Тема автоматизации управления корпоративными ресурсами беспроигрышна, потому что остается актуальной всегда. По широкому спектру вопросов, которые она в себя включает, нетрудно подобрать спикеров, хотя все её проблемы закрыть целиком представляется затруднительным. Поднимая данную проблематику в этот раз, мы хотели по возможности соединить ее с «модной» темой диджитализации. При этом расчёт был на то, что если мы и не будем явно склонять наших спикеров к вопросам цифровой трансформации бизнеса, они, рассуждая о «вечных истинах» корпоративной ИТ-поддержки, затронут и их. И пусть в данном случае они не будут выглядеть столь эффектно, как в многочисленных вводных и просветительских материалах, зато выделяемые из их тезисов мысли о сути диджитализации могли бы представлять практическую ценность.

Появление десятков и сотен миллиардов, а может, даже и триллионов датчиков, функционирование которых якобы будет тесно вплетено в технологию автоматизации бизнеса уже в обозримой перспективе, пока все же остается делом будущего. Вряд ли в России сегодня можно найти хоть одного практика, готового рассказать о внедрении и эксплуатации подобных вещей. Но количество этих сенсоров и не служит мерой зрелости ИТ-поддержки в настоящем или в будущем и уж точно не говорит ничего о способности компаний решать бизнес-задачи с помощью появляющихся технологий. Куда более значимыми индикаторами, тесно связанными с цифровым будущим, являются другие параметры ИТ-поддержки. И они как раз вполне рельефно проявляются уже сегодня.

Один их таких параметров — это возможность перехода к той схеме автоматизации, при которой вмешательство человека оказывается существенно ограниченным или вовсе исключается. Данная тенденция неотделима от становления цифрового бизнеса, хотя с количеством подключенных сенсоров она связана далеко не всегда.

Характерно, что о появлении таких процессов в явной форме говорит большинство наших собеседников, хотя каждый из них имеет в виду задачи своего бизнеса, характерную для него исходную ситуацию и текущие цели автоматизации. Так, для фармацевтической компании БИОКАД построение полностью роботизированного процесса прежде всего связано с соблюдением международных стандартов, которым должен следовать бизнес. Хотя высокая степень автоматизации как производственного, так и лабораторного оборудования в данном случае, безусловно, служит катализатором развития роботизированных процессов. Еще одним интересным трендом, способствующим если не полной роботизации, то по крайней мере существенному снижению влияния человеческого фактора при исполнении тех или иных процессов, в БИОКАДе является сквозная автоматизация полного жизненного цикла производимых препаратов. Характерный момент здесь — охват ИТ-поддержкой стадии исследовательских работ и соответственно сотрудников дивизиона R&D.

Для компании «Сухой» сквозная автоматизация всего жизненного цикла самолета и соответственно переход к электронному макету изделия — задача уже решенная, и сейчас стимулы к развитию роботизации в этой отрасли появляются скорее вследствие перехода к модели Product-as-a-Service. Крайне насыщенное и непрерывно осуществляемое информационное взаимодействие между производителем и эксплуатантом, наличия которого требует данная модель, по определению предполагает интенсивные потоки первичной информации и и ее полностью автоматизированную обработку. Однако в этой отрасли на, казалось бы, уже открытом пути к digital transformation стоит ряд ограничений, связанных прежде всего со сложностью и чрезвычайно высокими требованиями к надежности производимых изделий.

Цель сотрудников БИНБАНКа, занимающихся управлением ИТ-активами, состоит в построении таких схем автоматизации процессов, при которых влияние человеческого фактора сводится к минимуму. В данном случае стимулом скорее может стать максимальное стремление к кастомизации автоматизируемых процессов под клиента, что также является одной из важных характеристик концепции digital transformation. Кроме этого сама специфика активов позволяет управлять ими в полностью автоматизированном режиме.

Наконец, специалисты компаний «ТехноНИКОЛЬ» (производство) и «Интерторг» (розничная торговля) тоже в явной форме утверждают, что они активно выстраивают роботизированные процессы. При этом пресловутый человеческий фактор, если необходимо, пытаются минимизировать в том числе и с помощью административных мер.

Если вновь возвращаться ко всем вышеназванным примерам, можно отметить, что максимальная автоматизация или роботизация всех упомянутых нами процессов в большинстве своем захватывает внешнюю среду. А наличие плотной среды ИТ-взаимодействия, или, согласно новейшей терминологии, «связанного» бизнеса (connected business), также представляет собой характерную для цифровой трансформации особенность.