Обзоры рынка труда в сфере ИТ, которые приходится читать в последнее время, парадоксальным образом отмечают одновременно и сокращение числа рабочих мест, и дефицит специалистов. То и другое — следствие недавнего технологического прорыва.

Начнем с сокращений. Как заметил главный редактор веб-ресурса SearchCio Скот Петерсен в своей статье «Рабочие места в ИТ, захваченные в середине трансформации» (IT jobs caught in the middle of IT transformation), цель развития ИТ (и — более широко — любой технологии) состоит в повышении эффективности. В данном случае отрасль повысила собственную эффективность, то есть теперь в ней можно выполнить имеющийся объем работы силами меньшего количества работников (или больший объем теми же силами, но это уже из области расширения бизнеса, а не повышения эффективности). И поскольку такая возможность появилась, она используется.

В своей статье Петерсен приводит данные о наиболее масштабных сокращениях: Cisco ликвидировала 1300 рабочих мест, и программа сокращения штатов будет продолжаться; в планах Hewlett-Packard — уничтожение 27 000 мест. Компании Sony, Nokia и RIM также планируют избавиться от тысяч сотрудников, а в общей сложности количество рабочих мест в технической индустрии за первую половину 2012 года уменьшилось более чем на 50 000. Процесс затронул и предприятия других отраслей. Так, финансовая корпорация State Street в 2011-м объявила, что в рамках большого проекта по созданию частного облака 320 сотрудников ее ИТ-подразделения будут переведены в компании IBM и Wipro Technologies (это один из ведущих мировых ИТ-аутсорсеров). Еще 530 человек компания решила уволить — с переходом на облачные технологии и профессиональные сервисы они стали не нужны.

Перейдем теперь к кадровому дефициту. Пока одни предприятия сокращают вакансии и даже увольняют живых людей, другие расширяют штат. По оценке Хэзер Перлберг, корреспондента агентства Bloomberg, в технологической сфере сейчас происходит настоящий бум, количество рабочих мест здесь растет быстрее, чем в любой другой отрасли. Новых сотрудников активно набирают Apple, Google, Amazon.com и множество компаний меньшего размера — разработчики программ, производители компьютерной и коммуникационной аппаратуры, поставщики ИТ-сервисов.

Возможен ли одновременный дефицит рабочих мест и кадров? Да, безусловно, если навыки претендентов не отвечают запросам работодателей. В такой динамичной области, как ИТ, требования, очевидно, должны непрерывно меняться. На данный момент, как сообщает крупное американское агентство по трудоустройству Wanted Analytics, работодатели особенно заинтересованы в Web-разработчиках. В другой статье, опубликованной на сайте агентства, говорится о большом количестве заявок на специалистов с опытом управления проектами. Чаще всего работодатели предъявляют такое требование к кандидатам на должность системного аналитика, инженера по организации производства, инженера по разработке ПО, менеджера по маркетингу и, естественно, менеджера ИТ-проектов.

Находить людей с необходимыми качествами удается с трудом. Линда Туччи, новостной директор ресурса Searchcio.com, проинтервьюировала ряд экспертов в области трудоустройства ИТ-специалистов, и все они говорили о сложностях. Один из собеседников Туччи, глава ассоциации CompTIA (Computing Technology Industry Association) Тодд Тибодо, полагает, что работники HR-служб делают систематическую ошибку: «Они ищут людей, имеющих нужную им квалификацию, “из коробки”».

Одна и та же роль может требовать разных навыков в зависимости от ИТ-стратегии, которую избрала компания. Вдобавок владения в точности нужными техническими навыками на самом деле недостаточно — их применение в конкретных бизнес-процессах различается. Чтобы получить ИТ-профессионалов, способных эффективно взаимодействовать с бизнесом, предприятия нередко вводят в процесс интервьюирования специальные тесты, но полезность этой меры не очевидна. Шалини Дас, директор по исследованиям вашингтонской аналитической компании Corporate Executive Board, задачу найма технических специалистов сравнила со стрельбой по движущейся мишени — ведь сами по себе функции ИТ сейчас подвергаются масштабной трансформации.

Может быть, CIO должны взять процесс найма в свои руки или, по крайней мере, под свой контроль? Джуди Хоумер, президент нью-йоркской фирмы по поиску специалистов JB Homer Associates, считает, что у CIO нет времени «просвещать HR», поэтому лучше в ИТ-команде найти человека, которому нравится привлекать талантливых работников, и поручить ему поддерживать взаимоотношения между ИТ- и HR-службами. Это могут быть и несколько человек, которые будут меняться в зависимости от того, какую вакансию нужно заполнить. По мнению Дэвида Фута, главы исследовательской и консалтинговой фирмы Foote Partners, ИТ-подразделениям в определенных случаях стоит ввести в службу HR своих специалистов на регулярной основе.

Шалини Дас считает, что CIO должны думать не только о текущих нуждах ИТ-отдела, но и о том, что понадобится в будущем: прогнозировать свои потребности и заранее сообщать HR об их изменении. По мнению аналитика из Forrester Research Марка Сисере, более удачным вариантом будет выделение в HR-службе группы, специализирующейся на найме ИТ-специалистов и действующей независимо от ИТ-департамента.