Не нуждающаяся в длительном представлении компания IDC 13 сентября текущего года обнародовала отчет Russia Cloud Services Market 2011–2015 Forecast and 2010 Competitive Analysis. В отличие от аналогичного прошлогоднего исследования, где рассматривались только публичные сервисы, данное включает также и анализ рынка частных облаков.

Пока объем российского рынка облачных услуг оценивается весьма скромно. В 2010 году он ненамного превышал 35 млн. долл. Но при этом годовые темпы роста, по мнению IDC, будут превышать 100%, в итоге к 2015 году объем этого сегмента рынка должен будет составить 1,2 млрд. долл. Столько в настоящее время составляет весь объем рынка инфраструктурного ПО, куда, по методологии IDC, относятся системное ПО, ПО для обеспечения безопасности, а также ПО для поддержки хранения данных.

При этом услуги публичных сервисов оценивались в 13 млн. долл., частных – 22 млн. долл. По мнению ведущего аналитика программы исследований Корпоративные системы IDC Виктора Цыганкова, высказанному им на конференции «Управление ИТ-инфраструктурой», прошедшей 28 сентября, это связано с соображениями безопасности, полноты контроля инфраструктуры и управления рисками. При этом выбираются типизированные, практически коробочные решения, что обусловлено желанием снизить стоимость и сократить сроки внедрения.

Также, по мнению Виктора Цыганкова, и частные, и публичные облака мигрируют с модели IaaS (инфраструктура как сервис) в сторону PaaS (платформа как сервис). Также, по его мнению, активизировалось использование виртуализации рабочих мест, которую многие также относят к облачным сервисам по модели DaaS (рабочий стол как сервис). При этом использование мобильных устройств в качестве клиента имеет отчетливую тенденцию к снижению. Это связано со сложностями адаптации рабочей среды под небольшой экран низкого разрешения и большое количество разнородных программных платформ, отсутствие беспроводной связи с сочетанием приемлемой стоимости и пропускной способности, а также появление нативных бизнес-приложений, включая клиентские модули, синхронизируемые с корпоративными ERP, CRM, ECM системами, а также электронной почтой с использованием имеющихся каналов связи. Наиболее перспективным классом клиентских устройств видятся тонкие клиенты. Их использование решает целый ряд проблем, которые порождает использование традиционной ИТ-инфраструктуры на базе ПК, прежде всего, связанных с поддержанием ее работоспособности. Тем более, что эти расходы постоянно увеличиваются, что к тому же происходит более быстрыми темпами, чем ценовая эрозия на сами ПК. Тому способствует необходимость иметь большое количество персонала, только оплата труда которого, несмотря на очень низкий ее уровень, выливается в заметные суммы. В итоге, как подчеркнул Михаил Воробьев, генеральный директор компании OSSystems, переход к использованию тонких клиентов на среднем предприятии (350 рабочих мест) позволяет сэкономить 8% ИТ-бюджета, которые можно перераспределить на другие статьи. Для крупной территориально распределенной компании выигрыш будет существенно больше, так как существенно ускоряется открытие новых филиалов и предоставление новых сервисов.