В последние два десятилетия в мире отмечается рост интереса к тематике «умного города». В разных странах реализуются проекты по строительству новых «умных» кварталов или целых населенных пунктов, а также по «смартизации» тех городов, которые давно уже существуют. По всему миру насчитывается 143 проекта «умных (зеленых) городов» разной степени завершенности1. Большинство из них на сегодняшний день расположено в Северной Америке и Западной Европе, но через десять лет такие города будут активно появляться в Восточной Европе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке2.

Наиболее удачным примером умного города, построенного с нуля, считается южнокорейский Сонгдо. Его строительство должно завершиться уже в нынешнем году3. Если же говорить о превращении существующего города в «умный», то можно назвать такие европейские столицы, как Барселона, Копенгаген или Вена.

В России подобные принципы пока реализуются лишь в нескольких небольших проектах новых городов, находящихся на стадии строительства или проектирования, но наблюдается отчетливая тенденция к развитию этого направления.

«Smart City» — концепция устойчивого развития города

Пока ни в России, ни за рубежом не сформировалось четкого и однозначного определения «умного города». Предполагается, что такой город должен характеризоваться высокоэффективной экономикой и управлением, высоким уровнем качества жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде и населением, активно участвующим в жизни города (см. рис. 1).

Сама концепция умного города эволюционирует по мере развития новейших технологий. Так, некоторые эксперты выделяют пять поколений умных городов4. Если первое поколение предполагает в основном внедрение «умных» решений для повышения качества городской среды и мобильности населения, то более прогрессивные города характеризуются уже «умными» экономикой, управлением и экологией, а признаком самого совершенного пятого поколения служит «умная» модель жизни в городе.

Существует также теория, в соответствии с которой умные города представляют собой новую стадию городского развития, когда совершается переход от информационного постиндустриального общества к интеллектуальному. По этой теории «умные» сервисы и технологии должны удовлетворять современные потребности городов в максимально эффективном использовании всех видов капитала5.

Непременной чертой умного города является его долгосрочное устойчивое развитие. В 1987 году в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» было сформулировано общепризнанное определение «устойчивого развития» (далее УР), при котором «…удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»6. Это значит, что любое управленческое решение не наносит кратко- и долгосрочного ущерба любой из составляющих сфер УР — обществу, экономике, экологической обстановке и др. Поэтому для умного города чрезвычайно важно иметь эффективный управленческий и аналитический инструментарий, чтобы максимально просчитывать возможные негативные экстерналии, минимизировать их и управлять ими.

Управление устойчивым развитием, безусловно, в настоящее время является приоритетной задачей для умных городов. Тема УР представлена в программных документах и законодательстве развитых стран, в международных конвенциях и документах территориального планирования.

Вместе с тем управление городом и его планирование в целях устойчивого развития сейчас остро нуждается не только в новых теоретических подходах, но и в разработке соответствующей методологии, технологий и т. п. Технологические прорывы последних десятилетий в создании новых материалов и управлении ресурсами в информационно-коммуникационной сфере заложили фундамент УР.

В последние пять или десять лет вопросы устойчивого развития становятся все более популярными на уровне руководства регионов и крупных муниципалитетов в нашей стране7. Опросы показывают, что руководители крупнейших российских городов сильно заинтересованы в современных решениях в сфере охраны окружающей среды, улучшения экологической ситуации и т. д. Но этим инициативам пока не хватает системности, комплексности, профессионального обоснования в расстановке приоритетов.

Создание «умного» поселения может идти двумя путями (см. рис. 2). Организовать «умные» системы наиболее эффективно можно при условии, что основы данного типа города заложены при его проектировании и строительстве, в том числе в стратегию его развития и генеральный план. В этом случае удается достичь максимального сопряжения отдельных элементов, что позволяет получить синергетический эффект. В России по такому принципу строятся инноград Сколково и иннополис в республике Татарстан.

Примеры в мировой практике показывают, что можно попытаться сделать «умным» и уже существующий город. Для этой цели, как правило, внедряются отдельные не связанные между собой подсистемы. На начальном этапе (U-city) обычно появляются различные системы электронного правительства, улучшающие коммуникацию администрации города, различных учреждений и жителей. Эти системы еще не дают возможности управлять городом, но уже позволяют получить большой объём информации для принятия управленческих решений. Внедрение полноценных платформ умного города на основе комплексного плана, объединение разрозненных элементов U-city в единую систему, подключение к ней инженерных коммуникаций позволяет не только получать важную информацию, но и управлять городским хозяйством. В этом случае город можно назвать уже по-настоящему «умным».

Эффективное управление городами

Важным элементом функционирования умных городов является активное внедрение информационных технологий, а именно автоматизированных интеллектуальных систем управления (и контроля) различными сторонами жизни города, такими как жилищно-коммунальное хозяйство, городское автомобильное движение, общественный транспорт, туризм, общественная безопасность, системы образования, здравоохранения, энерго-, водоснабжения и экологическая ситуация. Внедрение и инновационное использование информационных технологий (интеллектуальных систем «умного города») способствует повышению качества и оперативности управления, снижению административных издержек и улучшению уровня и качества жизни населения.

Существенно упростить все процедуры взаимодействия между городскими властями и жителями позволяют системы электронного правительства, предполагающие реализацию следующих мероприятий:

  1. автоматизация многофункциональных центров;
  2. мобильные приложения для губернаторов, депутатов, инспекторов ГИБДД и т. д.;
  3. платформа для публикации открытых данных;
  4. решения для межведомственного взаимодействия;
  5. портальные решения для взаимодействия с населением;
  6. системы управления ключевыми показателями и информационные панели, агрегирующие данные по основным проектам/активностям;
  7. автоматизация предприятий ЖКХ.

Одним из наиболее популярных направлений внедрения «умных» систем в России является модернизация энергетической инфраструктуры. Так, внедрение «умных» счетчиков и систем автоматического мониторинга потребления электроэнергии, развитие инфраструктуры электротранспорта, систем распределенной генерации, когенерации и возобновляемой генерации, аккумулирования электроэнергии и управления спросом на нее способствуют значительному повышению энергоэффективности в городах.

Развитие интеллектуальных транспортных систем может предполагать автоматизированное управление дорожным движением, парковками, системами общественного транспорта, движением спецтехники, грузовыми перевозками. Внедрение подобных систем позволяет оптимизировать транспортные потоки в городе, снизить нагрузку на дорожную сеть, повысить оперативность работы дорожных служб и информированность жителей о работе транспортных систем, а также повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую ситуацию в городе.

Кроме того, современные информационные технологии могут существенно повысить качество и эффективность предоставления образовательных, медицинских и других социальных услуг. Интеллектуализация здравоохранения предполагает разработку информационных систем анализа заболеваемости с возможностью ретроспективного взгляда и прогнозирования, создание электронных интеграционных систем данных по всем пациентам; всё это существенно повышает оперативность и эффективность лечения, уменьшает количество врачебных ошибок. В качестве конкретных решений в сфере образования могут выступать интеллектуальные системы управления обучением и образовательные онлайн-сервисы. Электронное обучение обеспечивает двустороннюю связь преподавателей и студентов, позволяя дистанционно обмениваться знаниями; его развитие служит одним из важнейших условий построения цифрового общества.

Перспективным направлением внедрения «умных» систем представляется модернизация кампусов ведущих университетов. Как показывает зарубежная практика (особенно показателен опыт США и Великобритании), подобные проекты демонстрируют вполне ощутимые конкретные результаты (см. таблицу). Возможности внедрения таких систем в России активно обсуждаются в последние три-пять лет.

Вместе с тем для наиболее эффективной работы подобных систем при их разработке и внедрении необходимо выяснять мнения и учитывать интересы всех сторон, заинтересованных в устойчивом развитии города. Помимо городских властей это в первую очередь сами жители, а также местные сообщества, общественные и некоммерческие организации, профессиональные объединения, представители крупного, малого и среднего бизнеса и т. д.

«Индекс счастья» — коэффициент пригодности города для жизни и работы

Важной характеристикой умного города является его пригодность для проживания людей и высокое качество городской среды. В настоящее время существует множество подходов к оценке удовлетворенности горожан жизнью в своем населенном пункте. Многочисленные международные исследования показывают, что пригодность городов для проживания следует оценивать не только с учетом объективных статистических показателей, но и по результатам социологических опросов населения8.

Такой подход используется при построении так называемых «индексов счастья». Самым известным международным «индексом счастья» является Happy Planet Index9, рассчитываемый каждый год международным фондом «New Economist Foundation» на уровне государств. В некоторых странах, в частности в Китае, Японии и Великобритании, подобные индексы строились уже для городов. Так, например, на основе постоянных расчетов «индекса счастья» построена стратегия развития японского города Аракава10.

Попытки построения универсального индекса счастья для отдельных муниципальных образований в России пока не предпринимались. Единственный пример исследования в этой области — совместный проект мониторингового агентства News Effector и фонда региональных исследований «Регионы России», который был реализован в 2012 году11 и в рамках которого проводились социологические опросы в ряде крупнейших российских городов. В ходе этого исследования выяснилось, что удовлетворенность населения жизнью в значительной мере зависит от уровня безопасности, качества городской среды, экологической ситуации и динамики развития города.

Первым же российским городом, для которого будет рассчитываться «индекс счастья», как предполагается, станет именно Сколково. В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» индекс счастья заявлен как один из основных индикаторов для оценки успешности реализации проекта.

Перспективы развития умных городов в России

В некоторых российских городах предпринимаются попытки внедрения отдельных «умных сервисов». В первую очередь это касается крупнейших мегаполисов, бюджетная обеспеченность которых позволяет реализовать подобные проекты. Так, отдельные «умные сервисы» в области жилищно-коммунального хозяйства, управления транспортным обслуживанием, формирования единых городских информационных систем внедрены в Москве, масштабные проекты по внедрению «умных систем» в области обеспечения безопасности и рационального управления городским коммунальным хозяйством стартовали в Санкт-Петербурге12 и Казани. Внедрением «умных» технологий в российских городах занимаются крупнейшие международные ИТ-компании, такие как IBM, Microsoft, Cisco и др.

В частности, реализуемый Cisco проект «Умный и безопасный город Казань» предусматривает единую городскую сеть Wi-Fi и видеонаблюдения, контроль городской среды и экологической обстановки, интеллектуальную транспортную систему — комплекс датчиков транспортных потоков, центр обработки и управляемые светофоры. Предполагается, что в итоге реализации проекта затраты в сфере ЖКХ снизятся на 80%, на уличное освещение — на 40% и на 50 % повысится эффективность пользования общественным транспортом13.

Компания «Россети» в трех городах Северо-Кавказского федерального округа (Каспийске, Магасе и Гудермесе) реализует пилотный проект по развитию «умной» энергетики. На первом этапе проект предполагает модернизацию и строительство объектов энергоснабжения в городах и прилегающих к ним электросетях с применением технологий умного города: интеллектуальной системы учета электроэнергии, автоматизированной системы управления наружным освещением, систем телемеханики и прогнозирования, анализа ситуации. В дальнейшем в рамках проекта планируется создание территориального интеллектуального кластера «энергоэффективный город» и развитие технологий «умных» сетей во всем регионе14.

Международные стандарты повышения качества управления

В 2014 году Международной организацией по стандартизации были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления: ISO 1809115 и ISO 3712016. Стандарт ISO 18091:2014 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местном самоуправлении» отражает взгляд на административно-хозяйственную и управленческую деятельность в городах со стороны администрации. В частности, он позволяет выстроить систему приоритетов, определить проблемные области и задачи социально-экономического развития городов, предлагает систему оценки четырех основных направлений деятельности администрации — институтов управления, экономической и социальной сфер, а также уровня окружающей среды. В стандарте использовано 39 показателей.

Стандарт ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие населенных пунктов — показатели эффективности работы городских служб и качества жизни» предлагает универсальную систему показателей, которая состоит из ста индикаторов (основных и вспомогательных), охватывающих 17 направлений, и позволяет оценивать эффективность и динамику предоставления муниципальных услуг, и также качество жизни в городе. Этот стандарт дает возможность сравнивать города между собой и выявлять лучшие практики муниципального управления. Кроме того, федеральные и региональные власти и другие заинтересованные стороны могут с его помощью оценивать эффективность деятельности городских властей.

Внедрение обоих стандартов позволяет повысить прозрачность деятельности городских властей и уровень доверия к ним со стороны населения, наладить координацию и взаимодействие между различными административными подразделениями, выработать грамотные и обоснованные управленческие решения и в конечном итоге повысить качество жизни в городах.

Опыт проведения международных спортивных мероприятий и саммитов стимулирует городское руководство к внедрению международных стандартов в области устойчивого развития. Так, города проведения Чемпионата мира по футболу–2018 должны следовать стандарту ISO 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий»17, стандарту экологического менеджмента ISO 1400118, национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001–200719, а также национальным и международным стандартам в области «зеленого строительства».

В заключение заметим, что специалисты НИУ ВШЭ предприняли попытку оценить потенциал российских регионов в области создания «умных городов» на основе сравнения их экономического, инновационного, человеческого, технического, инвестиционного, бюджетно-финансового, градостроительного и экологического потенциала20. Большинство городов, возможность смартизации которых по результатам исследования была оценена как высокая, входит в число лидеров Рейтинга устойчивого развития городов России21, составленного агентством «Эс Джи Эм». В российские лидеры попали Москва, Екатеринбург, некоторые города Подмосковья, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. 


1По данным В. Дрожжинова, представленным на заседании круглого стола «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России» (ВШЭ), 11.04.2014 (http://issuu.com/epliseckij/docs/bc9fac678b9405/5?e=7773934/7474790).

2Hollands R. G. Will the Real Smart City Please Stand Up? // City. 2008. № 12(3). P. 303—320.

3Сонгдо — умный город будущего (http://green-agency.ru/songdo-umnyj-gorod-budushhego/).

4По данным И. Ильиной, представленным в докладе «Смарт-сити как новый драйвер развития российских городов: оценка потенциала и барьеров создания», представленного на Гайдаровском форуме–2015.

5Работа PwC «От Москвы до Сан-Паулу. Исследование городов семи ведущих стран с развивающейся экономикой» (http://mosurbanforum.ru/forum2014/analitika/issledovanie_ot_moskvy_do_san-paulu/pdf/).

6Наше общее будущее : Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. ООН, 1987 (http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf).

7Результаты опроса руководителей городов — участников Рейтинга устойчивого развития городов России (http://www.agencysgm.com/oprosy/).

8Рейтинг пригодности городов для проживания: The EIU Liveability ranking (http://www.tfsa.ca/storage/reports/Liveability_rankings_Promotional_August_2013.pdf).

9Happy Planet Index (http://www.happyplanetindex.org/).

10Арзанухин С.В. Индекс счастья в муниципальном управлении // Вопросы управления. 2014. № 4.

11Индекс счастья городов России (http://www.gosrf.ru/news/5927/).

12При внедрении системы Smart City в Петербурге используется опыт Нью-Йорка (http://neva.today/news/92210/).

13Новая утопия или горе от ума? // Зеленый город. 2015. № 1(12) ( http://green-city.su/novaya-utopiya-ili-gore-ot-uma/).

14Доклад компании «Энергострой МН» «Умный город: пилотные проекты на Северном Кавказе», 11.04.2014 (http://issuu.com/epliseckij/docs/2014.04.11).

15ISO 18091 (http://www.iso.org/iso/ru/catalogue_detail?csnumber=61386).

16ISO 37120 (http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=62436).

17http://www.iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=54552.

18http://www.iso.org/iso/iso14000.

19http://expert.gost.ru/EC/DOC/TXT_GOST_R_ISO_14001-2007.pdf.

20Доклад Е. Рыбиной «Потенциал российских регионов по созданию умных городов» на заседании круглого стола «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России» (ВШЭ) 11.04.2014. (http://irsup.hse.ru/news/120291071.html).

21Долгих Е. И., Антонов Е. В. Рейтинг устойчивого развития городов 2012 // Энергия: экономика, техника, экология. 2014. № 8. С. 53—59.