Сегодня по уровню развития цифровой экономики Россия находится на 39-м из 85 мест1, следует из отчета BCG «Россия-онлайн. Догнать нельзя отстать». Текущие среднегодовые темпы роста цифровизации (24% по индексу BCG e-Intensity) недостаточны для того, чтобы не отстать от лидеров ещё больше и обеспечить долгосрочную конкурентоспособность, убеждены авторы исследования. Уже в ближайшее пятилетие Россия рискует увеличить свое отставание от стран, лидирующих в развитии цифровой экономики, с текущих пяти-восьми до пятнадцати-двадцати лет, предупреждает BCG. И такой разрыв будет уже крайне сложно сократить даже в долгосрочной перспективе.

Сферы применения цифровых технологий

Этого разрыва надо стремиться избежать, для чего на государственном уровне предпринимается ряд инициатив. Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития российских регионов были обозначены в Концепции региональной информатизации2, утвержденной правительством РФ в 2014 году. В ней к числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, которые должны развиваться с широким использованием ИКТ, относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость, строительство, дорожное, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, безопасность, транспорт, связь, культура, энергетика, государственные и муниципальные финансы.

В сфере образования предполагается внедрить дистанционные формы подачи заявлений и зачисления в образовательные учреждения, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов и аттестаций, развитие инструментов электронного, в том числе дистанционного образования, обеспечивающих условия видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями.

В сфере здравоохранения планируется развивать информационные системы поддержки принятия врачебных решений и контроля за качеством медицинской помощи, предполагающих в том числе дистанционные медицинские консультации, удаленный доступ к медицинским данным, ведение медицинских карт в электронной форме. Среди других направлений внедрения ИКТ в этой сфере следует выделить создание современных эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, комплексную автоматизацию процессов управления медучреждениями, интеграцию внутренних информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными системами в сфере здравоохранения.

В области социального обеспечения с помощью информационных технологий будет автоматизирован учет получателей различных форм социальной помощи, граждане получат доступ к информации о своих правах на льготы, субсидии, пенсии, пособия, выплаты, медицинскую и материальную помощь. Формирование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства в других населенных пунктах позволит повысить трудовую мобильность граждан.

К основным направлениям внедрения ИКТ в транспортной сфере относятся создание диспетчерских центров управления движением с использованием навигационных систем; информирование участников дорожного движения в онлайн-режиме о чрезвычайных ситуациях, о загруженности дорог, метеорологической обстановке, фактическом расписании движения общественного транспорта; устройство системы автоматизированной фото- и видеофиксации, дистанционной оплаты штрафов.

Особая роль отводится информационным технологиям в деле обеспечения безопасности и предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций. К примерам их применения относятся формирование систем информирования и оповещения населения, комплексные системы видеонаблюдения, системы контроля доступа на опасные объекты, развитие современных инструментов экологического, сейсмического и иного контроля, комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Для активного продвижения некоторых направлений цифровизации потребуется внести изменения в российское законодательство. Например, сразу несколько крупных отечественных компаний разрабатывают проекты по дистанционному медицинскому обслуживанию, но по нынешним законам оказание телемедицинских услуг в нашей стране сильно ограничено. Подобные законодательные ограничения существуют и в других областях.

Новый импульс цифровизации российской экономики должна придать реализация проекта «Национальная технологическая инициатива» (НТИ)3, который предполагает системные решения по определению ключевых технологий для модернизации экономики. В числе основных направлений НТИ — распределенная энергетика, персональная медицина, распределенные системы беспилотных летательных аппаратов, морского транспорта без экипажа и управления автотранспортом без водителя, системы персонального производства и доставки еды и воды, децентрализованные финансовые системы и валюты, новые персональные системы безопасности. Правительством РФ уже утверждены дорожные карты по первым шести из перечисленных направлений. Финансирование НТИ в 2017 году составит около 12,5 млрд рублей4.

Форматы развития инновационных центров в России

В нашей стране можно выделить около двадцати регионов, наиболее активно развивающих инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, в которую входят технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, создание наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий и федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием.

Одной из популярных форм локализации высокотехнологичных производств в России становится формирование технопарков. Технопарк — это территориальный кластер, в котором для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации инноваций объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия. Всего в мире свыше семисот технопарков, больше всего их в США.

По данным Ассоциации кластеров и технопарков на конец 2016 года в России насчитывается 107 технопарков в сорока регионах, соответствующих принятым нормативным требованиям, еще 97 организаций имеют отдельные признаки технопарков5. Среди них только 44 развиваются частными собственниками, все остальные проекты реализуются в основном за счет государственных средств. В технопарках, которые уже есть, осуществляют деятельность более четырёх тысяч резидентов, из них 80% относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Информационно-коммуникационные технологии являются основной отраслью специализации для 40% российских технопарков.

Минпромторг России с 2014 года предоставляет регионам субсидии, компенсирующие расходы на строительство технопарков, а также субсидирует процентную ставку по кредитам, привлеченным управляющими компаниями для создания технопарков6. В 2016 году общий объем поддержки по этим инструментам составил 4,6 млрд рублей.

По результатам Национального рейтинга технопарков, составляемого Ассоциацией кластеров и технопарков, в число десяти наиболее эффективно функционирующих технопарков России входят несколько площадок, расположенных в Москве (нанотехнологический центр «Техноспарк», научный парк МГУ, технополис «Москва» и технопарк «Строгино»), две в Республике Татарстан (технопарки «Идея» и «ИТ-Парк»), а также «Технопарк-Мордовия», Ульяновский нанотехнологический центр, «Академпарк» в Новосибирской и «Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской областях.

Технопарк Сколково, первая очередь которого запущена в октябре 2016 года, должен стать крупнейшим технопарком России и ключевым объектом инновационной инфраструктуры всего Иннограда Сколково, через который участники получат доступ к каналам продаж, привлечению инвестиций и возможности встроить свои технологии в цепочки ведущих международных ком­паний.

В России, как и в зарубежных странах, ключевыми центрами развития и внедрения инноваций могли бы стать крупнейшие образовательные центры, для этого необходимо объединить усилия бизнес-сообщества, региональных властей и самих университетов. Для повышения конкурентоспособности российских вузов Министерство образования РФ с 2014 года реализует проект «5–100», в рамках которого 21 университет получает финансовую поддержку. Проект нацелен на вхождение российских вузов в число лидеров ключевых мировых рейтингов университетов, ежегодно на его реализацию выделяется более 10 млрд рублей.

Позиции российских высших учебных заведений в ведущих рейтингах вузов стран БРИКС и государств с развивающейся экономикой постепенно улучшаются. Так, в 2016 году в ТОП-100 рейтинга The BRICS & Emerging Economies Rankings вошли уже 24 российских университета, 16 из которых входят в проект «5–100». Лучший результат среди российских вузов показал МГУ им. М. В. Ломоносова, заняв третье место. Лидируют в рейтинге Пекинский и китайский университет Цинхуа.

Помимо традиционных технопарков в России есть так называемые нанотехнологические центры. Обязательным условием размещения в них резидентов становится вхождение управляющей компании центра в долю в стартап-проектах. Но пока российским технопаркам не хватает интеграции с ведущими технологическими вузами, и они недостаточно ориентированы на глобальный рынок. Собственные инновационные центры формируются при многих крупных вузах. В качестве примера можно привести инкубатор МГТУ им. Н. Э. Баумана, который входит в ТОП-500 бизнес-инкубаторов мира в рейтинге UBI Global.

Перспективы цифровизации

Цифровые технологии в мире активно развиваются и охватывают новые направления. Так, эксперты из Массачусетского технологического института ежегодно определяют наиболее перспективные разработки, которые впоследствии могут привести к технологическим прорывам в различных сферах жизни. Сейчас, по их мнению, в число таковых входят работы в области «зеленой» энергии, квантовых компьютеров, медицинских технологий (например, использование электродов для восстановления двигательных функций у людей с параличом), самоуправляемых транспортных средств, биометрических систем идентификации и технологий распознавания и сканирования окружающей среды.

При определении перспективных направлений цифровизации в России следует учитывать текущие мировые тренды и делать ставку на те направления, которые будут наиболее динамично развиваться в средне- и долгосрочной перспективе. Все перспективные технологии могут получить развитие в нашей стране, в первую очередь в крупных городах, и будут способствовать улучшению качества жизни и качественной трансформации городской среды.

1. http://www.bcg.ru/documents/file210280.pdf.

2. См. Постановление Правительства РФ № 2769р от 29.12.2014 (http://government.ru/media/files/Ea8O35fPr3I.pdf).

3. Утвержден Постановлением правительства РФ № 317 от 18.04.2016.

4. Программа «Национальная технологическая инициатива» (http://asi.ru/nti/).

5.http://nptechnopark.ru/documents/analitika/.

6. В соответствии с постановлениями Правительства РФ № 1119 от 30.10.2014 и № 831 от 11.08.2015.