В нашем журнале регулярно обсуждается вопрос, какими компетенциями нужно обладать ИТ-директору, должен ли это быть скорее бизнесмен, менеджер или технический специалист. На данную тему мы беседовали с HR-директорами, рекрутерами, владельцами бизнеса и, разумеется, с самими руководителями ИТ-служб. Однако из поля нашего зрения как-то выпал персонал ИТ-отдела — те, кем как раз и управляет директор по ИТ. И в этот раз мы решили исправить сложившийся дисбаланс и спросить непосредственно у сотрудников ИТ-департаментов, каким, по их мнению, должен быть ИТ-директор.

По просьбе журнала Intelligent Enterprise рекрутинговый портал Superjob.ru опросил 300 сотрудников ИТ-подразделений, задав им вопрос: «Какими качествами должен обладать ИТ-директор?». При этом респонденты могли выбирать до трех вариантов ответа. Сразу оговоримся, что какого-то «лидирующего» качества, без которого, по мнению сотрудников, не обойтись начальникам департаментов информационных технологий, нам выделить не удалось. Скорее сформировалось несколько различных кластеров ответов, на основе которых все же можно сделать выводы относительно наиболее значимых с точки зрения персонала характеристик ИТ-директора.

На первом месте нашего списка разместилась в общем-то предсказуемая компетенция — умение руководить и обладание организаторскими навыками. Пятая часть респондентов (20%) уверены в том, что именно менеджерские способности оказываются определяющими в успешности их руководителя. Это закономерный результат, так как наши эксперты самого разного профиля уже не раз отмечали важность умения управлять сотрудниками. Немного удивляет только, что всего 20% опрошенных указали на это качество.

Затем идет целый кластер умений и навыков, который кратко можно определить как «интеллект и знания». Так, 19% респондентов отметили, что ИТ-руководитель должен обладать аналитическими способностями, 18% подчеркнули, что на­чальник информационной службы должен хорошо ориентироваться в своей области или, иными словами, обладать широким профессиональным кругозором и иметь, по замечанию одного из участников опроса, «ИТ-эрудицию», то есть хорошо разбираться в тенденциях развития ИТ в целом и в прикладных решениях в частности. Примерно такого же мнения придерживаются и те респонденты, которые среди ключевых качеств отметили профессионализм и компетент­ность (по 14%). Показательно, что опыт работы важен всего для 3% опрошенных; это может свидетельствовать о том, что сотрудники ИТ-подразделений хотели бы в качестве своего руководителя видеть члена своего же коллектива, работавшего с ними ранее плечом к плечу. Возможно, они недооценивают и само слово «опыт», которое в сфере управления бизнесом, как известно, значит куда больше, чем постепенное оттаивание различных компетенций и их интеграция; между тем в технической сфере именно интеграция как раз и ассоциируется с этим опытом.

Чтобы руководить людьми, надо прежде всего уметь общаться с ними, и 15% респондентов среди ключевых навыков указали «коммуникабельность», то есть способность взаимодействовать с коллегами. Показательно, что эксперты, с которыми мы неоднократно поднимали этот вопрос, отмечали важность умения ИТ-директора находить общий язык с представителями бизнеса, эту точку зрения разделяют 5% опрошенных («бизнес­ориентированность»). Таким образом, мы видим два тренда, подтверждающих в общем-то вполне ожидаемый факт, который тем не менее стоит подчеркнуть: руководителю ИТ-под­разделения полезно находить общий язык не только с высшим руководством. При этом любопытно, что лишь 2% респондентов отметили такие качества, как харизматичность и чувство юмора. Хотя по данным другого исследования Superjob, 72% сотрудников не против розыгрышей и шуток на рабочем месте. Возможно, определенные ограничения накладывает специализация — ведь гораздо проще представить себе, как шутят экстравертные маркетологи и рекламщики, нежели интравертные программисты и сисадмины.

Информационные технологии многими людьми (зачастую не являющимися большими знатоками ИТ) воспринимаются как некое поле для инноваций и креатива. Однако важность «креативности» у руководителя ИТ-подразделения отметили 8% респондентов, что в общем-то не так уж и много. Вероятно, умение мыслить в иных категориях должно быть присуще скорее специально заточенным под это «креативным сотрудникам», а ИТ-директору в большей степени следует ориентироваться на создание рабочей атмосферы (о чем опять же свидетельствует низкое значение чувства юмора). Хотя, разумеется, огромную роль здесь играет и специализация компании.

Важными для многих респондентов оказались такие «человеческие» качества, как умение брать на себя и нести ответственность (8%), спокойствие и терпеливость (7%), честность и порядочность (6%). Это свидетельствует о том, что каким бы грамотным и профессиональным ни был ИТ-директор, нельзя при этом забывать и общечеловеческие ценности. Специалисты в области мотивации персонала уже неоднократно говорили о том, что руководитель должен завоевывать авторитет личными качествами в том числе. Многие бизнесмены уверены, что одним из ключевых качеств успешного человека является экономность. Джон Рокфеллер, конечно, накопил миллионы долларов не благодаря экономии на еде и одежде и вообще аскетичному образу жизни, однако именно эти качества помогли ему достичь успеха. Хотя случилось это далеко не вчера, и это довольно существенно. Сегодня сотрудники не понимают да и не поймут бизнесменов, которые экономят на рабочей силе и на прочих ресурсах. Это подчеркнули результаты исследования: лишь 2% считают умение экономить ключевым навыком.

В целом опрос ИТ-специалистов лишний раз продемонстрировал различие в мышлении между ИТ-службой и бизнесом и, таким образом, под­черкнул необходимость для ИТ-директоров не только хорошо разбираться в ИТ и в людях, которыми он руководит, но и видеть основные бизнес-задачи.