В нашей почте стали появляться вопросы о понятии интеллектуального здания. Интеллектуальное здание - термин, который часто можно услышать в последнее время . Что это такое? Какие системы входят в "интеллектуальную" начинку здания? Каково решение вопросов надежности, и какова эффективность подобных решений? Обо всем этом мы беседуем с Александром Ласым, директором департамента автоматизации инженерных систем компании КРОК.

Что такое интеллектуальное здание, и почему возникает необходимость в нем?

Главная идея такой "интеллектуальности", или, скорее, автоматизированности - в том, что все системы здания работают слаженно и согласованно друг с другом. Действия одной системы не должны противоречить действиям другой. Такое согласование происходит на уровне алгоритмов, заложенных инженером - проектировщиком "интеллектуальной" начинки. Интеллектуальное здание - это в первую очередь офисное здание. Существует родственное понятие "умный дом", но оно касается автоматизированных жилых помещений. Разница здесь в самой концепции - для индивидуального пользователя главной потребностью является комфорт. А для офисных центров очень важны и другие требования: обеспечение безопасности, разграничение доступа и экономия ресурсов.

Если брать мировые тенденции, то с учетом ограниченности и дороговизны энергоресурсов интеллектуальное здание помогает оптимизировать их затраты. Например, в большинстве наших домов мощность радиатора отопления не регулируется. Если зимой случилась оттепель, люди открывают окна, чтобы в помещении было не так жарко, и фактически отапливают улицу. Либо включают сильнее кондиционер - а это вообще удваивает траты электроэнергии. В офисных зданиях сплошь и рядом остается включенным на ночь или на выходные освещение. Интеллектуальное здание - не допускает таких утечек энергии, а значит, и финансовых потерь не происходит. В итоге за весь срок службы здания эксплуатационные расходы уменьшаются в полтора раза. Именно в этом видят на Западе привлекательность подобных зданий. Конечно, у нас в России энергоресурсы дешевле, поэтому хотя в процентном отношении экономия получается такая же, в абсолютных цифрах она меньше.

Для нашей страны среди причин спроса на интеллектуальные здания на первое место выходит уровень комфорта. Ведь стремление к комфорту и удобству безгранично. Даже те, кто работает в офисах класса "А", хотят улучшить свои условия работы - а также повысить безопасность, минимизировать или предотвратить аварии. Аварии страшны не сами по себе, а своими последствиями. Любое ЧП начинается с мелочи, неполадки в той или иной системе. Такую неполадку наверняка можно было бы заметить и своевременно устранить благодаря постоянному мониторингу и заменам деталей в профилактическом режиме. Это важно для любого здания, но для зданий со сложными архитектурными решениями, для зданий высокой этажности, в которых работает большое количество людей, безопасность является проблемой номер один. Здесь ценность интеллектуальных систем измеряется уже не деньгами, а безопасностью людей и их жизнями.

Другая причина, по которой выгодно размещать офис именно в интеллектуальном здании, - снижение расходов на ремонт и эксплуатацию всех систем. Не требуется содержать целый штат постоянных специалистов-ремонтников. Появляется одна эксплуатационная служба вместо многих, отвечающих каждая только за одну систему. Поскольку вся информация о работе систем жизнеобеспечения здания может передаваться дистанционно, для контроля достаточно нескольких операторов, которые могут в удаленном режиме следить за всеми важными параметрами, а также дистанционно управлять определенными изменениями в той или иной системе. Подобная диспетчерская способна обслуживать сразу несколько домов. Сейчас уже существуют компании, специализирующиеся именно на обслуживании интеллектуальных зданий.

Безусловно, внедрение "интеллектуальной" начинки повышает стоимость здания. По общемировой статистике, затраты на строительство за счет интеллектуальной начинки возрастают примерно на 50%. Но надо помнить, что и стоимость эксплуатации за весь срок жизни здания понизится также в полтора раза.

Какие системы входят в "интеллектуальную" начинку здания?

Существует три группы систем интеллектуального здания. В первую очередь это системы автоматизации инженерных систем - кондиционирования, водоснабжения, электроснабжения, отопления, вентиляции, канализации. Такие системы называли системами диспетчеризации инженерных систем.

Вторая группа - системы безопасности. Раньше отдельные системы безопасности не были объединены и работали несогласованно. Сейчас же многие такие системы сами по себе достаточно интеллектуальны и принимают некоторые решения в области безопасности без участия человека. У интеллектуального здания может быть целый ряд систем безопасности - начиная от автоматической системы пожаротушения и заканчивая биометрией.

Третья группа - информационные системы, без них офисное помещение сегодня не может быть полноценным. Либо они закладываются в полном объеме с самого начала, либо - если здание будет сдаваться в аренду по частям - должны существовать возможности подключения компаниями-арендаторами собственного ИТ-оборудования. Например, это касается каналов связи.

Если говорить об особенностях работы различных систем интеллектуального здания, отметим главное - уже на этапе проектирования необходимо предусматривать наличие интеллектуальной составляющей здания. Для полноценного управления работой любой системы, например электросетей, нужно еще на этапе проектирования установить различные датчиками. Это даст возможность полного контроля за работой системы. Да и вообще, готовый архитектурный проект, в который потом уже пытаются добавить элементы "интеллекта", в результате даст просто автоматизированное здание, но не интеллектуальное в полном смысле слова.

Как обстоят дела с надежностью работы систем интеллектуального здания? Насколько возрастают риски?

Высокая надежность предоставляемых услуг входит в саму идею интеллектуального здания. В технической реализации такой надежности ничего нового за последние десятки лет не придумали - это дублирование, создание резервных систем. Все это старо как технический мир. Главное - не допустить отказа системы, принять превентивные меры. Теоретически это понятно, но на практике российские компании часто не готовы платить за повышенную надежность, по традиции полагаясь на авось и надеясь, что уж с ними никаких ЧП не произойдет. Например, мы предлагали одному из банков при проектировании здания для него проложить резервную линию связи. Банк отказался, мотивируя это тем, что вполне достаточно и одной. А потом через три или четыре месяца при ремонте трубы на соседней улице экскаваторщик порвал кабель, и в результате банк остался без связи на несколько часов, что для такой организации означает миллионные убытки.

Надежности можно добиваться безгранично, но каждая следующая степень надежности всегда обходится на порядок дороже. И здесь компания вынуждена идти на компромисс. На проект выделяется определенная сумма, и за нее можно получить определенный уровень безопасности и надежности. Российские компании, даже решившись на строительство интеллектуального здания, хотят сэкономить и, увидев окончательную сумму расходов, часто говорят - давайте мы от этого откажемся. В результате вместо осуществившейся мечты получается частичное решение. Это касается как установки резервных систем, так и просто количества датчиков пожаротушения или кондиционеров. К сожалению, стремясь сэкономить, менеджеры не понимают вопросов обеспечения отказоустойчивости. У российских компаний сегодня нет культуры оценки рисков, традиционной для западной экономики.

Надо отметить, что перевод всех систем жизнеобеспечения в тесную связку с ИТ-решениями (а именно это мы и видим в интеллектуальном здании) сам по себе создает дополнительные риски, связанные с хранением и передачей всей информации, касающейся функционирования этих систем здания. Поскольку все процессы в нем управляются дистанционно, это предъявляет высокие требования к защищенности системы передачи такой информации. Есть, например, решения, которые не позволяют удаленно вмешиваться непосредственно в работу систем здания. То есть диспетчер узнает о случившейся аварии, но вмешаться в работу системы можно только на месте, в крайнем случае - по специальному каналу связи повышенной защищенности. Это помогает предотвратить возможность дистанционного выведения системы из строя злоумышленником. Однако надо помнить, что риски несанкционированного вмешательства в работу систем несут не только владельцы и арендаторы площадей интеллектуальных зданий. Все это касается любой организации, пользующейся ИТ-средствами для передачи важной информации.