Торговую компанию IKEA основал Ингвар Кампрад в 1943 году. Сеть гипермаркетов IKEA охватила весь мир, сейчас у компании насчитывается 158 магазинов в 29 странах. В магазинах IKEA бывает по 222 млн. посетителей в год, оборот компании в 1999-2000 году составил почти 17 млрд. голландских гульденов (около 8,5 млрд. долл.).

Очередной магазин IKEA был недавно открыт во Франции, в 2001 году появятся новые магазины IKEA во Франции и Германии. 22 марта 2000 года был открыт первый магазин IKEA в Москве.

О компании IKEA, о специфике работы в России и о задачах информатизации журналу Enterprise Partner рассказывает директор ООО "ИКЕА ТОРГ" г-н Герхард Эггерт.

Enterprise Partner: Господин Эггерт, не могли бы Вы рассказать нашим читателям немного об ИКЕА?

Герхард Эггерт: ИКЕА - компания, которая имеет единую концепцию, так же, как "Макдоналдс". Вы не найдете никакой разницы между магазином в Москве и магазином в Париже. Но ИКЕА - это гораздо больше, чем просто магазин, это место, куда людям нравится ходить. При входе в магазин вы видели детскую игровую комнату, где можно под присмотром оставить ребенка. Можно сделать перерыв и посидеть в ресторане самообслуживания, с хорошими ценами за хорошую еду. Если вам нужны транспортные услуги, мы их вам окажем.

EP: Когда компания пришла в Россию?

ГЭ: Впервые мы попытались начать работать в России около 10 лет назад. Впрочем, мы работали здесь и до того - в течение десятков лет мы покупали здесь товары. Ведь мы не сами производим нашу продукцию - мы разрабатываем ее, мы решаем, как она должна выглядеть, каким требованиям соответствовать, как она должна быть упакована. А после этого мы ищем, какие поставщики в мире могут дать нам это за хорошую цену... Но 10 лет назад мы впервые попытались открыть здесь магазин и столкнулись с невероятными проблемами. Все пришлось остановить.

Два или три года назад мы вновь приняли такое решение, и на этот раз нас не остановил даже август 1998 года. Ведь ИКЕА - компания, которая прежде всего смотрит в будущее. Мы не стремимся к быстрым деньгам. В некоторых странах, таких как Польша, и даже в США - прошло много лет, прежде чем мы смогли получить прибыль.

А поскольку ИКЕА - концептуальная компания, то нам нужен был здесь не просто магазин, а магазин, полностью отражающий нашу концепцию. Нас много раз предупреждали, что "русским не нравится то и русским не нравится это". В результате мы просто построили магазин по нашей концепции и видим, что русским он нравится.

Наш знаменитый каталог и описания продуктов - это тоже часть концепции ИКЕА. Такой каталог есть во всех 28 странах, где мы работаем, и в нем даются очень хорошие описания продуктов для покупателей, включающие наименование материала, из которого сделан продукт, назначение продукта и т.д. Иногда было непросто найти верные слова для описания продуктов на русском языке, и наши переводчики рылись в книгах, шли в музеи, в другие магазины. Отдельная проблема заключалась в том, что русский текст всегда получался больше по объему, чем аналогичный, скажем, английский.

EP: Информационная система российского офиса и магазина ИКЕА тоже сделана по образу и подобию общемировых?

ГЭ: В общем, да. Первое, что мы предприняли, - это было подключение к сети, ведь очень трудно жить без сетевых коммуникаций. У ИКЕА есть всемирная сеть, к которой подключены все офисы и торговые площадки. Во всем мире мы подключены к сети British Telecom, в России доступ к British Telecom нам обеспечивает "Комстар". Скорость доступа в Интернет сейчас составляет 128 Кбит/с.

Итак, мы подключились к сети и подключились к почте. У нас очень сложная внутренняя почтовая система Memo, разработанная нашей шведской командой. А затем... затем мы, попросту говоря, заказали все ИТ-компоненты, нужные для работы, и в результате получили примерно такую же ИТ-систему, какой обладают все подразделения ИКЕА во всех странах.

EP: А как же российская специфика, знаменитые российские трудности?

ГЭ: Когда вы приходите в страну с другим языком, вам придется много всего переводить - это так. А если в этой стране еще и другой алфавит, то работы предстоит существенно больше. Кроме того, вам придется адаптироваться к местному законодательству. Эти правила действуют абсолютно везде. Но когда люди приходят в Россию, они почему-то боятся, что здесь все будет еще сложнее. Скажу просто - за некоторыми исключениями, это не так.

Разумеется, когда речь идет о любой стране, в том числе и о России, необходимо учитывать массу специфических вещей - местное законодательство, локальные нужды и пр. Начали мы, разумеется, с использования кириллицы в наших программах и с перевода всего, что только можно, на русский язык. Но самое главное - это то, что мы являемся частью всемирной системы заказов ИКЕА. У нас достаточно сложная система учета товаропотоков. Соответственно, в каждом магазине должна быть система кассовых регистраторов, и на каждом складе должна быть складская система, и на каждом локальном предприятии должна быть бухгалтерская система, и в каждом ресторане должна быть ресторанная система... При этом система заказов должна быть интегрирована с торговой и складской системой. И не забудьте о том, что государство - будь то Италия, Венгрия или Россия - хочет получить свои налоги с того, что мы продали.

EP: Одним словом, у вас должна существовать система планирования ресурсов предприятия.

ГЭ: Разумеется. Но, тщательно изучив то, что в этом направлении было сделано SAP, Oracle и многими другими фирмами, мы сделали вывод, что на данный момент мы не можем использовать их продукты, потому что мы работаем слишком во многих странах, со слишком большим количеством различных программных и аппаратных средств, и вынуждены принимать во внимание слишком большое число исключений. Стандартные продукты не могут учесть всего, что нам нужно, и требуют слишком много специального программирования - во всяком случае, такова наша точка зрения. Так что мы продолжаем проектировать свою систему сами, с тем, чтобы она лучше подходила для нас, была более гибкой и т.д.

EP: Что касается организации работ по автоматизации конкретных офисов и магазинов - вы и здесь справляетесь сами?

ГЭ: Что вы, мы и не пытаемся! Это вовсе незачем. В течение дня у нас бывает 38 тыс. посетителей, и сбои в работе системы нам совсем не нужны. Разобравшись с тем, можно ли в данной стране использовать наше стандартное программное и аппаратное обеспечение, мы ищем правильного партнера. Наш партнер по автоматизации - Siemens Nixdorf (http://www.sni.de), а у них есть российский партнер - "Сервис Плюс" (http://www.servplus.ru). Эта компания выполнила всю необходимую адаптацию - от кассовых регистраторов до ресторанной системы - и помогла нам получить необходимые сертификаты. Теперь они обеспечивают нам всю сервисную поддержку. Люди из "Сервис Плюс" чувствуют себя ответственными за бесперебойную работу нашей информационной системы, а мы чувствуем себя полностью защищенными. Честно говоря, я никогда не встречал такого ответственного ИТ-персонала. Я работал в США, Швейцарии, Швеции, Бельгии, но лучшие работники - здесь.

EP: Если можно, немного подробнее о том, какие аппаратные и программные средства используются в ИКЕА.

ГЭ: Наша кассово-регистрационная система (Calypso) разработана компанией Siemens Nixdorf. Ресторанная система создана израильской компанией - разработчиком ПО. Все остальное разработано в ИКЕА.

В нашем кассовом зале - около 30 кассовых регистраторов; полагаю, это самый большой кассовый зал в Москве. Рабочих станций в этом здании около 200, это не только обычные рабочие станции, но и информационные киоски, установленные в торговом зале.

Серверов - 5 или 6, это Digital MicroVAX на базе Digital Alpha, работающие под ОС UNIX. Что касается рабочих станций, то сейчас мы меняем свой корпоративный стандарт на Dell, при этом во всех странах новые рабочие станции для ИКЕА заказываются с локальных торговых Web-серверов Dell. Мы определили свой стандарт, а Dell знает, что нам нужно, каков наш минимальный стандарт.

Стандартная операционная система рабочих станций - Windows NT Workstation, и если я говорю - стандарт, то я имею в виду стандарт, который мы используем по всему миру, во всех магазинах и офисах ИКЕА. Многие стандартные приложения, такие как почтовая система, - это, как я уже говорил, наши собственные разработки.

Чего мы не пытались делать - так это разрабатывать что-либо самостоятельно в России. Мы используем некоторые локальные разработки, такие как электронный словарь "МультиЛекс" компании "МедиаЛингва" (http://www.medialingua.ru) и правовые базы компаний "Гарант" (http://www.garant.ru) и "Консультант Плюс" (http://www.consultant.ru).

EP: Неужели обе эти базы?

ГЭ: О да, и мы используем их очень активно! Дело в том, что я не знаю ни одной страны - это, наверное, и есть то самое исключение, - в которой так часто изменялось бы законодательство, в том числе в плане таможни, налогов и т. п. А знать таможенное и налоговое законодательство очень важно, так как налоги и таможенные сборы во многом определяют цены на продукцию, а мы не можем установить цены на нашу продукцию в России выше, чем, скажем, в Германии - иначе мы здесь ничего не продадим. Не говоря уже о том, что нужно выполнять законы - просто потому, что их нужно выполнять.

EP: И как, получается?

ГЭ: Мы ввезли в страну уже около 2 тыс. грузовиков мебели, и ни одно должностное лицо от нас не получило за это ни копейки.

EP: Каким Вы видите будущее информатизации ИКЕА в России?

ГЭ: Во-первых, мы хотели бы, по возможности, перевести в онлайн как можно большее число наших связей с должностными лицами, поставщиками и т. д. Во-вторых, мы хотели бы более активно использовать Интернет и интрасети. Это то, к чему я рекомендовал бы стремиться любым торговым предприятиям в любой стране.

А что касается России - когда иностранные компании приходят в Россию, их часто шокируют так называемые "проблемы". Но ни в одной стране нет ничего настолько особенного, чтобы так переживать. Просто используйте свой опыт и ищите правильных партнеров.