При описании сферы аналитических вычислений в бизнесе давно уже стал привычным определенный набор мало меняющихся терминов, которые во многом определяют глобальное развитие индустрии корпоративных информационных технологий. На протяжении нескольких последних лет специалисты всё чаще прибегают к таким понятиям, как мобильная, текстовая аналитика или аналитика больших данных. И то, насколько интенсивно они используют эти термины, фактически определяется популярностью глобальных концепций развития ИТ в бизнесе — феноменом «больших данных», корпоративной мобильностью или обработкой неструктурированной информации. Собственно об этом мы писали, подводя итоги 2011 года, и об этом же вполне можно говорить сейчас. Еще одной глобальной темой, интегрирующей развитие многих ИТ-направлений, которая именно в истекшем году звучала, пожалуй, заметно сильней, чем в 2011-м, была косьюмеризация ИТ. В пространстве бизнес-аналитики тенденция консьюмеризации тоже имеет свое отражение. Речь в данном случае идет о том, чтобы использование соответствующих инструментов даже в наиболее совершенном и сложном варианте прогнозной аналитики стало возможным для самых разных категорий сотрудников при минимальном содействии ИТ-специалистов.

Отсюда более пристальное внимание начинают уделять так называемой бизнес-аналитике самообслуживания (Self Service — BI), движение к которой проходит разными путями. И одним из таких путей, приносящих производителям наибольшие диведенды, пока считается совершенствование инструментов визуализации информации.

Характерно, что речь идет не только о новых функциях самих систем. Помимо этого мы наблюдаем заметное перемещение развития данного направления в плоскость методической работы. Другими словами, насыщение рынка программными инструментами все в большей степени сопровождается систематической работой в области выявления оптимальных способов представления информации для различных категорий пользователей. Так, например, в качестве самостоятельных направлений постепенно выделяются такие, как создание мобильных дашбордов, средства визуализации оперативной или прогнозной аналитики. С точки зрения визуализации информации идут поиски, скажем, оптимальных подходов в области продуктовой, клиентской аналитики или, например, в деятельности, связанной с анализом использования кадровых ресурсов.

Стоит также отметить, что более широкое использование принципов самообслуживания пользователей в работе с информационными системами очень тесно связано с принятием облачной модели вычислений. Последняя требует очень существенного масштабирования при анализе больших данных, а если мы говорим о больших данных, то уже невозможно обойтись без анализа неструктурированного, медиа- и социального контента — еще одного направления BI, потенциал которого в практике корпоративной автоматизации пока еще задействован очень слабо. Таким образом получается, что облачная модель сегодня является по сути ключевым стимулом для развития если не всех, то большинства интересных для бизнеса направлений аналитических вычислений. Кратко перечислим некоторые знаковые события 2012 года, касающиеся выпуска новых технологий и продуктов для аналитических вычислений в контексте облачных технологий.

1. Появление в составе ведущих поставщиков корпоративного ПО облачно-ориентированных узкофункциональных бизнес-решений, их интеграция с собственными системами BI и формирование таким образом функционально-ориентированных инструментов BI, также ориентированных на облачные технологии. По свидетельству аналитиков, по такому пути идут Microsoft c решением Dynamic CRM Online, Oracle с совсем надавно приобретенными решениями Taleo и RightNow, а также SAP с появившимся в прошлом году в линейке компании решением SuccessFactors.

2. Модели баз данных, используемых для аналитических вычислений, становятся все более разнообразными; все менее очевидно доминирование реляционной модели. Помимо заметного продвижения на рынке целой гаммы продуктов из мира No-SQL (таких, как MongoDB, CouchBase, DynamoDB и некоторые другие) речь идет и о новых поставщиках баз данных нереляционной архитектуры для функционально ориентированных аналитических приложений. В частности, о базе данных Neo4j компании Neo Technologies, сильной стороной которой является эффективная работа с большими структурами, насыщенными огромным количеством сложных связей (в большинстве случаев — социальных сетей).

Обе тенденции по сути свидетельствуют о существовании еще одного направления, о котором в рамках обсуждения инструментов BI сейчас довольно интенсивно говорят. Это так называемая встроенная бизнес-аналитика (embedded BI) или направление, позволяющее создавать единые комплексы управленческих и аналитических систем, предназначенных для автоматизации тех или иных функционально ориентированных бизнес-процессов. Пока по мнению экспертов подобные комплексы формируются на основе интеграции различных продуктов.

Всё рождается в облаках

Дмитрий Красюков,
заместитель генерального директора SAP СНГ

Думаю, тезис о «глобальной облаколизации» многих современных ИТ-инструментов в перспективе во многом соответствует действительности. Во всяком случае основные составляющие нашей стратегии, касающиеся облачного направления, — это перенос имеющихся систем в облако и разработка новых бизнес-решений в сфере облачных вычислений. В настоящее время компания SAP распределяет «облачные» инвестиции в рамках ключевых направлений: решения «по требованию» для конкретных сфер бизнеса, SAP BusinessObjects OnDemand, SAP CRM OnDemand и т.д. Большие инвестиции сделаны в приобретение лидеров рынка, предоставляющих свои решения в «облаке»: Success Factors — в области управления стратегией компании, в области развития персонала, Ariba — в области управления взаимоотношениями с поставщиками.

По прогнозу аналитической компании IDC изменение технологической платформы бизнеса произойдет уже к 2020 году. Наиболее широкое распространение получат облачные и мобильные технологии, а также технологии в области социальных сетей и обработки больших объемов данных. Большой процент приложений будет создаваться и работать в облаке. К 2014-му объем рынка облачных сервисов в России достигнет 161,5 млрд. долл., ведь все больше компаний понимают существенный экономический эффект от использования облаков и включают их в стратегии развития своего бизнеса. По нашим оценкам 80% новых программных продуктов в ближайшей перспективе будут доступны в виде облачных сервисов, которые, безусловно, будут включать немало инструментов для стратегического управления, планирования и анализа. И это легко объяснимо даже с точки зрения бизнеса: «облачные вычисления» — идеальная технология как для новых быстрорастущих, так и для крупных предприятий. Согласно результатам многочисленных исследований использование облачных технологий позволяет предприятиям сократить затраты на ИТ на 20—60%.

Ближе к пользователям и их ИТ-системам

Максим Балаш,
первый заместитель генерального директора компании «Прогноз»

Self-service BI возникает как ответ на расширение круга пользователей бизнес-аналитики и соответственно на их требования к простоте и доступности функционала приложений. Если раньше в число таких пользователей входили только первые лица компаний и организаций, которым необходимо было вывести отчет за минимальное количество щелчков мышью, то теперь к ним относятся и аналитики, и управленцы среднего звена, которым нужны гибкость настроек, возможности более тщательной и детальной работы с данными. Помимо привлекательной визуализации и дружественного интерфейса востребованы и другие инструменты создания «бизнес-аналитики для самообслуживания». Это самостоятельная загрузка данных из локальных пользовательских файлов, работа с хранилищем и BI-инструментарием непосредственно из среды MS Office, технология Search-Based BI с классической поисковой строкой, широкие возможности экспорта и публикации полученных отчетов (в Excel, PDF, html, в социальных сетях, в мобильных приложениях). Один из наших ключевых подходов, делающих работу с PROGNOZ Platform комфортной для пользователя без специальной ИТ-квалификации, заключается в том, что ее функционал и интерфейс как в толстом, так и в тонком клиенте практически идентичны, в отличие от многих других BI-продуктов.

Можно согласиться и с тем, что аналитические системы сегодня они тесно встраиваются в автоматизированные бизнес-процессы, с одной стороны, и в различные «фронт-энды» (корпоративные порталы, геоинформационные системы и др.) — с другой. Таким образом, поддержка широкого круга интеграционных механизмов, различных веб-сервисов, открытая и сервисно-ориентированная архитектура, которой, в частности, отличается PROGNOZ Platform, оказываются необходимым условием для построения современных комплексных систем.

Традиционно мы используем в своих проектах реляционные СУБД и постоянно расширяем набор нативных драйверов для повышения производительности систем (Teradata, PostgreSQL). Но с учетом разнообразия ИТ-инфраструктур заказчиков мы реализовали в PROGNOZ Platform инструменты настройки на многомерные СУБД (Microsoft Analysis Services, Oracle Hyperion). Кроме того, в PROGNOZ Platform реализована возможность интеграции со специализированными программно-аппаратными комплексами, поддерживающими работу с Big Data (IBM Netezza, Oracle Exadata и др.).

Бизнес-аналитика как сервис

Александр Клименков,
менеджер по продажам решений бизнес-аналитики, IBM в России и СНГ

Рынок решений бизнес-аналитики в облаках только начал свое развитие в России. Безусловно, у него серьезные перспективы, и мы ожидаем активного его роста в течение ближайших двух лет. Мы уже прорабатываем с некоторыми российскими партнерами возможности предоставления на базе их центров обработки данных услуг доступа к аналитической отчетности. Среди основных заказчиков подобных решений, окажутся, на наш взгляд, компании с высоким уровнем стандартизации бизнес-процессов и большим количеством зависимых подотчетных предприятий. Это, в частности, компании-франшизы, например, ритейловые сети, которые должны представлять по нескольку десятков одинаковых отчетов. Понятно, что проще сделать централизованное решение и передать его на аутсорсинг системному интегратору, чем нанимать огромный штат сотрудников для работы с данным приложением. В целом это очень перспективная модель аналитики, выгодная для заказчиков, которым уже не приходится тратить деньги на обслуживание инфраструктуры, коль скоро они могут получать аналогичный по качеству функционал в виде сервиса.

Если говорить о составе таких решений с точки зрения портфеля программного обеспечения IBM, то это продукты на стыке управления информацией и бизнес-аналитики, включающие в себя такой функционал, как Master Data Management, интеграция, инфраструктурная часть (например, IBM Netezza, DB2), а также контентная часть, представленная продуктом IBM Cognos.

Среди сдерживающих факторов остается классический для облачных решений риск в сфере информационной безопасности: заказчики боятся отдавать конфиденциальную информацию за пределы своих компаний. Не менее значимым в российских условиях является фактор присутствия каналов связи: они есть в Москве и городах-миллионниках, а в регионах с этим возникают уже вопросы. Третий фактор выражается в том, что крупные заказчики, работающие в телекоме, ритейле и банковской индустрии, зачастую имеют дело с уникальными бизнес-процессами и при разработке решений бизнес-аналитики требуют высокого уровня кастомизации. В этом случае вопрос об использовании классического подхода SaaS остается открытым: так как проект является не типовым, а заказным с самого начала, заказчик выбирает между покупкой сервера в собственное пользование и абонентской платой за аренду инфраструктуры, т. е. в данном случае речь идет уже о модели IaaS.