Интенсивность пользования услугами электронного правительства, определяемая в основном численными показателями, например количеством людей, зарегистрировавшихся на том или ином портале государственных услуг, на сегодняшний день во многом признается неудовлетворительной. В этой ситуации все большую актуальность приобретает стоящая как перед федеральными, так и перед региональ­ными властями задача повысить активность применения таких услуг.

Вопрос этот безусловно решаемый, но формы привлечения могут быть различными. В основном нужно смотреть на демографическую структуру населения региона, ведь понятно, что к людям старшего поколения необходим совершенно иной подход, чем к молодежи. Но даже внутри самих этих групп могут существовать разные категории пользователей. На это накладывается (и часто очень существенно) региональная специфика.

Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (Мининформ) решает эту задачу c 2007 года, реализуя проект под названием «Электронный гражданин Нижегородской области».

Речь идет о том, чтобы всем желающим привить компьютерную грамотность, обучить их основам работы в сети Интернет, дать необходимые знания жителям отдалённых регионов, а также повысить квалификацию тем, у кого уже есть определённые навыки работы с информационными технологиями.

Особое внимание в проекте уделяется людям, у которых возникают сложности при самостоятельном изучении компьютера, — пенсионерам и лицам с ограниченными возможностями. В то же время для таких людей с ограниченной мобильностью потребление услуг в электронной форме (то есть прямо на дому, разумеется, при условии, что такие услуги могут быть оказаны в принципе) является сверхактуальной задачей. В рамках проекта граждане этой категории могли получить базовую компьютерную грамотность и научиться использовать ресурсы электронного правительства — интернет-сервисы или интернет-сайты с социально значимой информацией.

В течение прошедшего с 2007 года времени проект развивался поэтапно — шаг за шагом разрабатывались новые услуги и в работу вовлекались различные организации.

Первый этап проекта реализовывался на базе учебных классов школ и компьютерных центров учебных учреждений Нижегородской области, преподаватели которых и проводили обучение. Областное правительство предоставило методику, учебники и организационную поддержку проекта. В обучении приняло участие около трех тысяч человек в возрасте от сорока лет из различных районов области: пенсионеры, лица с ограниченными возможностями, социально незащищенные категории граждан.

Второй этап стартовал в 2009 году и был связан с обучением глухих и плохо слышащих. В 2011-м к проекту подключилось Министерство социальной политики Нижегородской области. В этот период в рамках областной целевой программы «Старшее поколение» была организована акция «Электронный гражданин», направленная на массовое обучение пожилых людей работе на компьютере. В её рамках обучение прошли более двух с половиной тысяч граждан старшего возраста.

В 2012—2013 годах Министерство информационных технологий, связи и СМИ начало сотрудничество с вузами, коммерческими и благотворительными организациями и открыло на их базе компьютерные классы для обучения пенсионеров.

Кроме того, Мининформом создан и постоянно развивается портал «Электронный гражданин Нижегородской области» (http://ecitizen.nnov.ru/), предназначенный для помощи гражданам в освоении цифрового информационного пространства. Любой его посетитель может самостоятельно определить уровень своей компьютерной грамотности, пройдя демотест, причём вместе с результатом ему будет выдана подсказка, на какие разделы стоит обратить внимание. Можно пройти очный курс обучения, подобрав для себя подходящее учреждение. В разделе «Видеоматериалы» представлены все серии обучающего видеокурса «Электронный гражданин Нижегородской области». Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные разделы.

Помимо этого Мининформ в 2012 году на основе методики разработал видеокурс, ориентированный на начинающих пользователей. Он направлен не только на освоение гражданами сервисов электронного правительства: видеоуроки помогают им научиться работать с компьютером, выходить в Интернет, вести поиск информации, пользоваться сервисами порталов государственных служб (заполнять декларации, скачивать формуляры и анкеты, получать государственные услуги в электронном виде), защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и на форумах.

Данные уроки призваны также помочь пользоваться всеми основными видами коммерческих электронных услуг: приобретать товары через Интернет, бронировать гостиницы, билеты и т. д. Видеокурс «Электронный гражданин Нижегородской области» включает в себя 60 уроков продолжительностью около получаса каждый.

Все серии размещены на портале «Электронный гражданин Нижегородской области», в социальных сетях (facebook, google+, twitter, youtube), а также демонстрировались на региональном телеканале ННТВ.

По мнению заказчика проекта на сегодняшний день можно выделить следующие его результаты.

C 2007 года на очных курсах компьютерной грамотности прошло обучение около шести тысяч человек. Популярностью пользуется также видеокурс. Прошлой осенью было зафиксировано более 4000 просмотров видеокурса «Электронный гражданин Нижегородской области» непосредственно на портале «Электронный гражданин», а 24 тыс. пользователей видели его через социальные сети. Аудитория зрителей этого видеокурса, транслировавшегося по региональному телеканалу ННТВ, составила более 560 тыс. человек.

Все слушатели курсов в ходе обучения зарегистрировались в социальных сетях и являются активными пользователями предоставляемых ими сервисов.

Более половины их зарегистрировалось на едином портале государственных и муниципальных услуг «Электронный гражданин Нижегородской области», а по итогам проведенного анкетирования и опросов на сайте все 100% слушателей оценили этот проект как полезный для себя ресурс.

Увеличение числа людей, обращающихся к порталу государственных и муниципальных услуг Нижегородской области, дальнейший уверенный рост данного показателя, а также внушительная аудитория передач по местному телевидению, посвященных вопросам использования госуслуг, говорит от том, что граждане поняли, какие новые возможности открывает перед ними сервис электронного правительства.