В период углубляющегося мирового экономического кризиса руководители предприятий ищут возможности для снижения издержек. И информационные технологии тут, как правило, становятся объектом их пристального внимания. Все «перспективные» направления сворачиваются, а средства выделяются только на поддержание существующих механизмов извлечения прибыли. Поскольку говорить о сервисно-ориентированной архитектуре (СОА) как о широко применяемом предприятиями подходе пока не приходится, то проекты, связанные с её реализацией, как раз подпадают под категорию таких вот «перспективных». Всё это ещё больше обостряет вопрос решения и без того непростой проблемы — надо ли выделять проект СОА как таковой и обозначать его перед бизнесом?

За последние годы СОА как подход к построению информационной системы прошла несколько важных этапов развития. Дискуссии на эту тему постепенно от обсуждения «что это такое?» переходят к вопросу «как и зачем это применять?». Сегодня идеи СОА достигли уровня ИТ-директоров предприятий и уже восприняты ими, и сейчас директора находятся в активном поиске свежих идей, как «продать» СОА своему бизнесу. Надо ли вообще продавать СОА бизнесу или можно воспользоваться СОА как идеологией, инструментом реализации преобразований в ИТ под другие задачи, не афишируя СОА и не делая на ней акцент?

Обоснование СОА-проектов

Наверное, первое, что приходит в голову при поиске ответов на эти вопросы, памятуя традиционное отставание российского ИТ-цеха от «продвинутых» западных коллег, — это обратиться к их могучему опыту и достигнутым значимым результатам. Обратиться туда, где за последние годы IDC, Gartner и другие уважаемые организации фиксируют немаленькие денежные объемы реализованных СОА-проектов и прогнозируют дальнейший их рост… К сожалению, при общении с западными коллегами в кулуарах на тему «ну как же вы доказываете бизнесу необходимость всех этих расходов на СОА?» те только разводят руками и говорят, что и сами бы не прочь узнать побольше об этом для решения аналогичных проблем.

Создается ощущение, что СОА — одна из областей, где как минимум мы не отстаем. Более активное её развитие за рубежом происходит не потому, что местный бизнес знает про СОА что‑то такое, чего не знает российский. Разница состоит в подходах к принятию решений. Западные менеджеры привыкли доверять отчетам аналитиков, «магическим квадрантам» и в целом работать на «длинную» перспективу. Наши менеджеры и бизнесмены, хорошо это или плохо, более прагматичны и опираются на видимый, краткосрочный результат от вложений собственных средств.

Для ИТ-директора это означает, что если не объяснить, не убедить и не показать эффективность — запрос на средства под СОА будет восприниматься как расходы на очередную «игрушку айтишников». Универсальные объяснения вроде «увеличения скорости осуществления изменений в бизнесе» или «сокращения рисков автоматизации» не годятся, потому что бизнес не оперирует этими понятиями и не занимается их измерением/контролем. Выполнить расчеты эффективности затрат на СОА в терминах бизнеса — задача совершенно неподъемная. На это уйдет очень много времени и сил, а результаты все равно получатся спорными, как многие документы, вышедшие из‑под пера привлеченных консультантов. Что‑то вроде обещания «экономии 20% расходов на МТО предприятия в течение пяти лет» и т.п.

Это не значит, что успешные примеры обоснования (и реализации) СОА отсутствуют. Но они точно не лежат на поверхности и зависят не от того, западное это предприятие или российское, а от других, специфичных для конкретной компании факторов.

COA и преобразования

Значит, получается, что в отсутствие отработанных подходов в обосновании СОА перед бизнесом проще и эффективнее вообще не вдаваться в подробности, что это за СОА такое? Примеров проектов, когда именно так и происходит, очень много. Скажем, крупный банк принимает решение о выводе на рынок нового карточного продукта. Технически его обеспечение предусматривает интеграцию более десятка различных систем. Чем не возможность для ИТ-директора защитить на техническом совете подход использования СОА для обеспечения поставленной бизнес-задачи, обозначив более короткие сроки (в сравнении с традиционным вариантом), пусть и при более существенных затратах?

Или другой пример — когда СОА представляется едва ли не единственным вариантом реализации стратегии крупной компании, с богатым историческим наследием в плане набора и количества используемых прикладных систем и с необходимостью автоматизировать целые области бизнеса на этом фоне. Такой подход вполне имеет право на жизнь при условии, что использующий его руководитель понимает связанные с ним ограничения и не обещает бизнесу чего‑либо еще в связи с СОА помимо решения конкретных поставленных задач. Потому что обещать бизнесу какие‑то новые (связанные с СОА) инструменты, «оркестровку бизнес-процессов», внесение изменений «на лету» было бы большой ошибкой в условиях, когда бизнес не знает, что такое СОА, и сам не ведет проект по её реализации.

В компании можно выполнить интеграцию, руководствуясь принципами СОА, но нельзя внедрить СОА без бизнеса вследствие двух основных факторов. Пер­вый — инерционный. СОА затрагивает сам бизнес (суще­ствующую технологию) очень сильно и обязательно окажет влияние на сложившийся (для крупной струк­туры — складывавшийся годами) политический расклад сил. Владение некоторой бизнес-информацией на предприятии, регулирование прав и правил доступа к ней, формирование на ее основе некоторой отчетности и т. д. — это очень мощный ресурс. Владельцы такого ресурса — не просто технологи. Они могут быть похожи на феодалов, имеющих неформальный договор с «федеральной властью» об определенном уровне порядка на вверенной территории и ответственности за не­го с одной стороны и об отсутствии глубокого вмешательства в их дела — с другой. Из серии «эта нога — чья надо нога».

Реализация СОА выдергивает данный ресурс из‑под существующих владельцев, низводя их «большую роль» до роли технологов (при всем уважении к технологам). Не всем владельцам подобный процесс по душе, и для того, кто несет ответственность за сроки и качество реализации СОА-проекта, необходимость осуществления таких изменений превращается в серьезный риск. Для ИТ-директора, в его обычных на настоящее время границах полномочий и значимости на предприятии, провести такие изменения в организации практически нереально. Второй фактор — инновационный. Бизнес, использующий сервисы, — это не тот бизнес, который работает в настоящее время. И не надо строить иллюзии по поводу того, что можно построить красивый СОА-механизм, вручить ключи от него бизнесу, и тот начнет им пользоваться и благодарить ИТ‑службу. Бизнес в таком сценарии скорее всего будет работать как и раньше, да еще ИТ-директор получит выговор за растрату бюджета «непонятно на что». Поэтому реализация СОА на предприятии — это не просто «интеграционные преобразования». Чтобы пользоваться всеми широко разрекламированными преимуществами СОА, необходимо на ранних стадиях проекта добиваться вовлечения бизнеса в его реализацию. Эта работа состоит в тщательном анализе существующей технологии и поиске путей улучшения при помощи реализации тех или иных компонентов СОА. Идеальный вариант — это когда СОА на предприятии продвигает не ИТ-отдел, а бизнес, для которого возможности СОА оказались увиденными и востребованными. Но даже если продвижением СОА занимается директор по ИТ (что наиболее вероятно для текущего уровня зрелости организаций), для успеха проекта ему нужен сильный союзник от бизнеса. А это значит, что с бизнесом придется разговаривать про СОА.

Продвижение СОА-проекта

На самом деле сложности в объяснении СОА бизнесу несколько преувеличены. Одним из главных барьеров здесь является постулат о том, что СОА в компании — очень затратное мероприятие. И возникает замкнутый круг: надо просить много денег на проект — потребуют продемонстрировать соответствующий объему финансирования результат — для демонстрации результата нужно много денег. Действительно, если посмотреть на стоимость лицензий специализированного ПО, на требование обеспечения высокой отказоустойчивости и коэффициента готовности транспортной ситсемы для СОА (ESB), то цифра с шестью нулями (не в рублях) появится очень скоро. Но СОА на предприятии должна начинаться вовсе не с покупки «большого количества лицензий и оборудования».

СОА начинается с архитектурного проектирования, с поиска практических бизнес-задач, которые могут быть решены с её помощью. С выбора пилотной зоны, учитывающей технические и не технические ограничения. Такое начало обойдется компании на порядки дешевле и позволит постепенно вовлечь бизнес в процесс реализации проекта, а заодно разобраться с акцентами и целями в конкретных условиях. И уже после того, как значимость СОА будет понята и одобрена бизнесом на уровне промышленной системы предприятия, пойдут инвестиции в обеспечение нефункциональных свойств системы. В постепенное расширение границ СОА.

Другим плюсом такого подхода является то, что на этапе «пилота» можно вскрыть множество инфраструктурных проблем, которые, не имея непосредственного отношения к СОА, несут в себе серьезные риски реализации такой архитектуры на предприятии. В условиях, когда на предприятии не решены вопросы безопасности, не обеспечена непрерывность функционирования более низкоуровневых элементов информационной системы, не синхронизирована нормативно‑справочная информация и т. д., трудно говорить о реализации СОА. Чтобы не объяснять бизнесу в ходе проекта перенос очередного срока необходимостью решения «связанной проблемы», необходимо очень высокое качество проектного управления.

Одной из областей проектного управления является создание положительного образа СОА перед бизнесом, основанного на решении с её помощью пусть не очень масштабных, но практических и заметных задач. Помимо этого внутри компании должна постепенно создаваться внутренняя экспертиза, необходимая для эксплуатации и развития компонентов СОА. Участник, поддерживающий СОА от бизнеса, очень быстро становится центром преобразований на предприятии. В его руках сосредоточена основная экспертиза (поскольку он раньше других начал углубляться в тему) и понимание новых возможностей. Для амбициозных руководителей СОА может стать неплохим подспорьем в реализации собственных планов.

Заключение

Требования к ИТ вытекают из модели, которую выбирает себе бизнес для преодоления трудных времен. Если эта модель выглядит как «сбережение достигнутого» за счет экономии и сокращения затрат — тут не до СОА. Но если модель направлена на развитие, реализацию возможностей (увеличение доли рынка, выход в новые сегменты и т.д.) в условиях, когда конкуренты ослаблены, то СОА многое способна дать для поддержки такой модели. Факт использования СОА в этом смысле может являться индикатором того, куда идет бизнес. Внедрить СОА на предприятии только силами ИТ‑службы, без участия бизнеса, невозможно.

Руслан Демидов
Директор центра интеграции приложений, BCC Group