Из всех индустрий, к развитию которых наиболее применимы технологии интеллектуального управления, пожалуй, только транспорт является той отраслью, в которой сам процесс постепенной ее интеллектуализации, если таковая происходит, наиболее заметен. В той или иной форме все мы сталкиваемся с транспортными сервисами каждый день, чего, к счастью, в большинстве случаев удается избегать, имея дело, скажем, с услугами в сфере здравоохранения.

Функционирование транспорта как единой системы почти всегда полностью на виду. В данном случае мы не получаем связанные с работой транспорта сервисы по известному принципу «из розетки», а лично ежедневно наблюдаем количественные и качественные характеристики транспортных потоков. Это существенное обстоятельство накладывает отпечаток и на применение информационных систем в решении транспортных проблем.

Посвятив небольшую вводную статью транспорт­ной стратегии, принятой в России (c. 4), мы упомянули лишь содержательные тезисы, ничего не говоря о перспективах инфокоммуникаций. В то же время данная стратегия почти явно предполагает некоторую классификацию применения smart-технологий на транспорте. Иными словами, их можно разделить на две категории.

К первой, условно говоря, отнесём всевозможные способы наблюдения и контроля, которые скорее призваны тщательно мониторить состояние тех или иных объектов и, что, пожалуй, более важно, качество исполнения намеченных планов по их совершенствованию и устранению недостатков.

Своего рода классическим примером такого подхода является массовое применение Web-камер с возможностью выкладки полной информации в Интернет (что у нас в стране мы уже имели возможность наблюдать). Здесь мы определенно имеем дело с умными технологиями, хотя и решаем задачи контроля, борьбы со злоупотреблениями, с нарушениями регламентов и совершенно не касаемся проблем оптимизации.

Вторая же группа задач, более полно отражающая идеи развития умного транспорта, как раз связана с широким спектром оптимизационных решений.

Что касается информационных технологий, при решении задач первой категории их применение может быть и вполне эффективным, хотя технологически оно явно не слишком разнообразно. Пожалуй, одним из немногих направлений информатизации, развитие которого на стадии мониторинга и контроля впоследствии может пригодиться для решения задач оптимизации, является формирование процессов массовой обратной связи с населением по электронным каналам. Идея предоставить каждому жителю района возможность фотографировать ямы на дорогах и отправлять фотографии в муниципалитет придумана не в России (хотя для нас, наверное, актуальна как ни для кого другого), и технологическое насыщение процессов обратной связи постоянно и активно наращивается, стимулируя, в свою очередь, и развитие ИТ. А вместе с этим хорошо отлаженная обратная связь постепенно начинает работать на решение задач оптимизации.

Вместе с тем надо признать, что задачи контроля (по крайней мере в западной практике) далеко не все стремятся решить технологическими методами. Число водителей, уклоняющихся от отплаты проезда по платной автодороге, несмотря на весьма высокую насыщенность подобных участков всевозможными техническими и информационными системами, предпочитают снижать скорее мерами административными, нежели связанными с применением средств технического контроля. Да и в попытках ограничить количество личных автомобилей в крупных городах власти отнюдь не стесняются применять весомые финансовые рычаги.

Несколько по-иному выглядят перспективы применения ИТ при оптимизации транспортных потоков. В данном случае на передний план выходят многие аспекты использования информационных технологий, которые для мониторинга оказываются малозначимыми. Одна из таких задач — обеспечение межведомственного взаимодействия в самых разных формах. Так, в Сингапуре, известном периодически возникающими сильными тропическими ливнями, уже пытаются оптимизировать транспорт­ную ситуацию, ориентируясь на краткосрочный прогноз синоптиков; во многих городах управлять транспортными потоками пробуют с учетом всей совокупности массовых мероприятий (даже не очень крупных), которые в тот или иной период устраиваются в городе. Результаты внедрения умных технологий на транспорте все чаще анализируются совместно с департаментами, отвечающими, скажем, за экологическую ситуацию в городе или следящими за общественными настроениями. Планирование транспортных потоков внутри городов и между соседствующими населенными пунктами тесно увязывается c тем, насколько оптимально развивается их социальная инфраструктура и, как следствие, насколько часто жители удаляются от мест проживания. И все это далеко не в последнюю очередь вопросы межведомственного взаимодействия.

То же самое относится к развитию мультимодальных перевозок, по определению предусматривающих детальные нюансы стыковки различных видов общественного и личного транспорта, за эксплуатацию которых часто отвечают различные организации. Обо всем этом, опираясь на данные международного и российского опыта, рассказывается в материалах данного выпуска.

Вместе с тем необходимость глубокой интеграции с другими направлениями развития городского управления именно при решении задачи оптимизации транспортных потоков может порождать и некоторые дополнительные сложности, по-разному проявляющиеся в различных странах с разными традициями и разной законодательной средой. Так, попытки оптимизировать весьма динамичную транспортную среду современного города неминуемо приводят к необходимости применять концепцию управления в реальном времени, а это в свою очередь может обозначить существенные зазоры между технологическими и организационными механизмами управления, о которых раньше вообще никто особо и не задумывался. Нередко ситуация может, например, потребовать изменить конфигурацию установленных дорожных знаков и их параметры в зависимости от складывающейся обстановки. Другим схожим примером может служить необходимость гибкой трансформации тарифов на общественный транспорт в пределах очень коротких временных периодов (вплоть до нескольких часов). Но далеко не каждое законодательство позволит подстраиваться под такие динамичные требования, если даже их обоснованность будет вполне доказанной. Да и бюрократическая машина управления крупными городами на сегодня тоже далеко не везде успеет на эти требования среагировать.

И, наконец, наиболее технически совершенные и перспективные решения в области оптимизации транспортных потоков требуют модернизации самих транспортных средств — от оснащения дополнительными устройствами до существенного изменения традиционных подходов к эксплуатации. Этот аспект мы тоже старались не упускать из нашего внимания при подготовке данного номера.