Для телекоммуникационного оборудования многих производителей время простоя в течение года может составлять не более пяти минут: тогда говорят о надежности "пять девяток", то есть 99,999%. В ИТ-инфраструктуре оператора связи необходимо добиваться столь же бесперебойной работы от всех ее компонентов. О решении этой задачи для ИТ-инфраструктуры мы беседовали с заместителем генерального директора и директором межрегионального филиала информационно-сетевых технологий ОАО "Уралсвязьинформ" Михаилом Крымским.

Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, как вы видите задачи ИТ-служб операторов связи и, в частности, своего подразделения в свете современных тенденций развития телекоммуникаций.

Михаил Крымский:Мне кажется, что сегодня самые серьезные направления развития телекоммуникаций -- широкополосный доступ и технологии пакетной коммутации. Понятно, что это, во-первых, вызывает к жизни проекты по строительству новых сетей, которые создаются как широкополосные и работают по пакетной технологии, а во-вторых -- заставляет внедрять новые модели взаимодействия с абонентами. Совершенно естественно поэтому, что биллинг и управление взаимоотношениями с клиентами выступают как задачи первоочередной важности -- и в "Уралсвязьинформе", и у многих других операторов. Дальше уже идет автоматизация всевозможных технологических процессов и процессов управления, куда входят и бухгалтерский учет, и ERP, и многое другое.

Проект "Связьинвеста" по внедрению Oracle E-Business Suite -- как раз из того же ряда?

Да, это ERP -- система управления предприятием, она автоматизирует всю его деятельность. Сейчас мы заканчиваем внедрение первого релиза ERP-системы -- учет основных средств и кадровый учет. Параллельно работаем над вторым, который будет включать полный набор финансовой функциональности: заработную плату, мотивацию, учет доходов, расходов, основные средства, инвестиционные проекты. Самая актуальная информация о ходе всего проекта отражается на сайте "Связьинвеста", а мы, в свою очередь, строго придерживаемся утвержденного руководством графика внедрения.

Заметно, что в каждой из компаний "Связьинвеста" проект обладает индивидуальными особенностями. "Уралсвязьинформ" совместно с генеральным подрядчиком программы внедрения ERP компанией "Открытые технологии" построил для ERP-системы центр обработки данных с одним сверхмощным сервером -- HP SuperDome, системой хранения данных от другого производителя -- EMC2 и системой управления от третьего -- Micromuse. Чем объясняется выбор такого технического решения?

ЦОД -- только часть инфраструктуры компании, и в соответствии с нашими планами по ее комплексному развитию мы предпочитаем использовать наиболее эффективные решения от различных производителей, выбирая серверные системы одной компании, а системы хранения, например, от другой. Что же касается системы управления Netcool производства компании Micromuse, то мы сами включили ее в техническую архитектуру ЦОД на этапе проектирования. Этот компонент появился там по нашей инициативе -- мониторинга в первоначальной идеологии построения ЦОД не предусматривалось.

Если включение системы мониторинга в проект построения ЦОД было вашей инициативой и изначально не предусматривалось, то кто занимался в итоге его внедрением?

Внедрением занимались специалисты "Открытых технологий". Они выполняли работы по поставке в "Уралсвязьинформ" всего программного комплекса, устанавливали и настраивали Netcool, а также запускали систему в эксплуатацию. Что же касается изначального проектирования системы мониторинга, то эту работу мы проводили совместно с компанией "Крок".

Вернемся к Micromuse. Расскажите, пожалуйста, что это за система.

Она предназначена для мониторинга больших гетерогенных сетей (или гетерогенной среды) в режиме реального времени и обеспечивает комплексное предоставление данных обо всех ресурсах ЦОД. В том числе система позволяет контролировать работоспособность оборудования инженерной инфраструктуры и качественные показатели предоставляемых сервисов. То есть Netcool следит не только за сервером SuperDome и системой хранения, но и за оборудованием пожаротушения, кондиционирования, источниками бесперебойного питания...

Громадный плюс Netcool -- возможность проактивного мониторинга, который, в свою очередь, позволяет нам прогнозировать и локализовать аварийные ситуации. Это положительно влияет в целом на качество предоставления услуг пользователям.

А фактически что сегодня охвачено мониторингом?

В настоящее время -- ЦОД, но это сам по себе сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества систем. В него входят, конечно, главный сервер и система хранения, плюс огромное количество более мелких серверов, к примеру, серверы точного времени, резервного копирования и так далее. Еще две сети -- выделенная сеть хранения (SAN) и внутренняя сеть передачи данных ЦОД, инженерные системы. Micromuse осуществляет мониторинг всех этих компонентов. Развернув систему мониторинга в ЦОД, мы этим не ограничимся. У нас есть масса других сервисов, мощных вычислительных систем, активно развивается мультисервисная сеть. Все это мы будем постепенно подключать к системе мониторинга NetCool. В дальнейшем предполагается полностью охватить мониторингом ИТ-инфраструктуру.

Что представляет собой мониторинг организационно?

У нас создан отдел мониторинга. Физически он расположен в том же здании, что и центр обработки данных, в отдельном помещении. Там установлены терминалы, и на их экранах можно видеть и контролировать все компоненты, запущенные в систему мониторинга: например, отслеживать состояния линков сетевого оборудования, загрузку процессоров серверов SuperDome, использование дискового пространства. Сотрудники работают круглосуточно, в посменном режиме. Один сменный инженер дежурит всегда, а днем присутствуют и более квалифицированные специалисты, которые могут принимать решения в случае каких-то серьезных неполадок.

Расскажите, пожалуйста, о ходе внедрения. Приходилось ли вам сталкиваться со сложностями, и если да, то с какими?

Каких-то особых сложностей не было. Micromuse Netcool -- продукт очень гибкий. Конечно, потребовался большой объем работ по установке и настройке компонентов системы, но это не было неожиданностью.

Кто сопровождает проект?

Полномасштабную техническую поддержку проекта обеспечивает поставщик системы мониторинга, то есть компания "Открытые технологии". Но в будущем мы предполагаем перейти на сопровождение системы собственными силами, для чего и планируем сейчас провести углубленное обучение собственных сотрудников.

В чем, на ваш взгляд, главное значение этого проекта?

Он позволил нам успешно решить комплексные задачи -- обеспечить отказоустойчивость, своевременную масштабируемость, адаптируемость к новым задачам, безопасность данных. Благодаря внедрению Micromuse мы смогли ввести новый уровень эксплуатации ИТ-систем и обеспечить такое качество услуг, какого развитие бизнеса компании сейчас требует от ИТ.

Не секрет, что эксплуатация ИТ-служб сегодня поставлена далеко не так хорошо, как эксплуатация служб телекоммуникационных. В телекоммуникациях она регламентируется документами, которые создавались десятилетия, а в ИТ-отрасли таких документов никогда не было. Поэтому можно наблюдать достаточно прохладное отношение многих компаний к ИТ-активам и ИТ-сервисам. Внедрение системы мониторинга как раз позволит нам -- и уже позволило -- качественно изменить ИТ-эксплуатацию. Впервые она будет полностью соответствовать самым современным требованиям. Для бизнеса необходимо качество предоставления сервисов. Оно достигается оперативностью, проактивным мониторингом, предупреждением неисправностей, а не их устранением. В перспективе это позволит поднять на новую ступень уровень предоставления услуг потребителям ИТ-сервисов, а следовательно, повысить конкурентоспособность всей нашей компании.

ОАО "Уралсвязьинформ" --

крупнейший оператор местной, внутризоновой, мобильной телефонии и Интернет-услуг Уральского региона. Компания работает на территории семи субъектов РФ общей площадью 1,9 млн кв. км с населением более 15 млн человек: Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

На 1 января 2006 года ОАО "Уралсвязьинформ" обслуживает 3,6 млн абонентов фиксированной и 3,7 млн абонентов сотовой связи, более 500 тыс. пользователей Интернета. Услуги сотовой связи и новые услуги оказывает под торговой маркой Utel/Ютел.