Качество клиентских устройств в последние несколько лет неуклонно снижается. Это вынуждает руководство бизнеса и ИТ искать возможную альтернативу традиционным ПК и ноутбукам. К наиболее привлекательным как раз и относятся решения на базе тонких клиентов.

Концепция тонкого клиента далеко не нова. Она сложилась на самой ранней стадии развития информационных технологий. Появление массовых и дешевых персональных систем в 80‑е гг. прошлого века серьезно поколебало позиции терминальных технологий. Но уже в следующем десятилетии пошел обратный процесс: тонкие клиенты начали отвоевывать утраченные позиции.

На что можно рассчитывать

Основное преимущество решений на базе тонких клиентов — малые затраты на администрирование и поддержку рабочих мест, практическое отсутствие затрат на модернизацию и ремонт оконечного оборудования, радикальное снижение затрат на лицензирование ПО (по крайней мере, при достижении некоей критической массы), малое энергопотребление, а также закрытие целого ряда брешей в системе безопасности. Важно отметить, что эти достоинства в равной мере касаются и терминальных технологий, и решений на базе виртуальных машин. Попробуем перевести эти выгоды в денежную форму. Проще всего рассчитать экономию на персонале, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт, а также снижение энергозатрат.

Обычно один администратор в состоянии обслуживать не более 50 ПК. Средневзвешенный размер заработной платы такого сотрудника, по нашей оценке, составляет 16 тыс. руб. В коммерческом секторе эта величина будет существенно выше, поскольку сильно влияние низких зарплат в сфере образования и многих госструктурах. Если речь идет о создании 500 рабочих мест на базе ПК, то придется набрать минимум 10 сотрудников. При использовании рабочих мест на базе тонких клиентов это, скорее всего, не потребуется. Даже если свободные серверные мощности отсутствуют, понадобится не более пяти стоечных серверов или одной блейд-платформы. С администрированием такого количества систем справится один администратор, пусть и более квалифицированный, с зарплатой вдвое больше, чем обозначено выше. Но прямая экономия составит почти 130 тыс. руб. ежемесячно.

Тонкие клиенты практически не ломаются. Случаи их выхода из строя будут единичными. А надежность ПК в последнее время оставляет желать лучшего. По нашей оценке, четверть из них будет подвержена поломкам и сбоям, причем около 40% из этого числа потребует замены. Если же речь идет о бюджетных ПК локальных сборщиков, то эти цифры можно смело увеличивать еще раза в полтора. В итоге, как показывают наши расчеты, затраты на устранение такого рода проблем если и ниже стоимости партии ПК, то совсем ненамного. При этом стоят тонкие клиенты приблизительно столько же, сколько и недорогие ПК. И срок службы тонкого клиента составляет не меньше 10 лет, в то время как ПК вряд ли проработает более пяти лет, и то в лучшем случае.

Современный ПК (без монитора) потребляет 350 Вт электроэнергии. Тонкий клиент — не больше 15 Вт. Таким образом, при типичном режиме использования офисного ПК за год один обычный офисный компьютер потребляет 440 кВт электроэнергии, в то время как тонкий клиент — всего 18 кВт. Сберегается 422 кВт/ч в год в расчете на одно рабочее место. Казалось бы, прямая экономия в денежной форме не слишком большая. Вместе с тем не стоит забывать о том, что проблема отсутствия свободных мощностей стоит весьма остро. На их выделение могут уйти многие месяцы, а часто эту проблему не удается решить ни за какие деньги. И переход на тонкие клиенты оказывался одним из способов обойти ограничения, связанные с выделением мощностей.

Что касается безопасности, то решения на базе тонких клиентов выигрывают за счет того, что информация не хранится на локальной системе. Следовательно, ее потеря в результате поломки жесткого диска исключена в принципе. При использовании ПК крайне сложно выдрессировать пользователей так, чтобы информация хранилась на сетевых ресурсах. Кроме того, у тонких клиентов отсутствуют устройства со сменными носителями, так что средства их контроля просто не нужны. В целом ряде систем протоколируются все действия пользователей, что требуется для сертификации по ряду стандартов в области безопасности. Если используются другие решения, внедрение такого рода систем также потребует значительных затрат и усилий.

Использование виртуальных машин сводит к минимуму и время, необходимое на восстановление работоспособности систем. Речь идет о замене одного файла. Кроме того, есть возможность сброса любых изменений в виртуальной машине к исходным при каждом ее выключении. Впрочем, этой возможностью следует пользоваться весьма осторожно, особенно если дисциплина пользователей оставляет желать лучшего.

Затраты

Главной статьей расходов при организации рабочих мест на базе тонких клиентов оказывается внедрение серверного комплекса. Причем не абы какого, а обеспечивающего гарантированный уровень отказоустойчивости. Ведь любой его внеплановый простой будет автоматически означать невозможность полноценного выполнения своих обязанностей для всех сотрудников, у которых компьютер — основной инструмент. Так что необходимо обеспечить полный набор средств инженерной инфраструктуры.

Практически обязательно надо будет приобрести систему хранения данных. Ведь локальное хранилище данных попросту отсутствует, но ведь пользовательскую информацию надо все равно где‑то хранить. Использование собственных дисков на серверах — также не выход, поскольку их объем ограничен, да и надежность в таком случае будет под большим вопросом. Тем более что многие современные серверы, особенно высокой плотности, просто не имеют собственных дисков.

Если речь идет об использовании технологий на базе виртуальных машин, то может потребоваться модернизация сети. Нагрузка на сеть при внедрении таких решений существенно возрастает, и она часто становится «узким местом».

Также потребуются дополнительные затраты на ПО. В случае внедрения терминальных технологий они будут несколько меньше, решения на базе виртуализации стоят дороже, но в любом случае они обойдутся заметно дороже, чем традиционные серверные системы. Впрочем, все равно в сравнении с затратами на приобретение набора ПО при традиционной схеме эти расходы будут ниже, причем чем больше рабочих мест нужно организовать, тем больше эта экономия. К тому же есть определенные шаги для маневра, например, использование бесплатных продуктов там, где это возможно. Монтаж, запуск и настройка всего этого оборудования и ПО — тоже дело не слишком простое. С вероятностью, близкой к 100%, потребуется обращение к услугам интегратора. Автору этих строк пока не встречались проекты, целиком реализованные своими силами.

Некоторых затрат потребует и обучение персонала. В противном случае увеличивается вероятность ошибок с тяжелыми последствиями.

Узкие места, ограничения, неудобства

Помимо явных статей затрат, которые легко рассчитать, существуют еще, скажем так, особенности технологий доставки приложений, которые могут оказаться весьма неприятным сюрпризом для тех, кто пытается их внедрять. Так, терминальные технологии хороши, если пользователям необходимо работать если не с одним приложением, то с очень небольшим их количеством. При задача обеспечения обмена данными между приложениями сложна. К тому же имеются такие приложения, в том числе и широко востребованные, которые или вообще не могут работать в терминальной сессии, или требуют слишком высоких прав на доступ к серверу.

Технологии на основе виртуальных машин также имеют ограничения. Так, например, пока оставляет желать лучшего реализация ускорения трехмерной графики. Да и чем больше требования к системным ресурсам, тем меньше шансов на то, что производительность будет приемлемой для продуктивной работы. Эти сложности решаемы, но при существенном удорожании решения.

Очень часто возникают проблемы с поддержкой периферийного оборудования. Особенно часто они появляются при использовании терминальных технологий, но и решения на базе виртуальных машин имеют массу ограничений. При этом потенциально проблемными часто оказываются сканеры, принтеры, МФУ от весьма солидных компаний с безупречной репутацией. Если решения такого вендора являются корпоративным стандартом, то данное обстоятельство вполне может стать препятствием при внедрении технологий тонких клиентов, не исключено, что непреодолимым. И там, где имеет место «зоопарк», сложности практически гарантированы. Так что одним из первых шагов при внедрении таких решений должна быть стандартизация периферийного оборудования.

И, что более серьезно, потребуется переход к централизованной модели управления ИТ. В противном случае на успех рассчитывать будет сложно. По крайней мере, известные автору этих строк успешные внедрения как терминальных сервисов, так и решений на базе виртуальных машин проводились там, где произошла централизация ИТ. Единичным исключением был проект в компании, которая полностью перешла на использование Linux. Там терминальные технологии использовались для запуска Windows-приложений, но это, выражаясь языком математиков, вырожденный случай.

Очень серьезное и зачастую непреодолимое препятствие — отсутствие каналов связи необходимой пропускной способности. Особенно это касается технологий на основе виртуальных машин, где объемы данных, передаваемых по сети, довольно велики. У терминальных серверов требования к пропускной способности существенно скромнее, но это утверждение справедливо далеко не для всех приложений.