Новые условия ведения бизнеса заставляют уделять повышенное внимание внедрению эффективных программ, способствующих снижению рисков и обеспечивающих непрерывность бизнеса. Но могут ли они при этом гарантировать максимально обоснованный подход с учетом всех сложных процессов и взаимосвязей, присущих современному бизнесу? Ведь для того чтобы принимать верные решения в данной области, нужно понимать специфику работы отдельно взятой компании, уметь подробно описывать её ключевые элементы и процессы, проводить анализ функциональной стабильности всех компонентов бизнеса. Специалисты компании «Аксенчер» считают, что непрерывное и динамическое отслеживание состояния бизнес-процессов и их составляющих позволит выработать эффективные превентивные меры воздействия на потенциальные угрозы и выработать способы реагирования на нештатные ситуации и сбои систем.

В нынешней ситуации, когда непрерывно возрастает уровень конкуренции, компании испытывают серьезную зависимость от эффективной работы персонала, надежности компьютерных сетей, телекоммуникационных систем, оборудования и производственных мощностей. Только обеспечив надежность и непрерывность операционной деятельности, можно получить конкурентные преимущества и добиться того, чтобы бизнес был успешным.

Ввиду значимости этих факторов эксперименты с реальными объектами и системами, как правило, невозможны, а создание прототипов очень дорого. И тогда на помощь руководителям компаний приходит метод имитационного моделирования, которое, как известно, практически нереализуемо без использования информационных технологий.

Моделирование — это один из путей поиска решения проблем, возникающих в настоящем, и предотвращения потенциальных угроз в будущем. Отображая бизнес реального мира в мире моделей, оно позволяет анализировать и оптимизировать ситуацию в этом пространстве, находить наиболее успешные решения и затем воплощать их в реальном мире. Однако в ряде случаев не представляется возможным описать поведение системы в целом, в то время как имитационное моделирование даёт полную картину функционирования бизнеса на основе свойств и поведения отдельных его элементов.

Имитационное моделирование получило широкое применение во многих областях деятельности человека — от изучения тенденций в распространении социологических явлений в современном обществе до оптимизации и модернизации высокотехнологичных процессов.

Эффективность процесса управления непрерывностью бизнеса является одной из самых актуальных тем для современного руководителя и владельца компании. Эта область находится под пристальным вниманием внешних и внутренних регуляторов и представляет особый интерес для акционеров и деловых партнеров. Предлагаемые средства по обеспечению непрерывности бизнеса носят разрозненный характер, и в самом слове «непрерывность» заложен тезис о том, что бизнес постоянно меняется. Но одновременно справедливо и то, что какие-либо «натурные эксперименты» в данной области могут представлять колоссальную угрозу для дальнейшего существования предприятия.

И тут важно подчеркнуть, что именно имитационные модели служат основой для построения целостного решения по обеспечению непрерывности бизнеса. Результатом имитационного моделирования является сбалансированный набор мер по противодействию техногенным и природным катастрофам, по предотвращению наиболее существенных для компании рисков с учетом потребностей современного бизнеса. В процессе выработки решения анализируются последствия вероятных рисков и принимаются во внимание существующие ограничения. Предлагаемая в этой статье концепция использования имитационных моделей является хорошо зарекомендовавшим себя подходом компании «Аксенчер» к разработке оптимальных стратегий и планов управления сложными системами. Он заключается в анализе различных рисков на основании изучения компонентов системы, их взаимного влияния и учета динамического изменения внешних факторов. Этот подход позволяет разыгрывать на любом выбранном временном промежутке различные сценарии изменения системы, динамически вносить превентивные меры воздействия и разрабатывать стратегии поведения и развития системы в соответствии с заданными целевыми функциями.

Необходимо отметить, что подход этот целесообразно дополнить учетом финансовых факторов. Мы рассматриваем и анализируем не только технологические показатели, показатели бизнеса и связанные с ними риски, но и полностью учитываем все факторы, влияющие на стоимостные характеристики. Возможность учитывать затраты на поддержание системы и её компонентов в заданном состоянии (или обеспечивать требуемую динамику развития) позволяет связать между собой технологическое, операционное и финансовое измерения компании. Применение различных методик учета и разнесения затрат (например, анализ ABC — activity based costing) дает ключ к пониманию того, каким образом текущие или планируемые затраты влияют на достижение поставленных целей и непрерывность критических бизнес-процессов. В настоящее время на рынке представлено немало коммерческих и исследовательских инструментов для решения задач имитационного моделирования, например таких, как продукты компаний Powersim, XJTek, Venta Systems, iSee Systems и т. д. Выбор инструмента обусловлен спецификой задачи и разрабатываемой модели, характером моделируемого процесса и набором функционально-технических требований, предъявляемых к системе.

Вариант имитационной модели для обеспечения непрерывности бизнеса

Все вышесказанное может показаться несколько академическим, поэтому сразу оговоримся, что в дальнейшем хотелось бы поговорить об имитационном моделировании в более практическом аспекте, представив конкретные, реализуемые средствами информационных систем функции моделирования и живые бизнес-ситуации. Однако понятно, что без описания неких базовых, общих идей тоже обойтись невозможно. Тем более, что пока трудно предположить, будто бы подавляющая часть российских менеджеров очень хорошо знакома с имитационным моделированием.

Применяя описанный метод к задачам по построению системы управления рисками и обеспечения непрерывной деятельности компании, можно предложить следующую структуру модели. Для этого выделим три основных уровня (количество уровней не имеет принципиального значения и приводится в иллюстративных целях), содержащих различные группы элементов, сервисов и показателей, которые при определенном обобщении представляют собой полное описание бизнес-модели компании.

Уровень инфраструктуры. На данном уровне рассматриваются элементы инфраструктуры компании, используемые непосредственно для выполнения бизнес-функций и построения взаимосвязей между ними. Например, такими элементами могут являться промышленное оборудование, аппаратура связи, ИТ-системы и так далее. Взаимное влияние элементов, а также учет внешних факторов, влияющих на способность инфраструктуры выполнять свои функциональные задачи, базируется на имеющемся в компании опыте эксплуатации и на статистических данных.

Уровень бизнес-процессов. Это уже более высокий уровень абстракции. Примерами подобных бизнес-процессов могут быть производство, продажи, управление логистикой, маркетинг и другие. Кроме этого необходимо учесть такие важные внутренние процессы, как формирование финансовой отчетности, планирование и т. п. Надо отметить, что адекватность модели существенно зависит от корректности определения вертикальных связей между элементами уровня инфраструктуры и соответствующими бизнес-процессами.

Уровень показателей эффективности находится над уровнем бизнес-процессов. Здесь рассматриваются такие высокоуровневые характеристики, как выручка компании, показатели качества обслуживания, эффективность использования ресурсов и другие важные аспекты деятельности организации. Эффективность применения модели во многом будет определяться тем, каким образом заданы алгоритмы расчета данных показателей, степень и характер их зависимости от элементов уровня бизнес-процессов.

Каждому элементу, принадлежащему одному из указанных выше уровней, ставится в соответствие набор связей (в общем виде входящих и выходящих), определяющих взаимозависимость между элементами на данном уровне. Например, для уровня инфраструктуры в качестве простейшего аналога связей можно рассматривать зависимость реализации прикладных функций сервера от работоспособности базы данных (чтобы никому не пришло в голову, что сервер как «железка» зависит от БД). На уровне бизнес-процессов можно определить связь между производством и логистикой. Уровень показателей эффективности предполагает связи между такими показателями, как выручка компании и объем производства. Заметим, что связи между элементами не всегда являются необходимым условием. Вполне допустимо наличие изолированных элементов или их групп на любом из рассматриваемых уровней. Наличие таких групп не оказывает прямого воздействия на элементы своего уровня, но может иметь связь с иерархически более высоким уровнем и учитываться при расчете соответствующих интегральных параметров.

Кроме связей, определяющих взаимное влияние элементов, требуется определить наборы параметров, характеризующих состояние элементов, а также правила их функционирования. В качестве независимого параметра, характеризующего динамическое изменение состояния элементов и системы, выступает время.

Внешние факторы определяются как плановые или вынужденные изменения параметров элементов либо их групп. При этом используется весь аппарат методов теории вероятностей, математической статистики, имеющиеся статистические данные и экспертные оценки поведения объектов анализа.

Таким образом мы определяем компоненты модели, параметры и факторы, характеризующие их функционирование или состояние, связи между элементами и иерархию взаимодействия между уровнями модели.

Нельзя исключить, что в модели системы будут обнаружены некоторые противоречия между отдельными целевыми функциями. Например, избыточная надежность системы (уровень инфраструктуры) в первом приближении может негативно сказаться на финансовых показателях (уровень показателей эффективности) или выделение избыточных ресурсов на уровне бизнес-процессов может привести к ухудшению качества других сервисов. Данная ситуация является весьма распространенной в моделях систем, где явно отсутствует или трудно определимо оптимальное решение (либо стратегия поведения).

Мы предполагаем, что допустимо использовать понятие баланса между теми функциями состояния, которым отдается приоритет на данном этапе развития компании. Баланс состояния на различных уровнях с учетом ограничений, вызванных реалиями бизнеса, позволяет определить и обосновать стратегию компании на заданный период времени. Данный подход позволит непрерывно отслеживать текущий и прогнозировать ожидаемый уровень стабильности бизнес-процессов. Кроме того, эта методика способствует выявлению критических элементов системы, что дает возможность в контексте развития конкретного бизнеса построить такую инфраструктуру, которая будет сопротивляться возрастающим деструктивным факторам и сохранять качественные показатели функционирования технологического процесса (см. рисунок).

В результате моделирования воздействий деструктивных факторов вычисляются ключевые показатели эффективности бизнес-процессов, а также производится индикация критических элементов инфраструктуры и вырабатываются обобщенные рекомендации по их развитию. Производя итерационные вычисления по данной методике с использованием различных наборов деструктивных факторов в комбинации с мерами, снижающими уязвимость системы и препятствующими возникновению угроз непрерывности бизнес-процессов, мы можем оптимизировать капитальные и операционные вложения в поддержание и развитие сети с точки зрения обеспечения её функциональной стабильности.

Вадим Пестун
Старший менеджер, руководитель практики технологического консалтинга
московского представительства компании «Аксенчер»

Никита Андреев
Консультант департамента технологического консалтинга,
специалист в области телекоммуникаций и сетевых технологий компании «Аксенчер»

Борис Гуткин
Менеджер департамента технологического консалтинга (направление информационная безопасность),
специалист управления непрерывностью бизнеса компании «Аксенчер»

Владимир Поздняков
Консультант департамента технологического консалтинга,
специалист в области управления данными компании «Аксенчер»