Во всем мире все большую и большую популярность набирают авиаперевозчики-дискаунтеры. Они дешевы. Порой просто издевательски дешевы. Ну и подумаешь, что обедом не кормят и прилетают на аэродром попроще. Но они продают билеты по смешным ценам! Какое отношение имеют авиаперевозчики к ИТ? Немного терпения.

Небольшую сеть можно обслуживать, не особенно задумываясь над множеством вещей. Пока количество инцидентов невелико и сеть относительно отлажена, можно посвятить часть своего времени развлечениям — купить себе новую супер-пупер видеокарту, этот прикольный жесткий SSD-диск… и я еще слышал про недавно вышедший «Core i14». Все это нужно обязательно попробовать! Так, шаг за шагом, растет сеть, представляя собой винегрет из разных ПК, принтеров, МФУ, серверов, ПО и прочих ИТ-шных штук.

Шаг за шагом. И в какой‑то момент оказывается, что все это как‑то сложно поддерживать. Уже одного сотрудника не хватает. У этих пользователей постоянно что‑то ломается, они ворчат, что им невозможно печатать. Как будто они не понимают, что для принтера в 15‑м кабинете нужен картридж A9999, который из провинции Гуаньчжоу едет минимум три недели с нашей растаможкой. А это МФУ только сканировать может. Ну вышел у него из строя вал подачи бумаги, ну сняли эти валы с производства, и тут еще директор не дает 200 тыс. руб. на другое МФУ. Ну вообще, как тут работать! И ни один из этих пользователей даже не пытается понять, каких героических усилий стоит поддерживать все это в рабочем состоянии. Как будто они не могут встать и пройти лишних 50 метров до соседнего принтера!

Очевидно, я могу довольно долго живописать, как тяжело живется такому админу. Давайте обсудим, что тут не так.

Для чистоты эксперимента объявим, что все проблемы моего админа из примера связаны только с тем, что у него разнородная техника в сети. Остальные причины признаем несущественными. Здесь необходимо отметить, что проблемы с разнородным ПО и железом начинают возникать, когда сеть достигает определенных размеров — то есть сил одного специалиста не хватает и расходы на запчасти вырастают до размеров, заметных даже генеральному.

Техника

Разнородная техника — первое, что бросается в глаза. Казалось бы, мы делаем для пользователей хорошее дело, приобретая каждый раз самую современную аппаратуру. Закавыка же в том, что дополнительные гигагерцы при работе в MS Word и MS Internet Explorer практически незаметны. Скорость жесткого диска не играет роли, когда пользователь открывает только 15 файлов за день.

А вот минусы самого свежего железа очевидны генеральному директору. Если в компании 300 ПК различной конфигурации и производителей, то замена каждой детали превращается в квест по поиску аналога или детали, на которую это можно заменить. Теряем время на поиски, на приобретение и замену детали. А пользователь в это время не может работать. Его производительность снижается, и как следствие — его лишают премии.

Самое простое решение — подобрать единую конфигурацию, которая удовлетворяет 90% потребностей ваших пользователей. Описать ее, обсчитать ее стоимость и покупать только такое оборудование, стойко игнорируя все новинки. Админу платят не за эксперименты на рабочем месте, а за то, чтобы у пользователя все работало.

В случае с единой конфигурацией достаточно купить дополнительного оборудования в количестве, примерно равном 5% от имеющегося в эксплуатации. Если у пользователя вышел из строя аппарат — просто берем со склада аналог, заменяем. Пользователь уже работает. А мы можем спокойно выяснить причину поломки, заменить вышедший из строя блок и поставить отремонтированный аппарат на склад. Номенклатура запчастей, которые выходят из строя, скоро сама собой определится, как и статистика по количеству. Дальше дело техники — нужно только вовремя покупать запчасти.

Я часто сталкиваюсь с резонным возражением, что одной конфигурации на все случаи жизни не подобрать. Это верно. В одной из компаний я разработал четыре стандартных конфигурации ПК. Правда, использовалось из них только три. На сегодня в администрации Иркутска используется два стандарта ПК — «офисный» и «графический». И этого достаточно для всех случаев жизни.

Но вернемся к авиаперевозчикам. Дискаунтеры могут конкурировать по цене еще и потому, что они используют все самолеты одного типа. Запчасти нужны одинаковые. Обслуживание требуется одинаковое. Расходные материалы — одинаковые. Даже листки с указанием аварийных выходов — тоже одинаковые. Все это позволяет резко сократить расходы, в том числе закупая необходимое большими партиями и получая скидки.

Программы

О железе поговорили. Что же с программами? Практика показывает, что здесь та же самая ис­тория.

Начнем с того, что купить одну программу на десять пользователей дешевле, чем пять программ, по две лицензии на каждую. Это кажется очевидным. Но часто в компаниях приобретается несколько программ одного и того же типа, просто потому, что коммерческий директор привык к «Консультант+», а главный бухгалтер не видит работы без «Гаранта». Привычка — вопрос важный, но деньги компании тратятся впустую. С другой стороны, если им хочется — да пусть используют разные программы, не мои же деньги! Но один раз в неделю из каждой компании приходит в гости консультант и тратит по два-три часа моего времени на обновление — ну ведь не оставлю же я его одного в серверной комнате!

С бесплатным ПО ситуация еще интереснее — я часто вижу в организациях, что каждый использует тот интернет-браузер, который хочет. Каждый устанавливает свой медиапроигрыватель. «Пусть делают что хотят»? Но весь этот зоопарк отнимает у нас много времени, если проигрыватель один файл воспроизводит, а другой файл — нет. И все это выливается в инциденты, когда нужно идти и устранять проблему.

Если же у нас будет все ПО стандартизировано, то все проблемы этого ПО довольно быстро обнаружатся. Один раз найдя решение, мы внедрим его, и проблема перестанет существовать.

В качестве морали

Это лишь небольшие иллюстрации, свидетельствующие о многообразии элементов ИТ-инфраструктуры и вариантов решения возникающих проблем. Дело в том, что стандарт — это некоторый набор элементов, решающий ту или иную проблему организации. Например, проблему приобретения ПК для нового сотрудника. Разработка стандарта требует времени, планирования и расчетов, но после того как решение будет апробировано и признано рабочим, вам больше не придется предпринимать лишние действия.

Наличие стандарта позволяет легко комплектовать склад запасными частями одного типа. А количество их довольно легко определяется на основании статистики поломок.

Одинаковое оборудование и программное обеспечение позволяют разработать инструкции по обслуживанию и научить пользователя следовать этим инструкциям. Об эффекте, который выразится в освобождении администратора для других, более интересных дел, вы можете догадаться сами. И, пожалуй, самым важным результатом стандартизации станет сокращение стоимости обслуживания вашей ИТ-инфраструктры. Цена закупки станет ниже за счет эффекта масштаба. Время простоев сократится, если оперативно заменять вышедшие из строя элементы на аналоги.