Рассуждая о том, каким должен быть транспорт в «умном городе», мы нередко забываем о таком параметре, как экологичность. Кажется, что «умный транспорт» должен быть удобным для граждан и эффективным с финансовой точки зрения. Однако за рубежом тема экологической безопасности более чем актуальна и многие исследователи-урбанисты разрабатывают свои концепты «умного города» с учетом воздействия тех или иных транспортных средств на окружающую среду. Такие исследования среди прочего ведутся и в знаменитом Массачусетском технологическом институте (MIT), где функционирует лаборатория «Senseable City».

Экологические советы

Общественный транспорт в городах Европы получает все большее признание и распространение. Быстрые и комфортные поезда и автобусы зачастую оказываются удобнее, чем личный автомобиль. Однако при пользовании общественным транспортом люди редко задумываются о его экологичности: кажется, что отказавшись от персонального авто, мы уже делаем всё от нас зависящее для сохранения природы. Все же это не совсем так, и исследователи из лаборатории MIT Senseable City создали для Парижа специальные устройства продажи билетов eConcierge, рассчитывающие, сколько углекислого газа будет выделено при проезде одного человека из пункта А в пункт В именно таким путем. Если до пункта назначения можно добраться разными способами, программа ранжирует их в соответствии с уровнем вреда для окружающей среды и подчеркивает, что в случае выбора наиболее экологичного пути в атмосферу не будет выброшено определенное количество двуокиси углерода. По мнению ученых подобная инициатива, позволяющая оценивать «индивидуальный» вклад в состояние окружающей среды, должна стимулировать людей к использованию наиболее экологичных вариантов. Впрочем, на аппарате можно задать и другие параметры градации и выбрать наиболее «дешевый» или «быстрый» маршрут, ведь когда опаздываешь на деловую встречу, экология волей-неволей отходит на второй план.

Подобная программа в несколько трансформированном виде доступна и в качестве приложения Kayak на смартфоне. Как и большинство других приложений, Kayak интегрировано с социальными сетями, и пользователи могут делиться друг с другом информацией о том, сколько углекислого газа не попало в атмосферу благодаря их корректному выбору маршрута. Надо сказать, что подобная модель действительно имеет успех. Дело в том, что желание выглядеть проводником прогрессивных идей в глазах окружающих оказывается очень сильным элементом мотивации. Так что перспективы подобного приложения весьма велики.

Кроме того, сообщества сторонников «экологичного передвижения» активно анализируются исследователями, которые на основе изучения ин­дивидуального и коллективного поведения участ­ников групп предлагают дополнительные методики, направленные на сокращение транспортных выбросов.

Город велосипедистов

Исследовав экологическую обстановку в тридцати европейских столицах, ученые из компании Siemens и исследователи The Economist Intelligence Unit пришли к выводу, что именно Копенгаген готов носить гордое звание самого «зеленого» города Европы. Такие результаты не могут показаться удивительными: в столице Дании много лет предпринимаются усилия по защите окружающей среды, а частности еще в 1990-х годах страна отказалась от атомной энергии, зато активно развивает ветроэнергетику.

Копенгаген строит весьма амбициозные планы в области экологической безопасности и планирует стать «углекисло-нейтральным» городом уже к 2025 году. К настоящему моменту датчанам удалось сократить объем вредных выбросов в атмосферу по сравнению с 1990-м на 20%.

На этом фоне вовсе не удивительно, что самым популярным средством передвижения в Копенгагене является абсолютно безупречный с точки зрения экологии велосипед. По разным оценкам, этим средством ежедневно пользуется от 30 до 37% жителей столицы, и предпринимаются инициативы для увеличения данного показателя до 50%. Вместе с тем велосипедисты все больше нуждаются в актуальной информации относительно загруженности дорог и метео­рологических условий. Ведь бывают ситуации, когда одним лишь двухколесным транспортом не обойтись — во время дождя и снега использование велосипеда весьма проблематично. В итоге оптимальным вариантом становится комбинация нескольких различных транспортных стратегий: допустим, из пункта А в пункт В человек доезжает на велосипеде, после чего садится на средство общественного транспорта и попадает в конечный пункт С. В таком случае велосипедист в любой момент времени должен иметь возможность получить информацию о расписании нужных ему марш­рутов и их загруженности.

Здесь возникает вопрос: каким образом было бы оптимально донести эту информацию до человека, управляющего велосипедом? Очевидно, что через мобильный телефон. Однако одной рукой рулить, а второй управлять гаджетом — тоже удовольствие не из приятных: так можно и с велосипеда свалиться, и смартфон разбить. Для этих целей специалисты из MIT разработали специальное приложение, сообщающее информацию в виде вибрации. То есть велосипедист задает определенные сигналы — например, длительную вибрацию, — которые должны начинаться, если, к примеру, он использует неоптимальный маршрут. По задумке исследователей в таком случае пользователь приостанавливается и смотрит на своем коммуникаторе оптимальную траекторию движения.

Надо сказать, что из большого количества инициатив, направленных на оптимизацию движения, эта пока кажется очень уж фантастичной и не до конца продуманной. Например, что мешает создать для велосипедистов специальную радиоволну, по которой постоянно будет передаваться актуальная информация относительно состояния дорог и метеоусловий? Тем не менее у каждой инновации есть право на существование, и, быть может, вскоре вибросигналы для велосипедистов станут столь же привычными, как и SMS.

Что же касается личного автотранспорта, то к нему в Копенгагене относятся, мягко говоря, с неодобрением. Налоги на автомобили очень высокие, а специализированных мест для парковок порой просто нет. В итоге обладателям автомобилей приходится по 15—20 минут наматывать круги в близлежащих районах в поисках свободной стоянки. Исследователи из MIT обратили внимание на то, что подобная ситуация не только приносит неудобства жителям, но и негативно отражается на состоянии окружающей среды — ведь все эти 15 — 20 минут автомобиль выделяет в атмосферу вредные выхлопы. Ученые предложили ввести специальные навигаторы Carma, помогающие отыскать место для парковки. Отличительной особенностью Carma является возможность отметить, на какой период владелец авто припарковал свое транспорт­ное средство; кроме того, навигатор позволяет указать данные о водителе. Так что если, скажем, за рулем находится беременная женщина или инвалид, система будет транслировать эту информацию другим претендентам на вакантное парковочное место, которые по идее должны его уступить.

Сегодня «зеленые» инициативы находят все больший отклик у европейцев, и многие из них задумываются о том, каким образом сделать свои передвижения по городу более экологичными и вместе с тем удобными. Датчане активно пересаживаются на велосипеды, французы все чаще пользуются общественным транспортом и выбирают наиболее экологичные маршруты. Будем надеяться, что в скором времени подобные проекты будут реализовываться и в России.