В последние полтора года количество реализованных проектов, по вполне понятным причинам, заметно уменьшилось. Это так или иначе коснулось всех сегментов рынка, включая ЦОД. Однако проектный рынок претерпел весьма серьезную трансформацию. Какие‑то процессы ускорились, какие‑то, наоборот, затормозились или вовсе сошли на нет.

Естественно, когда денег стало меньше, пришлось эффективнее использовать имеющееся оборудование, а если и приобретать новое, то по возможности обходиться более дешевым (или заменять то, эксплуатация которого обходится слишком дорого). И для достижения этих целей есть вполне очевидные способы: использование технологий консолидации и централизации серверов и систем хранения. Также стали тщательнее подбирать ПО, с тем чтобы повысить производительность систем, не модернизируя аппаратные средства. Явной тенденцией стал и отказ от резервирования всего и вся, как это часто делалось в докризисные времена. Рассмотрим эти тенденции более подробно.

Консолидация и виртуализация

Консолидация и виртуализация — вполне ожидаемый ответ на целый ряд проблем, порожденных кризисом. Об этом говорят результаты исследования, проведенного Uptime Institute в 2008г. (Как сэкономить на эксплуатации серверов//Intelligent Enterprise, №2–3/2009).

Напомним, что, по результатам данного исследования, основными каналами утечки средств на эксплуатацию ЦОД можно назвать следующие категории систем:

  • системы с низким уровнем утилизации;
  • системы-«призраки», не используемые для решения реальных бизнес-задач;
  • системы с высоким потреблением электроэнергии;
  • системы с высоким уровнем операционных затрат.

И как раз консолидация мощностей, практически всегда сочетаемая с применением технологий виртуализации, вполне адекватно решает проблему низкой эффективности использования оборудования. Кроме того, уменьшается количество физических систем, что упрощает задачу отказа от использования оборудования с высоким энергопотреблением и требующего слишком больших затрат на обслуживание.

Особенно выигрывают от централизации территориально распределенные компании. Именно поэтому, как считают аналитики IDC, продажи дорогостоящих систем на EPIC и RISC-платформах сократились меньше, чем массового оборудования стандартной архитектуры.

Вот, к примеру, как прокомментировал промежуточные итоги проекта по консолидации ЦОД Дмитрий Назипов, вице-президент, начальник департамента информационных технологий ВТБ (Куда девать высвобождаемое оборудование? С этим проблем не возникает//Intelligent Enterprise, №1/2010): «Сюда можно добавить и то, что дает потенциальную экономию, — прежде всего затраты на содержание ЦОД в филиалах. А это, безусловно, обходилось дороже, чем переход к централизованному ЦОД, хотя бы даже за счет повышения уровня утилизации оборудования. Оборудование сможет интенсивнее использоваться и меньше простаивать, ведь операционный день будет длиться 20 часов вместо восьми — десяти. При этом снижаются расходы на поддержание работоспособности ЦОД, что тоже дает явную экономию». Кроме того, реализация данного проекта позволила сократить значительное количество ИТ-персонала, занятого обслуживанием локальных АБС в филиалах, а также уменьшить платежи за использование ПО.

Однако не только крупные компании выигрывают от использования виртуализации. Так, в компании «САБМиллер РУС» количество физических серверов сократилось с 48 до шести (Виртуализация — экономическая отдача от проекта 48%// Intelligent Enterprise, №10/2009). А всего уровень сокращения затрат благодаря внедрению виртуализации составил 48%, в том числе:

  • на поддержку имеющегося серверного оборудования — 45%;
  • на приобретение новых серверов — 36%;
  • на электроэнергию и охлаждение — 43%;
  • на сетевое оборудование — 43%;
  • на сетевые устройства хранения — 46%;
  • повышение эффективности развертывания сервисов — 75%;
  • экономия за счет эффективного управления изменениями — 60%;
  • увеличение эффективности администрирования и управления инфраструктурой — 31%;
  • сокращение незапланированных простоев — 64%;
  • сокращение запланированных простоев — 64%.

Даже совсем небольшие организации используют системы виртуализации, что позволяет им решать и другие проблемы. Так, одним из этапов модернизации ИТ-инфраструктуры в Екатеринбургской православной духовной семинарии стал перенос данных, которые работали на четырех системах, на виртуальные машины, функционирующие на одном физическом сервере. Это позволило, помимо вполне очевидных выгод, связанных со снижением затрат на обслуживание систем, снять проблему нехватки мощности питания и снизить уровень шума в учебном классе, где ранее приходилось располагать серверное оборудование.

Сюда же стоит отнести переход к использованию систем высокой плотности. Такая замена во многих случаях будет дешевле, чем создание новой серверной «с нуля», — отметил Игорь Попов, заместитель директора издательства «ЭКСМО» по техническим вопросам, на круглом столе «Снижение затрат не является препятствием для развития ЦОД». При реализации проекта в компании «ДонЭнергоСбыт» аргументами в пользу blade-технологий стали обеспечение оперативности доступа к информации, отказоустойчивости сервисов и надежности хранения данных в свете требований к сохранности персональных данных клиентов (Денис Легезо. Проблемы эксплуатации и расширения ЦОД// Intelligent Enterprise, №10/2009). Блейд‑серверы HP Integrity применяются и в ВТБ для обеспечения работы интеграционной платформы IBM WebSphere, а также расчетной системы банка.

Выбор этой платформы был обусловлен исключительно соображениями экономической эффективности. Вот как прокомментировал этот выбор Дмитрий Назипов: «Два блейд‑сервера, как показало нагрузочное тестирование, способны обеспечить необходимый нам уровень производительности. Причем использование блейд-платформ позволило решить две весьма сложные проблемы. Прежде всего это касается электропитания. Мы находимся в центре Москвы, и выделение необходимой мощности — проблема практически нерешаемая. Другим важным преимуществом стал малый физический объем, занимаемый системами с высокой плотностью» (Как собрать воедино 60ЦОД// Intelligent Enterprise, №10/2009).

Больше внимания созданию полноценных систем хранения данных

Как показали результаты первого полугодия 2009г., поставки систем хранения уменьшились. Но при этом темпы падения, по данным IDC, были менее существенны, чем, к примеру, в сегменте серверов. А общая емкость и вовсе увеличилась на 50%. Так что нет ничего удивительного в том, что проекты, связанные с внедрением систем хранения данных, стали больше бросаться в глаза, — ведь их доля увеличивалась. Заметим, данные относятся к пику кризиса, когда было достигнуто «дно» продаж. И в этом нет ничего удивительного. По мнению IDC, эта ситуация — прямое следствие роста количества проектов по консолидации и виртуализации. Перемещение образов множества виртуальных машин между серверами требует абстрагироваться от физических серверов. Значит, размещать их следует на внешней системе хранения. Причем требования к производительности такой системы весьма высоки. Кроме того, рост объемов данных также является объективной реальностью. Этому процессу активно «помогают» новые требования контролирующих органов, в том числе международных. К тому же, как показали данные IDC, падение продаж в первом полугодии 2009г., в том числе в количественном выражении, не помешало заметному росту емкостей хранения по сравнению с аналогичным периодом 2008г.

Нельзя забывать и о том, что хранение данных продуктивных систем на жестких дисках серверов чревато потерей целостности данных и длительными простоями и, следовательно, ведет к прямым убыткам. Использование СХД, даже начального уровня, существенно снижает такого рода риски.

Кроме того, практически любое внедрение СХД уже можно рассматривать как частный случай консолидации ресурсов. Хотя бы за счет централизации данных, которые хранились на разных серверах. Это позволяет также внедрять элементы концепции ILM, чем многие озаботились, поскольку хранение неиспользуемых или редко используемых данных на быстрых, но дорогих носителях крайне неэффективно. Об этом, в частности, говорил Игорь Попов на круглом столе «Снижение затрат не является препятствием для развития ЦОД». А при замене традиционных серверов на системы высокой плотности от использования СХД может быть просто невозможно отказаться, поскольку сами серверы-лезвия часто не имеют собственных дисков.

Появились проекты по централизации и консолидации систем хранения. Впрочем, обычно речь идет об этапе более масштабного проекта, связанного с централизацией и консолидацией ИТ‑систем. Так было и в банке ВТБ (О «скучном» проекте, или как модернизировали систему хранения данных в ВТБ// Intelligent Enterprise, №16/2008), и в X5 Retail Group, которому в настоящем номере посвящена статья «Обеспечить работу бизнеса в любых условиях».

Резервируем только то, что реально нужно резервировать

В «тучные годы», создавая отказоустойчивые системы, многие резервировали все, что только можно. Но даже тогда этот подход справедливо критиковали как явно расточительный. Так что и до кризиса очень многие старались резервировать только те компоненты, отказ которых может привести к существенному ущербу. Вот, к примеру, как решили подобную проблему в ГВЦ Росгидромета: «Мы практически отказались от «горячего» резервирования, поскольку выяснилось, что затраты не оправдывают достигаемого эффекта. Потери от отказа систем оказались несоизмеримо меньше, чем затраты на поддержание оборудования, которое приходилось держать в качестве такого резерва» (Снижение затрат на поддержку вычислительных мощностей: опыт ГВЦ Росгидромета// Intelligent Enterprise, №2–3/2009).

Сюда же стоит отнести практику, когда выбирается оборудование более скромной конфигурации для создания резервных ЦОД. Типичный пример — уже упомянутый выше проект в X5 Retail Group.

Вместе с тем, дело это не такое простое, как кажется. Выявление «слабого звена» часто требует длительных нагрузочных тестирований со сложным, а часто очень сложным сценарием. К примеру, такое тестирование информационной системы Центробанка, проведенное компанией «Аплана», заняло в общей сложности шесть месяцев. Однако, несмотря на кризис, меньше таких проектов не стало. А значит, данной проблемой, похоже, всерьез озаботились, особенно в крупных компаниях. Будем следить, к чему это приведет в дальнейшем.

Однако в процессе такого сокращения велика вероятность допустить серьезные ошибки с далеко идущими последствиями. Очень часто объектом экономии являются инженерные системы, прежде всего климатические и энергетические. А это создает целый ряд трудностей при развитии ИТ-инфраструктуры. Причем исправление таких ошибок обойдется заметно дороже, чем пришлось бы потратить на изначально сбалансированное решение. Ну а к чему это может привести, рассказал Роман Шапошников, главный инженер проекта компании «Ай-Теко», на нашем круглом столе «Снижение затрат не является препятствием для развития ЦОД»: «При традиционном сценарии использования серверов все работает, но как только пытаются использовать виртуализацию, мощности хватать перестает. Особенно это актуально при использовании систем высокой плотности, где мощность может достигать 50 кВт на стойку».

Тщательный подбор ПО

В статье «Как сэкономить на эксплуатации серверов» (Intelligent Enterprise, №2–3/2009) в качестве возможного способа указывалась оптимизация ПО. Причем это касалось как самописного, так и тиражного ПО. В 2008г. и раньше о таких проектах слышно практически не было. Исключением могли быть разве что замены унаследованных систем на плоских файлах чем‑то более современным на клиент‑серверной архитектуре. Причем речь шла в основном о небольших или средних компаниях.

Но во второй половине 2009 и первых месяцах 2010г. такие проекты начали появляться. Причем они касаются в том числе и бизнес-критичных систем, что в начале 2009г. автору этих строк казалось малореальным.

Это, в частности, проект по модернизации СУБД в Ингосстрахе, информация о котором опубликована в настоящем номере. Там удалось добиться весьма неплохого повышения производительности — до 30% — за счет обновления СУБД Oracle. Такое ускорение было обусловлено тем, что обновленная версия СУБД лучше использует новые возможности оборудования, которое перед этим было модернизировано. В частности, процессоры IBM POWER 5+ были заменены на POWER 6. Также это обновление позволило устранить целый ряд проблем и сложностей, которые имели место раньше. Затраты же времени на основную фазу данного этапа проекта и вовсе заняли лишь несколько часов, причем в нерабочее время, что не сказалось на работе продуктивных бизнес‑систем компании. Достижение подобного эффекта путем замены оборудования потребовало бы затратить существенно больше материальных и временных ресурсов.

Другим примером стал проект в научно-производственном центре «Мэп Мейкер», владельце популярного онлайнового сервиса прогнозов погоды GISMETEO. RU. Эта компания для расчета прогнозов погоды использует кластер, который работал целиком под управлением Microsoft Windows Server. Эта ОС использовалась и как хост‑система, и в качестве гостевой на виртуальных машинах. Суть же проекта состояла в замене хостовой системы на SUSE Linux Enterprise Server 11, а гипервизора виртуальных машин — на Xen. Переход позволил поднять как производительность, так и надежность функционирования всей системы. Причем оптимальный вариант был выбран по итогам нагрузочного тестирования в условиях, максимально приближенных к реальным. Впрочем, данный случай не вполне типичен, и добиться схожего эффекта вряд ли удастся на типовых бизнес-приложениях. А вот быстродействие сугубо расчетных задач может сильно меняться в зависимости от того, какое решение применяется.

Сюда же можно отнести использование более «легких» КИС в качестве резервных. Например, так сделали в компании Danone, где в качестве резервной использовалась система на основе «1С: Предприятие». Пусть только на время модернизации основной корпоративной системы на базе SAP R/3, которое заняло меньше двух месяцев. Но, вполне возможно, такой подход кто‑то может попытаться применить и как полноценное резервное решение. Тем более что уже появился практический опыт перехода от одной платформы к другой, причем в короткие сроки.

Резервирование — гарант надежности

Леонид Гуштуров,
генеральный директор «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»)

На наш взгляд, резервирование — одна из ключевых функций ЦОД, позволяющая выполнить его главную задачу — обеспечить сохранность данных. Мы, как провайдеры услуг ЦОД, видим, что растет заинтересованность заказчиков именно в надежных, отказоустойчивых ЦОД. Поэтому при создании своего нового центра данных мы изначально ориентировались на уровень стандарта выше Tier III. При этом грамотное резервирование инфраструктуры (систем энергоснабжения, холодоснабжения, каналов связи и т.д.) — основной гарант надежности.

Необходимо отметить, что стоимость перерывов в предоставлении услуг для крупного коммерческого ЦОД может превышать стоимость резервирования систем. Немаловажны и репутационные потери оператора при невозможности осуществить декларируемую надежность.

Экономить на резервировании систем ЦОД необходимо не за счет приобретения дешевого оборудования или отказа от резервирования вообще, а за счет использования ресурсосберегающих решений, что дает возможность снизить общие затраты на эксплуатацию ЦОД. Выбор таких решений должен быть осуществлен еще на стадии проектирования ЦОД.