В июле нынешнего года компания Samsung Electronics и ОАО «Ростелеком» представили свое совместное решение в рамках проекта «Электронная школа будущего» — интерактивный образовательный класс на базе планшета Samsung Tab4 10.1.

Востребованность и развитие этого решения зависят от двух основных условий. Во-­первых, важно понимать, каковы перспективы данной концепции при тех тенденциях, которые мы имеем сегодня в автоматизации бизнеса и в развитии Smart­-управления. Во-­вторых, необходимо иметь представление, каким образом интерактивные образовательные классы способны вписаться в процесс трансформации современного образования, который мы наблюдаем в настоящее время. Об этом мы и хотели бы поговорить в рамках данного материала.

Отталкиваясь от имеющегося опыта

Автоматизация бизнеса имеет давнюю историю целенаправленного развития, сопровождаемого постоянным анализом и систематизацией накопленного опыта. Учитывая, что современное образование в любом случае будет тяготеть к среде электронного взаимодействия, в том числе к использованию учебных материалов в электронной форме, заимствование идей, подходов и даже ИТ-­систем, применяемых в бизнес-­среде, здесь просто неизбежно.

Если взглянуть на опыт бизнес-­автоматизации с самых общих позиций, то подавляющее большинство функций можно отнести к одному из следующих направлений:

  • поддержка операционных процессов;
  • поддержка управления активностью сотрудников;
  • поддержка управления информацией как таковой.

В современную эпоху больших данных и Smart-­управления культура автоматизации бизнеса дополняется двумя вполне устойчивыми тенденциями:

  •  возможностью конвертировать в ИТ­-поддержку управления любые действия, выполняемые пользователем, которые могут быть зафиксированы с помощью ИТ-­систем;
  • широким привлечением к управлению средств имитационного моделирования.

На базе этих тенденций по сути создаются условия для развития проактивного менеджмента.

В русле тенденций

Развитие концепции Interactive School отталкивается от ряда базовых направлений:

  • управление учебным процессом (в терминологии Interactive School — Course Management);
  • управление учебным контентом;
  • управление взаимодействием участников образовательного процесса (преподавателей и учеников).

Таким образом, общая схема автоматизации согласно идеологии Interactive School в целом оказывается классической и позволяет обеспечить ИТ­поддержкой процессы, относящиеся непосредственно к обучению, и автоматизировать управление задействованными в связи с этим ресурсами.

Все это предполагает наличие традиционных элементов автоматизации — прежде всего централизованных вычислительных ресурсов и систем хранения, которые могут находиться как непосредственно в учебном заведении, так и в облаке.

По умолчанию присутствуют коммуникационные возможности, как и в бизнес­-среде.

Нужно отметить и еще одну очень важную тенденцию: чем большей вовлеченности учащегося в процесс обучения удается добиться, тем лучше он усваивает учебный материал. Роль интерактивности как важного фактора вовлеченности можно оценить в наглядной форме с элементами количественной оценки.

Интерактивное обучение является ключевым принципом решения Samsung School, разработанного компанией Samsung Electronics и реализуемого в виде таких функций, как разделение экранов, централизованный мониторинг экранных форм учащихся, групповая работа, тестирование и опросы и т. п.

Все эти функции предполагают своеобразный вариант клиент­-серверной архитектуры, включающей в себя большой экран коллективного пользования, планшет преподавателя и персональные устройства учеников. Именно в этой архитектуре может быть в полной мере реализовано все богатство интерактивного функционала, который уже предоставляется компанией Samsung и ее партнерами, а также может быть создан ими в будущем.

Клиент-­серверная идеология Samsung School, прежде всего направленная на взаимодействие по схеме «преподаватель — ученики», дополняется известными механизмами равноправного взаимодействия (peer­to­peer). Именно с ее помощью можно реализовать такую интересную функцию, как Group Activity, позволяющую динамично создавать мини-группы, а некоторым ученикам — временно брать на себя роль лидеров этих мини-групп. Надо сказать, что такой подход, позволяющий попутно с изучением того или иного предмета выявлять психологические и, в частности, лидерские качества учеников, очень хорошо вписывается в современные идеи развития образования.

С прицелом на будущее

Делая ставку на планшетный компьютер в качестве основного устройства, компания Samsung пытается прогнозировать будущее электронного обучения. Оно в полной мере еще не наступило, но определенные его признаки заметны.

Сошлемся на предыдущую статью данного выпуска (см. стр. 32) с независимых позиций российского эксперта, рассматривающего опыт Smart­-образования в Корее. Из нее следует, что значительные ресурсы государственной поддержки в этой стране направляются на создание имитационных моделей, целью которого является изучение того или иного предмета. Безусловно, их использование можно считать ярким примером повышения интерактивности образовательного процесса. В будущем, учитывая интерес к моделированию не только в образовании, но также и в других областях, данная тенденция начнёт ощущаться все сильнее, а интерактивные особенности планшетов будут усиливать и поддерживать её.

Далее, выделяя тенденции в эргономике современного образования, легко можно заметить, что людей, посещающих то или иное учебное заведение (школу, университет, какие-либо курсы), по возможности стараются не сажать на фиксированные места традиционных или даже компьютерных классов. Часто предпочтение отдается динамической самоорганизации коллективов, достигаемой как посредством уже упомянутых инструментов коллективной работы и формирования виртуальных групп, так и за счет большей свободы физических перемещений в пределах учебных аудиторий.

С этой же идеей пересекается и один из ключевых тезисов упомянутой статьи о корейском опыте образования. Состоит он в том, что в эпоху всеобщего проникновения информационных технологий и Интернета школьники и студенты посещают учебные заведения исключительно ради очного общения как с преподавателем, так и между собой. А посидеть перед монитором и прослушать очередную лекцию они с успехом могут и дома.

Всё это говорит о том, что именно планшетные устройства будут играть в образовании все более значимую роль.

И наконец отметим, что Samsung School хорошо гармонирует с общими идеями Smart­-управления, предполагающими проактивный менеджмент и постоянное совершенствование управления на основе обратных связей. Бизнес, в частности, уже оценил преимущества при электронном взаимодействии, когда все действия участников процесса и весь используемый материал могут быть детально зафиксированы, а затем подвергнуться анализу или использоваться в дальнейшем.

В то же время потенциал применяемых интерактивных электронных досок или других систем визуализации пока еще не в полной мере используется как для бизнеса, так и для обучения. Очевидно, что симуляционное обучение таким предметам, как медицина, может позволить максимально наглядно, без искажения пропорций или цвета, проводить теоретические и практические занятия.

Это во многом дело будущего, но активный интерес к теме больших данных, предиктивной аналитики и визуализации любого вида и объема информации, пока в основном ощущаемый со стороны бизнеса, уже позволяет говорить о промышленных ИТ-­решениях в этих областях, которые будут использоваться и в образовательном процессе. В России более 50 тысяч учебных заведений, свыше 1 млн. учителей и более 20 млн. учащихся средних и высших учебных заведений, и возможный переход образования на новый качественный уровень будет влиять на будущее нашей страны.

С планшетами гораздо удобнее

Юрий Акинин

Если говорить об ИТ-решениях для образования, можно выделить сразу несколько преимуществ планшетных устройств по сравнению с ноутбуками. Во-первых, он не занимает все место на столе, а учитывая, что в школах обычно за партой сидят два человека, то это очень важный момент. Во-вторых, решение Samsung Smart School используется для обучения людей всех возрастов. А тем людям, кто слабо знаком с компьютерной техникой, в разы легче освоить основные функции планшета, чем ПК.

Также при использовании решения Smart School у преподавателя появляется ряд дополнительных возможностей при общении со слушателями. Простые устные вопросы и ответы конечно наиболее часто используются в обучении, но решение Smart School позволяет, при необходимости, общаться с помощью встроенной функции обмена сообщениями. В режиме реального времени можно отслеживать, чем занимается каждый ученик в данный момент.

Еще один важный инструмент — приватный урок. Его суть заключается в том, что учитель всегда может переключиться на приватное (или, по сути, индивидуальное) общение с любым учеником, и в этом режиме преподаватель может полностью управлять планшетом ученика. Например, в процессе выполнения самостоятельной работы можно подключиться к планшету конкретного ученика, выделив, скажем, какую-либо ошибку.