC, рынок серверов пока остается малонасыщенным. Тем более, что у нас весьма активно внедряются системы автоматизации бизнеса, для которых часто требуется модернизация оборудования. Кроме того, в отличие от мирового рынка в России еще очень слабо распространены технологии виртуализации. Это также способствует сохранению спроса на физические серверы. Вместе с тем в отличие от прошлого года до России все же дошла тенденция к росту спроса на односокетные модели серверов с четырехъядерными процессорами. «Пострадавшими», как и в остальном мире, оказываются серверы с двумя и более процессорными разъемами.

Увеличивался, причем весьма высокими темпами, спрос и на блейд-системы: продажи их выросли более чем вдвое. Вместе с тем доля этих серверов пока остается существенно более низкой, чем в мире в целом, — лишь 4,4%. Хотя популярность такого оборудования продолжает расти, и в этом году реализован целый ряд проектов с его использованием, об одном из которых можно прочитать в настоящем номере. Так же хорошо продавались стоечные серверы. Причем, как отмечает IT Research, наметилась отчетливая тенденция к увеличению спроса на системы высокой плотности (форм-фактора 1U—2U). А вот популярность башенных моделей снижалась.

Распределение основных игроков по сравнению с прошлым годом в целом не изменилось (рис. 3). Однако заметно ослабление позиций российских компаний, которое имело место и в прошлом году. Так, по итогам первого квартала 2007 года их доля составила лишь 23% против 40% годом ранее. Особенно активной на российском пынке серверов была HP, нарастившая свою долю в 1 квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года почти на 10%. Хотя надо сказать, что в наших условиях ситуацию может изменить любой более-менее крупный проект, так что начало года — не тот период, на итоги которого следует ориентироваться.

Укрепление позиций иностранных компаний во многом связано с тем, что растет спрос на «тяжелые» системы, в том числе RISC и мэйнфреймы, которые у российских производителей просто отсутствуют. Здесь более 70% всех проданных серверов как в количественном, так и в денежном выражении приходится на тройку HP, IBM и Sun. При этом, как и во всем мире, наиболее активно продаются системы начального и высшего уровня.

Вместе с тем одной из специфичных особенностей российского рынка является довольно высокий удельный вес небрендовой продукции — оборудования, произведенного мелкими сборщиками или «самосборного». Причем оно если и учитывается аналитическими агентствами, то очень и очень плохо. А доля такого рода систем, по самым скромным подсчетам, составляет около 20%, но называются и более высокие цифры. Хотя постепенно эта доля все же сужается. С самосбором ситуация несколько сложнее, поскольку его объемы невозможно оценить с приемлемой точностью. Однако на то, что такие системы компании используют все меньше, указывает целый ряд косвенных данных. Так что доля небрендовых систем будет продолжать падать.