Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ о реестре отечественного ПО и запрете заключения контрактов с иностранными компаниями непосредственно влияет на государственные закупки (на негосударственные предприятия запрет не распространяется). Поэтому о нем не могла не зайти речь 20 января на брифинге генерального директора ЗАО «Сбербанк-АСТ» Николая Андреева.

Запрет — это сказано в самом законе — не является абсолютным: если система с заявленными характеристиками отсутствует в реестре российских программ или отечественные системы не отвечают требованиям заказчика, тот может (в порядке исключения) обратиться к зарубежному поставщику. Соответствующее правительственное постановление определяет и конкретную процедуру для этого: заказчик должен подготовить «обоснование невозможности соблюдения запрета или ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств» и разместить его в Единой информационной системе в сфере закупок — ЕИС. Иначе говоря, необходимо и достаточно правильно сформулировать технические требования. Впрочем, это не будет лишним при любом происхождении товара: как заметил Николай Андреев, для объективной закупки всегда нужно детализированное техническое задание.

Сама ЕИС начала работать 1 января. В системе реализован ряд полезных функций, таких, например, как мониторинг максимальной стоимости аналогичных заказов. Однако планы добавить в ЕИС функцию подачи заявок на участие в торгах (это должно произойти в 2017 году) вызывают определенные опасения. Связаны они с тем, что доступ к данным заявок в результате получат сотрудники сторонних организаций — государственных регуляторов. Сегодня площадка «Сбербанка-АСТ» абсолютно надежна, она не была скомпрометирована ни разу за все время своего существования, но если своим работникам компания доверяет полностью, то с чужими это, увы, не так.

Для оборонного заказа запрет на импорт самый жесткий, поэтому закупки по нему переводятся на отдельную специализированную площадку, которая будет реализована полностью на российском программном обеспечении. Разработкой и эксплуатацией площадки займется образованное в конце 2015 года ООО «АСТ-ГОЗ» — совместное предприятие «Сбербанка-АСТ» и госкорпорации «Ростех», — в тестовом режиме она должна заработать этим летом.

Другой проект, объявленный в конце 2014 года, по выражению Николая Андреева, уснул. Речь шла об интеграции торговых площадок «Сбербанка-АСТ» и SAP Arriba, однако в 2015-м стало понятно, что идея идет вразрез с общими тенденциями экономической политики, поэтому осуществить ее не удастся. Команда проекта переключилась на другие задачи, а сделанные наработки будут сохраняться до того времени, когда им найдется применение.

Государство традиционно предпочитает иметь дело с крупными поставщиками, но задача поддержки малого бизнеса поставлена, и доля малых предприятий, участвующих в торгах, постепенно растет как по суммам, так и по количеству заключенных контрактов. Расширяется и список продукции и услуг, закупаемых через электронные процедуры, — в 2015 году на площадке «Сбербанка-АСТ» проводились даже закупки такой сложной и нестандартной техники, как человекоподобные роботы и беспилотные вертолеты (контракт сейчас находится в стадии заключения).

И всё же лишь порядка 10% закупок проходят по категориям «Открытый аукцион», «Запрос котировок» и «Открытый конкурс» — это очень мало. Долю закупок у единственного поставщика, считает Николай Андреев, можно и нужно снижать, фактически такие закупки часто маскируются под другие процедуры с помощью чисто технических уловок. Устранить ряд очевидных лазеек помогли бы новые правила электронных конкурсов, но пока эти правила существуют только в виде законопроекта, а его принятие затягивается. Очевидно, затягиванию способствуют предприятия, которым выгодно действовать в обход открытых процедур, — прежде всего, как считает Николай Андреев, крупные строительные компании (хотя, наверное, не только они).

Количество и суммы электронных аукционов на площадке «Сбербанка-АСТ» в 2015 году снизились по сравнению с аналогичными показателями 2014-го, основная причина — сокращение бюджетных ассигнований. Государственным заказчикам приходится лучше считать деньги, и электронные торги им в этом помогают. Действительно, «Сбербанк-АСТ» отметил увеличение экономии при закупках в среднем на 17,5%. Самый яркий пример такого рода — поиск исполнителя для оценки стоимости активов ПАО «Сбербанк»: по результатам аукциона стоимость закупки снизилась на 97%.

Поскольку общий объем государственных закупок уменьшился, «Сбербанк-АСТ» стал меньше зарабатывать на их обеспечении. Однако компания активно развивает новые направления, в том числе непрофильные, так что ее показатели прибыли за прошедший год выросли на 12–13%, а по итогам нынешнего их предполагается удвоить.