В конце прошлой осени прошел четвертый ежегодный деловой форум «IT-ЛИДЕР», призванный стать площадкой для обсуждения наиболее актуаль­ных в российском ИТ-сообществе вопросов. На сей раз все доклады и дискуссии были направлены на то, чтобы внести ясность в дело создания и обеспечения оптимальных бизнес-процессов при помощи информацион­ных технологий.

Процессный подход практически уже считается стандартом де-факто, поэтому на форуме никто не обсуждал его целесообразность — выясняли лишь, как вернее всего при таком подходе использовать ИТ. В первую очередь это касалось места ИТ в бизнесе. Давно минули те времена, когда ИТ-отдел был лишь частью технической службы предприятия. Сейчас наиболее типична ситуация, когда ИТ-руководитель напрямую подчинен генеральному директору. Но насколько он сам и его служба должны влиять на бизнес-процессы компании, участвовать в принятии решений, связанных с их реорганизацией? Весьма важную роль ИТ в реинжиниринге бизнес-процессов видит Нурлан Каздаев, директор департамента информационных технологий фирмы «КазМунайГаз». «Когда мы создаем проектную команду, то руководит ею финансовый директор, а его заместителем всегда становится директор по ИТ, — говорит он. — У представителей бизнеса часто просто нет времени на проведение изменений, они могут забыть о них». Большинство мнений сводилось к тому, что технологии должны быть лишь опорой для бизнеса, возможно, его двигателем, но никак не рулем. Но тут обозначились некоторые нюансы.

Прежде всего существуют отрасли, более зависимые от ИТ, такие, как финансовый сектор. И здесь имеется десятилетиями накопленный мировой опыт, «лучшие практики» реализации бизнес-процессов, которые в отраслевых решениях крупных вендоров, конечно, реализованы. Поэтому внедряя соответствующие системы, вы автоматически можете вывести свой бизнес на уровень лучших мировых компаний. Но как быть с его уникальностью?

Вообще вопрос уникальности бизнес-процессов поднимался на форуме неоднократно. В России очень любят говорить о том, что наши условия требуют особенного подхода к организации бизнеса и в том числе ИТ-службы. При этом единственным мнением из зала, которое вызвало аплодисменты аудитории, стало такое высказывание: «Вся уникальность российского бизнеса — в его плохой организации». То есть многим нашим предприятиям нужно хотя бы дотянуть свои бизнес-процессы до уровня западных компаний, и уж затем только можно говорить о создании каких-либо дополнительных конкурентных преимуществ. И в этом смысле внедрение отраслевых решений на российском рынке дает большую выгоду как толчок к той самой реорганизации бизнес-процессов. Другим важным шагом к успеху проектов по реорганизации бизнеса по опыту многих CIO стало выделение некоторого «уровня абстракции» между бизнесом и ИТ — создание специальной «проектной команды», призванной обеспечить взаимопонимание между ними. Такая команда, как правило, составляется из представителей бизнеса, разбирающихся в ИТ, и представителей ИТ, понимающих бизнес-процессы предприятия. Часто туда входят и внешние консультанты.

Многие, в особенности сотрудники западных компаний, указывали на целесообразность выделения ИТ-отдела в отдельное юридическое лицо с независимым финансированием, которое в этом случае будет вынуждено, чтобы прокормить себя, самостоятельно инициировать изменения на головном предприятии, становиться «продавцом» ИТ-решений. Такая «активная» и даже «агрессивная» политика ИТ-службы имеет свои плюсы — ведь часто бизнес не знает о том, какие возможности могут предоставить ему ИТ. Кроме того, нельзя забывать и о владельцах бизнеса, которые непосредственно в принятии решений не участвуют, но заинтересованы, чтобы их дело как можно менее зависело от воли одного человека, а потому им выгоден противовес мнений.

Важное место на форуме было отведено теме интеграции бизнес-приложений. Исследование, проведенное его организаторами, показало, что 77% опрошенных в той или иной степени реализовали интеграцию систем. Были также приведены цифры, иллюстрирующие, какие системы и в каких отраслях интегрируют чаще. Более 50% опрошенных представителей компаний из телекоммуникационной и энергетической отраслей реализовали интеграцию ERP- и CRM-систем; 25% торговых компаний интегрировали ERP-систему с цепочками поставок; интеграция же ERP с системой управления эффективностью бизнеса наиболее популярна на транспортных предприятиях и в кредитных организациях.

Участники форума отметили, что интеграцию следует проводить очень осторожно, так, чтобы затраты на нее не превысили выгод от ее реализации. С другой стороны, по мнению многих, ИТ-отдел должен развиваться и сам по себе, создавая среду, необходимую для своевременной поддержки требований бизнеса. Так, довольно значительные начальные затраты на создание сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) позволяют впоследствии реализовать новые бизнес-процессы быстрее и с меньшим вложением денежных средств, а время часто бывает бесценно.