1 сентября компания Oracle запустила в России инициативу «Построй частное облако с Oracle». Она рассчитана на уже существующих заказчиков компании, предусматривает бесплатную помощь технологического консалтинга вендора в создании частного облака на платформе Oracle и одним из ее требований является предоставление необходимого оборудования со стороны заказчика.

Подобная инициатива, содержащая в себе как технологические, так и маркетинговые элементы, по сути, первая на российском рынке. Но весьма примечательно, что общий вектор формальных или неформальных активностей по продвижению облачных технологий со стороны крупных западных вендоров в основном укладывается в русло развития частных облаков. В связи с этим представляется, что развитие облачного рынка пытаются стимулировать до некоторой степени однобоко. Но поскольку полноценного развития еще, по сути, мы не наблюдаем, то и однобокость эта тоже пока не очень заметна. Технологическая архитектура публичных и частных облаков очень схожа, а если она и есть, акцент на этих нюансах делается не часто. Общая классификация, наподобие хорошо известного подразделения облачных решений на инфраструктуру, платформы и прикладные сервисы (IaaS, PaaS и SaaS) в целом также универсальна. Интеграция облачных и традиционно используемых в бизнесе решений в принципе осуществима и уже вполне массово реализуется в независимости от того, используется ли частное или публичное облако.

Проводя водораздел между частными и публичными облаками в основном говорят о вопросах безопасности, имея в виду как не до конца решенные вопросы технического обеспечения защиты, так и субъективное недоверие корпоративных пользователей. Собственно это признают и сами вендоры, хотя на вопросах ИБ различия между частными и публичными облаками не заканчиваются. Скорее, они только начинаются. Анализ новостных публикаций на тему развития облачных решений вообще наталкивает на определенные выводы.

Если мы говорим о PaaS и SaaS решениях и соответствующих им конкретизаций (например, Database as a Service – DaaS), мы в любом случае имеем в виду функционал более менее близкий к прикладному. И поскольку во всей своей совокупности инфраструктура ИТ-сервисов по определению более богата, разнообразна и динамична, чем инфраструктура прикладных ИТ-систем, то конкретные конфигурации решений, которые реально формируются под зонтичными брэндами PaaS или SaaS также долны наследовать это разнообразие. И тут мы как раз видим, что совершенствование двух основных категорий облачных решений идет несколько по-разному.

Говоря несколько схематично, попытка развивать private cloud направляет (скорее неявно) корпоративного пользователя по одному пути, а интерес к public cloud – несколько по другому. При этом, разумеется, любой заказчик может идти одновременно двумя путями.

Представляется, что, «окунаясь» в частное облако, предлагаемое тем или иным вендором, организация в большей степени отталкивается от традиционных для себя задач и типичных «бутылочных горлышек», сопровождающих развитие классической ИТ-инфраструктуры крупной компании с большим количеством различных инсталляций тех или иных систем. Поэтому в данном случае речь больше заходит о таких вещах, как оперативное создание копий баз данных для различных целей и гибкое управление их дальнейшим жизненным циклом (как составная часть DaaS-сервиса). Также заказчику за счет преимуществ частного облака нередко предлагается усовершенствовать процедуры управления ИТ-ресурсами, воспользоваться некоторыми «связующими» функциями класса middleware, приведенными к формату PaaS. Безусловно, сильной чертой таких решений является способность переходить к облачной среде на примере наиболее болезненных задач, с которыми заказчики долго пытались справиться традиционными инструментами и чаще всего того же самого вендора. Также заметным плюсом представляется и то, что в этом случае клиенты получают возможность осуществлять переход к облаку под «покровительством» вендора и в целом с небольшими ресурсными затратами.

Это в общем немаловажно, потому что в этом случае мы, по сути, имеем изменение самой культуры использования информационных систем в бизнесе для всех без исключения категорий сотрудников, имеющих отношение к их эксплуатации – лиц, определяющих сценарии применения ИС с точки зрения бизнес-результата, конечных пользователей, администраторов, архитекторов и разработчиков.

Обратной стороной всех этих преимуществ является существенная зависимость от решений конкретного вендора. Причем зависимости как чисто продуктовой, так и идеологической, предполагающей готовую расстановку приоритетов, какие ИТ-сервисы из числа огромного числа потенциально реализуемых следует развивать в первую очередь, а с какими еще можно подождать. Собственно этой зависимости часто не скрывают и сами вендоры. ВО всяком случае представляется, что предложения Oracle, которое оно сделало для российского рынка, вполне подтверждают все вышесказанные тезисы.

Несколько иная ситуация складывается в отношении развития публичных облачных решений. Здесь корпоративный заказчик, как правило, имеет возможность пробовать, быть может, даже не самые актуальные на сегодняшний день, но вместе с тем наиболее передовые, перспективные и многообещающие решения.

Хорошим примером могут служить корпоративные социальные сети (Enterprise Social Networks – ESN). Хорошо известны такие решения как Connections (IBM), Chatter и Communities (SalesForce), Yammer (Microsoft), Tibbr (TIBCO), Jam (SAP). Характерно, что реально их «потрогать» и хотя бы вчерне оценить возможную эффективность (или, наоборот, не особую полезность) для конкретного бизнеса подобных решений в большинстве случаев можно на базе определенных конфигураций публичных облаков, предлагаемых соответствующими компаниями.

Для решений класса public cloud, пожалуй, более характерны и некие партнерства между компаниями, хорошо известными своими облачными предложениями в тех или иных узких направлениях корпоративной автоматизации, в результате чего клиенту предлагается качественно новое решение. Так, например, функциональность Enterprise Social Network от компании Jive Software, прежде всего ориентированная на маркетологов, с недавнего времени усилена известными облачными продуктами коллективного взаимодействия WebEx и Jabber.

Microsoft опять-таки недавно начала предлагать на своей публичной облачной платформе Azure сервис доступа к нереляционной базе данных NoSQL Document DB. Интерес к NoSQL в связи с необходимостью решать некоторые новые классы задач сейчас, как известно, заметно вырос, а их реальная распространенность пока не слишком широка. И экспертиза соответственно тоже не накопилась. Тут именно решения типа public cloud способны прийти на помощь.

Возвращаясь к Oracle, можно, конечно, справедливо отметить, что в арсенале этой компании есть сильные решения категории NoSQL в том числе. Вот только в рамках реализации упомянутой в начале нашей статьи инициативы, которая, напомним, предусматривает использование инфраструктуры российских заказчиков (у которых наверняка отсутствует решение данного стандарта), реально оценить ее альтернативные преимущества по сравнению с традиционными БД вряд ли удастся. Есть у Oracle и интересные решения ESN в виде Oracle Social Cloud, которые тоже по вполне объективным причинам останутся за бортом данной инициативы.

В качестве резюме еще раз повторим уже высказанный тезис. Применяя публичные и частные облака в целом можно получать различные тактические преимущества, которые в принципе способны обеспечить современные информационные технологии. Вместе с тем привитие «облачной культуры» и в том и в другом случае будет, безусловно, происходить.