Давать советы в нынешней ситуации — занятие неблагодарное. И тем не менее многим ИТ-директорам сейчас очень нужна поддержка более опытных коллег. Понимая это, Союз директоров ИТ России (СоДИТ) при участии журнала «Intelligent Enterprise» и Института современного развития 23 декабря 2008 года провел специальное внеочередное заседание, посвященное выработке советов и рекомендаций российским ИТ-директорам. Ниже мы публикуем рекомендации, выработанные на этом заседании (их текст даётся с незначительными сокращениями).

Мировой кризис, начавшийся в области кредитования и инвестирования, по мнению экспертов, носит структурный характер и вызван неадекватным распределением инвестиционных ресурсов в глобальной экономике. К сожалению, неуправляемый и скачкообразный характер перераспределения инвестиционных ресурсов в условиях кризиса негативно отразился и на отдельных секторах реальной экономики, существенно снизив их рост, а в некоторых странах и вовсе привел к рецессии. По мнению экспертов, одной из основных причин кризиса является слабая информационная структура мировой экономики, не позволяющая развивать рыночный инструментарий инвестирования в условиях глобализации. И ИТ-директора, сконсолидировав свои усилия, могут и должны оказать влияние на смягчение последствий кризиса, хотя, безусловно, возможности ИТ‑сообщества ограничены. В этой связи эксперты считают возможным предложить своим коллегам ряд мер и рекомендаций.

Общие рекомендации

1. В силу возросшего в условиях кризиса интереса владельцев бизнеса и руководителей предприятий к увеличению эффективности бизнеса и сокращению затрат необходимо приложить максимум усилий для продвижения ИТ как инст­рументария повышения прозрачности и управляемости.

2. Усилить пропаганду, как внутри своих предприятий, так и в обществе, возможностей информационных технологий и роли ИТ‑специалистов, подключившись непосредственно к решению задач по преодолению кризиса в своей организации, поиску новых конкурентоспособных решений.

3. Учитывая неопределенность ситуации в 2009 году, необходимо разработать различные варианты тактики в области автоматизации, учитывающие как пессимистические, так и оптимистические сценарии, что даст возможность корректировать бюджет в зависимости от обстоятельств.

4. Стараться не допускать уменьшения ИТ-бюджета в большей или даже равной степени (в процентном отношении) по сравнению с общим сокращением издержек по предприятию. Привлекать на свою сторону все службы, заинтересованные в автоматизации, и доказывать, что практика равномерного снижения затрат по всем направлениям работы неэффективна.

5. Для поддержки рынка ИТ-услуг необходимо, учитывая интересы поставщиков, стимулировать повышение качества услуг с их стороны, рост профессионализма и снижение стоимости предоставляемых ими сервисов. Развивать парт­нерские отношения, нацеленные на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

Развитие ИТ

1. Провести ревизию портфеля ИТ-проектов, расставив приоритеты с учетом принятых на предприятии антикризисных мер. В первую очередь усилия должны быть направлены на проекты, которые позволяют достичь прямых (а не косвенных) преимуществ и которые можно реализовать быстро.

2. При принятии решений о приостановке ИТ-проектов рассчитывать и показывать бизнесу издержки, которые в связи с этим могут возникнуть, усилить работу по технико-экономическому обоснованию открытия проектов, вовлекать в обсуждение руководителей бизнес-подразделений, для которых они реализуются.

3. Пересмотреть планы проектов внедрения в сторону увеличения числа «реперных точек» с целью получения конкретных результатов на более ранних стадиях, что позволит снизить риски выхода за рамки бюджета.

4. Повысить приоритет «легких», но важных для гибкости управления бизнесом продуктов — систем принятия решений и управления рисками, инструментов финансовой отчетности и консолидации данных, CRM-, B2B- и интеграционных решений за счет уменьшения «тяжелых» и долгосрочных проектов в области внедрения комплексных ERP‑систем.

5. Уделить особое внимание аналитическим инструментам, позволяющим использовать уже накопленные на предприятии данные для быстрого получения новой и необходимой для управления информации, а также решениям, позволяющим в короткий срок получить экономический эффект (например, технологии энерго- и ресурсосбережения в производстве).

6. Вести активную работу по внедрению систем менеджмента качества и оптимизации управления бизнес-процессами не только с точки зрения автоматизации, но и выступая полноправным участником их реального внедрения в практику корпоративных отношений. Быть пропагандистом не просто ИТ-проектов, но процессно-ориентированного подхода в своих организациях.

Операционные ИТ-затраты

1. Необходимо уделить особое внимание сокращению издер­жек (как прямых, так и косвенных) на поддержку существующих систем и оборудования, поскольку это позволит сохранить долю затрат на развитие в ИТ-бюджетах, а также увеличит эффективность инвестиций в ИТ. При взаимодействии с поставщиками надо искать более гибкие схемы оплаты и финансирования.

2. Обеспечить внедрение проектов или улучшение в области стандартизации ИТ‑систем и постановки ИТ-процессов. Это важные резервы снижения затрат, а проекты по стандартизации могут быть проведены быстро и недорого.

3. Уделить внимание системам виртуализации и консолидации ресурсов, а также внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой. Технико-экономическое обоснование таких проектов, как правило, не вызывает проблем.

4. Учитывая вероятное снижение расходов на обучение, формировать на своих предприятиях собственные корпоративные «университеты» (заключая договора с профессиональными центрами), внедрять дистанционные автоматизированные системы обучения.

5. Сокращать штат сотрудников своих служб осторожно, избавляясь лишь от реального «балласта». Сохраняя команду, необходимо повышать мотивацию сотрудников, настраивать их на результат. При невозможности избежать сокращений целесообразно кооперироваться с поставщиками услуг аутсорсинга, передавая им квалифицированные кадры. Выживать в условиях глобального кризиса можно только сообща, а не за счет друг друга.

Эксперты уверены, что условия кризиса дают дополнительный шанс повышения роли ИТ и статуса руководителей ИТ‑служб как на предприятиях, так и в обществе в целом. Мы призываем всех ИТ-директоров не ограничивать себя только собственными проблемами, активно обмениваться опытом с коллегами, участвовать в общественной жизни, пропагандировать прогрессивные идеи в области информационных технологий.

Вели заседание Борис Славин (НПФ «Благосостояние», председатель правления СоДИТ) и Константин Зимин (Intelligent Enterprise). В качестве экспертов участвовали: Дмитрий Алтухов («Оптикон»), Марина Аншина («Сибур — Русские шины», председатель комитета СоДИТ), Валерий Бордюже (Пермский клуб CIO, председатель консультационного совета СоДИТ), Николай Волков (корпорация «ИРКУТ»), Алексей Галкин (IBM), Александр Герман («Бэринг Восток Кэпитал Партнерс»), Роман Доронин (ООО «Инвестстек»), Александр Квасов (Клуб ИТ-директоров Нижнего Новгорода), Юрий Колесников (Национальная логистическая компания), Андрей Коротков (АНХ, председатель комитета СоДИТ), Сергей Кульков («Лаборатория Касперского»), Галина Львова («Гражданские самолеты “Сухого”»), Виктор Минин (АЗИ, сопредседатель комитета СоДИТ), Никита Шикалов (OBI), Андрей Постовалов (TNT), Марина Слесаренко («1С»), Илья Товбин (Wrigley), Денис Чуприк («Красный Куб»), Владимир Шевченко (ABB).