Организация популярного ныне сквозного взаимодействия по цепочке поставок в секторе FMCG имеет ряд своеобразных моментов, из-за которых весьма трудно правильно расставить акценты автоматизации, необходимые для создания высококонкурентного бизнеса. Об этих нюансах рассуждает Ферри Аболхассан, исполнительный директор SAP в регионе EMEA NEWS (North, East, West, South).

Intelligent Enterprise: Какие проблемы вы видите в области информационной поддержки товарной продукции в отрасли FMCG?

Ферри Аболхассан: Важная отличительная черта, характерная для сегодняшнего уровня развития этого сегмента, заключается в том, что покупатель хочет иметь о товаре максимум информации: в какой стране и даже в каком ее регионе он произведен, какие при этом применялись (или не применялись) технологии, а если речь идет о продуктах питания, то еще и такие дополнительные параметры, как, например, калорийность, состав пищевых продуктов и т. д.

Сложности информационной поддерж­ки товаров в отрасли FMCG состоят не столько в традиционном документарном сопровождении партий товара (что с помощью ИТ-систем научились делать давно), сколько в возможности физически отслеживать его движение — иногда до уровня от­­дельного экземпляра. Тем более, что и волатильный спрос, и высокая взаимная корреляция спроса между многими категориями продуктов, свойственные именно FMCG, лишь обуславливают дополнительную необходимость детально отслеживать движение товара по цепочке.

Одна из современных тенденций — сильный акцент компаний сектора FMCG на изучение потребительского спроса и активный маркетинг своей продукции…

Действительно, динамика и ориентированность отрасли FMCG на клиента приводят к тому, что конкуренция здесь в значительной мере происходит на уровне торговой марки, а значит, затрагивает такие вещи, как сервис (если это для продукта актуально) или удовлетворение спроса на товар определенного качества по определенной цене в определенное время. И в гораздо меньшей степени заказчика интересует, скажем, тот факт, что непримиримые на рынке конкуренты могут получать детали изделия или же отдельные ингредиенты какого-либо пищевого продукта с одних и тех же заводов.

Например, компания, производящая известный напиток Red Bull, прекрасно это понимает. И соответственно сосредотачивает усилия на тех функциях, которые способны удовлетворить просчитанный заранее спрос и соответствовать собственной амбициозной маркетинговой стратегии. Точнее, она стремится контролировать весь процесс движения товаров и информации как от производителя к потребителю, так и в обратном направлении, старается держать в своих руках все рычаги управления, чтобы даже при небольшом отклонении от запланированного графика в любой момент оперативно выправить ситуацию. При этом у компании может не быть ни собственного производства, ни транспорта, ни складских помещений, владельцы которых действуют совершенно самостоятельно. Иными словами, в конкурентной борьбе на рынке (а в динамичном секторе FMCG в особенности) все большее значение приобретает управление процессами, проходящими сквозь всю цепочку поставок, и ключевую роль здесь играет владение информацией, а не владение ресурсами. И в этой ситуации на передний план выходит наша платформа SAP NetWeaver, позволяющая связывать бизнес-процессы.

И значит, автоматизация всей цепочки поставок в сегменте FMCG чрезвычайно важна?

Согласно классическим принципам цепочка поставок всегда планируется от спроса, и для предприятий сектора FMCG этот принцип имеет особое значение. Во-первых, спрос со стороны потребителя часто импульсивен и трудно прогнозируем, а во-вторых, исходные данные, по которым необходимо его изучать, предельно деагрегированы. Если во многих других отраслях данные о спросе в той или иной мере изначально консолидированы, то в FMCG все по-другому. Фактически модель спроса здесь должна строиться исходя из данных о том, что приобрел один-единственный покупатель в результате однократного посещения торгового предприятия.

Только потом вся информация консолидируется, обрабатывается, на ее основе строятся модели и в конце концов выдается обоснованный прогноз. В FMCG всю эту работу практически полностью приходится делать при помощи информационных систем.

После составления прогноза все звенья цепи соответственно профилю их деятельности должны быть обеспечены адекватными инструментами оперативного планирования. Результаты же этого планирования в каждом звене не могут представлять интерес только для него самого. Они должны иметь единое значение, адекватно понимаемое в масштабах всей цепи. Лишь при таком условии нюансы проведенного анализа спроса будут быстро (для FMCG это очень важно) и правильно трансформированы в определенную последовательность действий на каждом участке, а все эти действия в совокупности будут служить цели быстрой доставки товара в нужное время, нужное место и в полном соответствии с просчитанным спросом. Понятно, что информационное решение здесь будет включать самые разные функции, но при этом оно должно быть интегрированным в очень высокой степени.