В рамках федеральной программы "Развитие судебной системы в России" в арбитражных судах нашей страны создаются мощные современные центры обработки данных (ЦОД). О задачах, которые будут решаться с помощью нового оборудования, и о проблемах, связанных с его внедрением, мы беседуем с Игорем Соловьевым, начальником управления информатизации и связи Высшего арбитражного суда РФ.

Intelligent Enterprise: Судебное дело в сознании людей прочно ассоциируется с массой бумаг. Каким образом мощные и современные ЦОДы могут помочь делопроизводству в судах?

Игорь Соловьев: Мы поставили задачу развить систему электронного правосудия. Нужно подчеркнуть, что электронное правосудие не означает отказа от бумажных документов - они продолжают существовать на прежних основаниях, но с них теперь снимаются электронные копии. Решения становятся доступны в электронном виде, дела будут сканироваться и сохраняться в базе данных как графические образы.

Электронные дела должны стать прорывом к созданию системы электронного правосудия. С ними будет возможно, например, запросить дело из архива другого суда. Упростится ознакомление адвокатов с делами в производстве: сейчас дела выдаются им по заявке, и они должны читать их и делать выписки (либо копировать) под присмотром специального сотрудника, который следит за сохранностью документов. Для электронной копии, хранящейся на сервере в ЦОДе, такие предосторожности уже не нужны: адвокат может просто ввести свои идентификационные данные и получить доступ к делу для чтения.

Наверняка не обойдется и без проблем: скажем, пока дело находится в производстве, посторонние лица не имеют права с ним знакомиться, и если бумажный документ вынести из суда адвокату никто не даст, то его электронную копию (или идентификационные данные для доступа) он без труда может переправить куда захочет - по крайней мере технически это очень просто. Однако опыт зарубежных стран, таких как США, показывает, что все подобные сложности разрешимы. Американские адвокаты могут читать дела, как электронную почту, находясь где угодно, - и не нарушают регламентов.

Отдельный вопрос - ретроконверсия, т. е. сканирование завершенных дел. Это очень дорогое удовольствие, поэтому сканироваться заведомо будут только дела за последний год и, по-видимому, не все, а лишь попавшие в кассационную инстанцию - они составляют около 30% всех дел; оставшиеся же 70%, решения по которым были обжалованы лишь однажды или не обжаловались вообще, скорее всего представляют мало интереса и не будут востребованы специалистами.

Арбитражных судов сравнительно немного, и они работают только с юридическими лицами. (Кстати, рост их количества находится в прямой зависимости от развития отечественной экономики: чем больше в регионе предприятий, тем выше вероятность конфликтов между ними.) Штатная численность сотрудников в нашей системе - порядка 10 тысяч, причем среди них немало молодых, вполне умеющих обращаться с компьютером, так что задача электронизации представляется вполне обозримой.

А ускорится ли при этом рассмотрение дел?

В действительности соответствующие сроки зафиксированы в Арбитражно-процессуальном кодексе, и они очень жесткие: скажем, кассационная инстанция - все равно, с компьютером или без - должна рассмотреть дело в течение месяца, надзорная обязана в течение пяти дней ответить, приняла ли она заявление к рассмотрению (отказ необходимо документально обосновать), и т. д. Эксперты утверждают, что в нашей стране весь цикл от первой инстанции до высшей (надзора) можно пройти за полтора года, - во многих странах Западной Европы это занимает значительно больше времени. Мы стремимся не столько ускорить судопроизводство, сколько сделать его более эффективным и полностью открытым, чтобы люди перестали с подозрением относиться к судебному разбирательству как таковому и считали его нормальным цивилизованным способом разрешения конфликтов. Уже сейчас на нашем сайте каждый может видеть документы первой инстанции, апелляции и кассации, т. е. всю историю дела, позволяющую понять, почему было принято именно такое, а не другое решение.

В случае электронных дел эффективность рассмотрения выше в первую очередь за счет их большей доступности: с одним делом могут одновременно знакомиться несколько человек - судья, его помощник, приглашенный специалист-консультант и т. п. А для истца электронное правосудие значительно упрощает подачу искового заявления - это можно сделать не выходя из дома (чем, кстати, очень активно пользуются американцы). Благодаря видеосвязи руководители компании, физически находясь в офисе, могут виртуально присутствовать на судебном заседании, где их интересы представляет адвокат, и экономить таким образом время и деньги на поездку в суд. Вынесенное решение может быть получено в электронном виде, тут же обжаловано либо передано в другие органы (скажем, в налоговую инспекцию) и т. д. Так что если собственно рассмотрение и не ускоряется, то простота "входа" и "выхода" возрастает очень существенно.

Как ЦОДы задействованы в организации доступа к судебным решениям?

Наши ЦОДы - очень молодые, им не исполнилось еще и года, и мы только вступаем на цивилизованный путь, который должен привести нас к электронному правосудию. На данный момент у нас с помощью ЦОДа реализован проект публикации в Интернете судебных решений, следующим будет проект "Электронные дела".

Здесь необходимо вкратце сказать о структуре арбитражных судов и ЦОДов. Высший арбитражный суд, где находится главный ЦОД, - это самый верхний, четвертый уровень иерархии, надзорная инстанция. Третий уровень - кассационную инстанцию - составляют десять окружных арбитражных судов. Там создаются региональные ЦОДы - на сегодня их построено четыре и еще шесть запланировано. Окружным судам, в свою очередь, подчинены суды первой инстанции, а также апелляционные суды, в тех и в других устанавливаются простые серверы с небольшими системами резервирования, и хранящиеся на таком сервере данные доступны в соответствующей локальной сети. Мы специально не ставим туда "тяжелое" оборудование: для него нет ни подготовленных помещений, ни систем охлаждения, ни резервного электропитания.

Каждую ночь проводится односторонняя репликация всей информации из апелляционных судов и судов первой инстанции "наверх", в ЦОД округа. Таким образом, в нем хранится полная копия данных всех нижележащих судов, и в случае утраты информации в каком-то суде она может быть восстановлена по копии. Между ЦОДами округов и главным ЦОДом также осуществляется односторонняя репликация, и эта, третья копия уже доступна публично - через интернет-портал, действующий на нашем сайте.

Для электронных дел предполагается применить аналогичную схему?

Нет, образы дел планируется передавать в ЦОДы округов, но не выше - централизованное хранение всех материалов обошлось бы слишком дорого. Юрист может запросить электронную копию нужного ему дела в региональном ЦОДе, а к копиям на серверах апелляционных судов и судов первой инстанции будет только локальный доступ. Это связано, с одной стороны, с соображениями безопасности, с другой - с возможностями подключения к Интернету: все суды округов имеют широкополосные каналы 10 Мбит/с, в то время как для нижележащих инстанций скорость постепенно предполагается довести до 2 Мбит/c, а сейчас ее типичное значение - 128 или 256 кбит/c. В настоящее время мы используем просто открытые каналы, но в дальнейшем, в 2007-2011 годах, намереваемся построить наложенную ведомственную сеть: именно через нее будет предоставляться доступ к отсканированным делам.

Расскажите о ваших подходах к построению ЦОД...

Проект по построению ЦОД финансировался Всемирным банком, который объявил международный тендер на поставку оборудования. Победителем стал российский интегратор Business Computer Center, предложивший решение на основе продуктов HP. Все ЦОДы в проекте однотипны, только главный отличается от остальных бoльшими объемами хранения данных. Разумеется, есть и системы резервного копирования на ленты. Для обеспечения бесперебойного электропитания в главном ЦОД мы используем APC Symmetra InfraStruXure, в региональных, которые меньше по размеру, - не столь мощные модели. Конечно, качественное электропитание для ЦОДа очень нужно - государственные ведомства вовсе не застрахованы от обесточивания, поэтому мы планируем установить дизель-генераторы.

Столкнулись ли вы с трудностями при реализации проекта?

Не в связи с компьютерным оборудованием - с ним всё просто, и до сих пор проблем с аппаратурой у нас не было. Но тяжелой задачей оказалась подготовка помещений - усиление пола, установка систем электропитания и охлаждения.
Электропитание было больным вопросом везде, включая Москву и Петербург. Мы проводили специальный кабель, потому что имевшийся не был рассчитан на ту нагрузку, которую создавал ЦОД. Нынешнее здание Высшего арбитражного суда строилось без учета проблем вентиляции, и шесть кондиционеров надо было вывести во двор, к гаражному отделению, что также потребовало серьезных работ. Но нет худа без добра - теперь у нас есть серверная комната, которая намного лучше и просторнее прежней, существенно модернизирована электросеть.

Вся подготовка помещений выполнялась за счет собственных средств судов, Всемирный банк финансировал только закупку аппаратуры. Впрочем, дело здесь не в деньгах, а во времени: согласование какой-нибудь мелочи могло тянуться месяц, так что не удавалось начать установку оборудования, а между тем срыв согласованных сроков проекта был недопустим.

Как вы планируете решать эти проблемы в дальнейшем, при построении ЦОДов в округах?

Сейчас мы работаем над новым проектом, для реализации которого Всемирный банк предоставляет нам новый заём, - по установке ЦОДов в шести оставшихся округах. Соответственно необходимо подумать о помещениях. Если все наши ЦОДы однотипны, то здания, наоборот, уникальны, а некоторые даже охраняются как исторические или архитектурные памятники: например, арбитражный суд Поволжского округа разместился в казанском кремле, Волго-Вятского - в кремле Нижнего Новгорода.

Эти проекты начнутся с того, что в округа поедут инженеры - специалисты именно в области инфраструктуры ЦОД; они исследуют готовность зданий для установки оборудования, определят, что нужно сделать, чтобы создать условия для размещения ЦОД, и оценят стоимость работ. Для исторических зданий могут потребоваться специальные инженерные решения - например, с применением внутренних кондиционеров (наружные в ряде случаев недопустимы). Во второй очереди проекта - в отличие от первой - кондиционеры будут включены в перечень оборудования, оплачиваемого Всемирным банком. А источники бесперебойного питания в этот перечень включались всегда.

Сейчас для окружных судов постепенно строятся новые здания, в которых будет всё, что нужно для ЦОД. Запланирована и полная перестройка здания Высшего арбитражного суда в Москве. Но это длительный процесс, а нам надо двигаться вперед уже сейчас. Поэтому мы не можем ждать идеальных помещений и засучив рукава работаем с тем, что у нас есть.