Работу конструкторов и технологов на производственных предприятиях нужно автоматизировать — и с этим фактом сейчас уже вряд ли кто‑то будет спорить. Для автоматизации существует множество различных типов систем, однако ясно, что выгоды от использования этих систем в отдельности существенно ниже, чем от создания общей интегрированной среды разработки и производства. И конечно, интеграция PDM- и ERP‑систем на производстве если не обязательна, то крайне желательна.

Учитывая, что на многих производственных предприятиях сейчас используется ERP‑система «1C: Предприятие», нам показалось интересным рассмотреть опыт внедрения и интеграции разработанной на той же платформе PDM‑системы «1C: PDM». Она используется на российских производственных предприятиях уже несколько лет, и в накопленном опыте, помимо общих выгод, каждый выделяет что‑то свое, ставит акценты на определенных аспектах внедрения системы и работы с системой.

Внедрение

Конечно, основным мотивом выбора именно «1С: PDM» среди других продуктов этого класса является, как правило, наличие уже использующейся на предприятии ERP‑системы от компании «1С». Сами разработчики, компания APPIUS, указывают, что наибольший эффект внедрение системы «1С: PDM» дает при использовании совместно с ERP‑системой «1С: Управление производственным предприятием», и это выглядит вполне логичным. Однако, например, в производственной компании ООО «ЭСТО-Вакуум» посчитали, что для нужд компании вполне достаточно использовать «1С: Управление торговлей», и вполне довольны результатами, по словам Владимира Белецкого, заместителя генерального директора предприятия.

Среди плюсов именно этой PDM‑системы заказчики называют большой список поддерживаемых CAD‑систем, среди которых есть и отечественные, часто используемые на российских предприятиях.

Часто вызывает вопрос объем доработок, которые необходимо произвести, чтобы система соответствовала задачам предприятия. Большинство заказчиков сходятся во мнении, что решение вполне хорошо построено и имеет смысл во многом менять предприятие под систему, а не наоборот. Так, Игорь Панин, руководитель проекта внедрения PDM‑системы компании ГРАСИС, говорит, что функционал системы удовлетворял требованиям предприятия на 80%. Еще 10% несоответствий были приняты как недочеты в бизнес-процессах самого предприятия, и лишь оставшиеся 10% пришлось дорабатывать. Необходимость доработок возникла из‑за желания заказчика сохранить сложившуюся на предприятии систему классификации, а также привнести в решение часть функционала PLM, как, например, отслеживание гарантийных сроков оборудования. Но и при этом, как отмечает Игорь Панин, проблем не возникло, так как рынок разработчиков на платформе «1С» весьма конкурентен, и нет привязки к техподдержке самого производителя, которая, впрочем, также не вызвала нареканий.

Лариса Шаламова, начальник ОАСУП ОАО «Тамбовский завод “Октябрь”», также указывает на высокую адаптируемость решения. По ее словам, предприятие смогло использовать многие типовые справочники, такие как, например, справочник крепежных изделий. Она также отмечает, и это верно для многих предприятий, что внедрение PDM‑системы становится толчком к «большой уборке» — то есть к наведению порядка в НСИ. На «Октябре» многие справочники пришлось разрабатывать практически заново.

Очень важный фактор — этапность внедрения. Обычно часть требуемого функционала на предприятии уже покрыта какими‑то наследуемыми системами, поэтому приходится решать задачу переноса данных, а также перехода от работы в привычной системе к использованию нового инструмента. Здесь, как отмечает Владимир Белецкий, очень важно не затягивать, иначе этап перехода может стать бесконечным.

Лариса Шаламова отдельно предостерегает от использования в качестве источника данных бухгалтерской части системы и предлагает не забывать, что именно данные в PDM‑системе должны быть эталонными, то есть основой для использования в остальных системах. Многие допускают ошибку, думая, что лучше вначале внести информацию в бухгалтерскую систему, а затем импортировать ее в PDM.

Как известно, конструкторы и технологи — сотрудники консервативные. Они крайне медленно и осторожно принимают перемены. Поэтому одним из основных факторов успеха внедрившие PDM‑систему компании называют четкое осознание руководством необходимости внедрения системы и обеспечение сильного административного воздействия.

PDM‑система как средство для решения кадровых вопросов

Оценивая выгоды использования PDM‑системы, интересный акцент сделал Владимир Белецкий. По его словам, благодаря созданию единого информационного пространства решились многие кадровые вопросы. Фактически, как он отмечает, функциональная система превратилась из многоуровневой в одноуровневую. Так как исчезает «монополия на информацию», из производственных процессов исключаются менеджеры, что позволяет построить горизонтальную схему организации труда. После разработки базовых правил руководителям остается лишь наблюдать за процессом, изредка внося коррективы.

Владимир Белецкий выделяет и тот факт, что на предприятии значительно изменилась культура взаимоотношений между сотрудниками. За счет уменьшения влияния «человеческого фактора» при решении производственных вопросов стало возникать гораздо меньше конфликтов. Все коммуникации по вопросам производства осуществляются в системе и протоколируются, что всегда позволяет четко отследить источник проблемы, если таковая возникает. Однако, как отмечает Владимир Белецкий, на предприятии вполне можно использовать и бумажную технологию. Но при этом производительность будет гораздо ниже. Сотрудники сами стремятся овладеть системой, потому что требования к квалификации едины для всех.

Такую же систему мотивирования использования системы применили и на «Октябре». Там, как отмечает Лариса Шаламова, многие технологи отказывались работать в системе, пока молодые, наиболее восприимчивые сотрудники на деле не доказали ее эффективность, формируя 150—200 техпроцессов в месяц вместо 50—60, которые могли формировать даже ведущие специалисты без ее использования. В результате за полтора месяца в области формирования техпроцессов на предприятии произошел «взрыв» производительности.

Как видно из этого, при автоматизации процессов старых сотрудников никто не гонит. Однако понятно, что некоторое «омоложение» коллектива все равно происходит. Владимир Белецкий указывает, что после внедрения PDM‑системы компания стала более привлекательной для кадров — она получила новый имидж, сотрудники легче адаптируются за счет четких регламентов и налаженного процесса обучения.

Аутсорсинг

Сейчас довольно часто можно видеть, что компании выносят часть производства на аутсорсинг. Заказчики отмечают, что при внедрении PDM‑системы процесс формирования подетального заказа поставщикам значительно облегчается. Лариса Шаламова говорит, что цикл производства довольно длительный, и заказываемые комплектующие за это время могут значительно меняться, поскольку часть их просто снимается с производства у поставщиков. Покупать же все комплектующие заранее невозможно хотя бы по финансовым соображениям. Внедрение PDM совместно с ERP‑системой, то есть создание единой комплексной системы, позволяет отслеживать технологические и конструкторские изменения, а также изменения в производстве. Это дает финансовой службе возможность своевременно производить анализ эффективности производства.

Влияние PDM‑системы на развитие взаимоотношений с подрядчиками отмечает и Владимир Белецкий. По его словам, благодаря внедрению решения производить подетальные заказы поставщикам стало значительно проще.

Унификация и хранение документации

Конечно, основные выгоды от внедрения PDM‑системы предприятие получает при накоплении определенной «критической массы» описанных в системе деталей. После этого структура изделия создается значительно быстрее благодаря возможности их повторного использования. При этом легко отследить и конечную стоимость изделия, так как цена каждой детали уже известна.

Игорь Панин отдельно отметил возможность быстрой подготовки документации для клиентов. Клиенты ГРАСИС, по его словам, довольно часто запрашивают дополнительные пакеты доку­ментации, и если раньше на их создание уходило до нескольких месяцев, то после внедрения системы и создания технологического архива подготовка соответствующего пакета занимает один-два дня.