Олимпийские игры в Сочи в самом разгаре, и болельщики всех стран внимательно следят за ходом соревнований. Сегодня уже необязательно присутствовать на олимпийских стадионах или сидеть у экрана телевизора. Современные технологии дают возможность привычным большинству из нас способом смотреть видео-трансляции и одновременно выбирать интересующую статистику.

В наши дни спорт представляет собой такой же бизнес, как и другие сектора, где применение инновационных решений помогает оптимизировать процессы, а вместе с этим обеспечивать прозрачность и контроль. Использование новейших технологий особенно важно для тех людей, для которых спорт – это работа.

Она прежде всего выполняется профессионалами, теми людьми, кто остается за сценой: тренерами, наставниками, спортивными врачами, спонсорами, менеджерами, диетологами, а в последние годы все чаще – и специалистами по анализу данных. Но спорт как бизнес обладает одной уникальной особенностью. В первую очередь, это зрелищность – любое спортивное событие мирового уровня проникнуто духом состязательности не только между спортсменами, тренерами и иными профессионалами от спорта, но и среди болельщиков.

Столь выраженная обращенность спортивного бизнеса в обывательский мир, а также давно известный интерес людей к конкретным результатам и статистике спортивных достижений просто не могут не использоваться ИТ-компаниями вообще, и производителями бизнес-аналитики в особенности. Последние, если имеют отношение к проведению спортивных событий, получают в свои руки не только мощнейший PR-рычаг, но возможность продемонстрировать функции своих продуктов огромнейшей аудитории.

Таким образом, на время проведения спортивных состязаний мирового уровня привычные бизнес-пользователю BI-системы становятся одновременно и корпоративными, и консьюмерскими продуктами.

Иными словами в это самое время производители по сути начинают продвигать свой на обоих рынках, хотя представляется, что расчет в конечном итоге все равно идет на корпоративного пользователя. В том числе и на того, для которого спорт это и есть бизнес.

Если говорить о спорте как о бизнесе, то в данном случае больше продвигаются то, что сейчас принято называть продвинутой аналитикой (advanced Analytics).

Имеется в виду анализ достижений соперников, разбор тактики командной игры противников или установление корреляции между рационом питания, временем суток и средней скоростью спортсменов. Сейчас аналитика достижений до и после соревнований является неотъемлемой частью подготовки многих отдельных спортсменов и спортивных команд в целом. Выявив основные характеристики и данные спортсменов-победителей и соотнеся их с собственными показателями, тренеры получают возможность исправить недостатки и уделить больше внимания слабым сторонам. Именно эта аналитическая работа и позволяет им получить реальные конкурентные преимущества. Все это зримые достижения бизнес-аналитики.

Чисто консьюмерский интерес к бизнес-аналитике во время спортивных соревнований мирового значения, думается, возрастает во многие разы, чем, конечно же стараются воспользоваться вендоры.

Тут все маркетинговые усилия, конечно же, направлены на болельщиков, которых интересуют итоги соревнований, данные о наградах стран-соперниц, интересная и скрытая ранее информация о спортсменах и олимпийских дисциплинах. Технологии «больших данных» позволяют получить такие данные, просто загрузив приложение на телефоне или ноутбуке. Так, благодаря специально созданному приложению Winter Games для зимних Олимпийских игр компании Qlik (http://us.demo.qlik.com/QvAJAXZfc/opendoc.htm?document=qvdocs%2FWinter%20Games.qvw&host=Demo11&anonymous=true&Bookmark=Document\BM02) болельщики и просто любители спорта могут на глобальном уровне выполнять визуализацию, анализ, сравнение и сопоставление обширных данных и результатов Олимпийских игр в период с 1908 по 2010 гг. Это приложение создано на базе QlikView – системы, действующей по принципу ассоциативного мышления и потому не требующей от пользователя предварительной подготовки или специальных знаний. Она, например, позволяет, быстро получить информацию, например, как факт о том, что на сегодняшний день страной-лидером по числу золотых наград (306) на зимних Олимпиадах играх является Норвегия, а обладателем максимального количества медалей (12), норвежский лыжник Бьорн Дэли.

Важной характеристикой приложения Global Games является возможность следить за ходом соревнований, сравнивать результаты в медальном зачете и прогнозировать результаты Игр. Так, многие, изучив результаты Игр прошлых лет, придут к выводу, что в этом году стоит болеть за Норвегию. Однако более глубокий анализ данных позволяет обнаружить, что больше медалей на душу населения, чем любая другая страна, завоевало княжество Лихтенштейн – на данный момент это девять медалей, и все в горнолыжном спорте.

Еще одной очень интенсивно продвигаемым направлением BI на сегодня, как известно, является анализ социальных сетей, который, впрочем, в бизнесе, если и находит применение, то пока очень не быстро. И для того чтобы создать этому направлению дополнительную рекламу, опять-таки трудно придумать что-либо лучше Олимпийских игр. В этом смысле полезно упомянуть проект EmotionWatch for Sochi 2014, позволяющий следить за неким консолидированным выражением эмоций, собранным и обработанным по результатам тысяч и тысяч постов социальных сетей.

Официально проект считается некоммерческим, хотя почти наверняка к нему приложили руки и коммерческие компании, ищущие для себя очередные маркетинговые каналы. С содержательной точки зрения в этом проекте явно угадывается продвижение чисто корпоративного и относительно нового направления под названием Sentiment Analysis, применяющегося, как известно в рамках CRM-технологий и позволяющего определить эмоциональный настрой той или иной категории реальных и потенциальных пользователей продукции компании.

Здесь же следует упомянуть приложение SAP Social Media Analytics by NetBase. С его помощью исследователи анализировали ключевые слова и контекст социальных сетей, все многообразие мнений, а затем имели возможность создавать наглядные отчеты именно в контексте ситуации на нынешних играх в Сочи. Анализируя миллиарды слов и словосочетаний в реальном времени, можно получить глубокое и детальное понимание того, что важно для зрителей и профессионалов, каковы ожидания людей, какие события и тенденции общественной жизни влияют на их оценки и интенсивность обсуждения этого мирового события.

К консьюмерскому направлению спортивного применения BI с полным правом можно отнести одну из подобластей BI, которая сегодня все больше оформляется в виде самостоятельного направления. Речь идет о Visual BI. Весьма показателен (хотя и не единственный в тактом роде) созданный одним из основателей направления Visual BI компанией Tableau Software дэшборд (http://public.tableausoftware.com/shared/9GT5W85FZ?:display_count=no), демонстрирующий детальную статистику участия американских атлетов в Олимпийских играх в Сочи: сколько представителей от каждого штата, в каких видах спорта они участвуют и т. д. Все это, безусловно, далеко не в последнюю очередь является рекламной акцией, демонстрирующей возможности чисто корпоративных систем.

Предоставляя свой функционал широкой пользовательской аудитории поставщики BI-систем, очевидно, преследуют не только маркетинговые цели, но и имеюn возможность протестировать свой продут. И тут снова такое событие как Олимпийские игры могут считаться едва ли не идеальным. Как в смысле нагрузочного, так функционального тестирования. Очень эффективной здесь представляется проверка и на возможность системы функционировать в режиме реального времени. A real-time analytics опять-таки очень востребованное направление BI.

Вообще же, думается, что благодаря развитию Интернета и технологий BI в будущем во время проведения Олимпиад, чемпионатов мира и иных крупных спортивных соревнований мы будем иметь некий симбиоз трансляции и коллективной игры в реальном времени. И попытки поставщиков BI-сиситем глубже проникать на корпоративный рынок будет, как это ни странно, этой тенденции только способствовать.